Байкал

Байкал — самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды. Экспедиции на озеро проходят в течение всего года, даже зимой – спрос на них есть всегда. Но главное, за чем отправляются туристы и путешественники зимой на Байкал, – это, конечно же, байкальский лед. Необыкновенно прозрачная вода озера принимает самые причудливые формы, когда замерзает. На Байкале можно найти и гигантские торосы, и становые щели, и невероятной красоты трещины на льду.

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/20
ISO: 100
Фокусное расстояние: 19 mm
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24 f/2.8 ED

Фотограф и амбассадор компании Nikon Даниил Коржонов отправился в марте в фотопутешествие на Байкал. По словам Даниила, ранняя весна – один из самых удобных для съемки периодов.

«В марте лёд ещё прозрачен, а температура уже более комфортная для съёмок. Немногим захочется подолгу снимать в –30 С, когда Байкал зимой замерзает. Ну, а всё же, если хочется увидеть самый чистый лёд, то нужно ехать в январе, сразу после того как Байкал встанет, – тогда торосы самые прозрачные, а лёд не затоптан и не заезжен, и ледовые пещеры чистые, все сверкает»

Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/1600
ISO: 500
Фокусное расстояние: 200 mm
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 80-200 f/2.8 ED

Маршрут фотопутешествия был следующим: Иркутск – Ольхон (радиальные выезды) – Листвянка (радиальные выезды на хивусе – судне на воздушной подушке (прим. ред.)). Ледовую часть маршрута Даниил прокладывал вместе с Александром Бурмейстером.  По словам фотографа, несмотря на внушительную толщину льда – зимой озеро промерзает на глубину 1–1,5 метра, – каждый год на Байкале проваливаются под лед машины, поэтому нужно строго соблюдать правила безопасности на льду и пользоваться услугами опытных проводников, знающих озеро.

Походный набор фотографа обычно выглядит так: камера Nikon D810, объективы AF-S NIKKOR 24-70 f/2.8G ED, AF-S NIKKOR 80-200 f/2.8 ED, AF-S NIKKOR 14-24 f/2.8 ED. Также для съемки, как правило, в зависимости от геоландшафта, используются штативы Gitzo, фонарики Petzl и фонарики типа «факел», которые Даниил берет в самом обычном хозяйственном магазине.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 30 sec
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 15 mm
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24 f/2.8 ED

Даниил довольно часто использует фонарики для проработки отдельных деталей фото. При ночной съемке фонарик необходим, потому что предугадать, будет ночь ясной или нет, очень сложно. Впрочем, не всегда и лунная ночь может сыграть на руку фотографу:

«Обычно Луна даёт сильную засветку, даже если видна только четверть Луны, поэтому звёзд видно меньше. Однако плюс Луны может быть в том, что она даёт свой собственный холодный свет. Поэтому окружающий пейзаж освещён, в отличие от безлунных сцен, которые приходится освещать фонариком. Да и дальние планы, такие как горы на горизонте, не проработаешь в любом случае. Поэтому иногда мы даже оставляем камеры до восхода Луны в том же положении, чтобы проработать пейзаж вдалеке. Также кадры с северным сиянием выглядят очень эффектно, когда пейзаж освещён Луной»

Особенно удивительно ночью выглядит место у скалы Шаманка. 13 столбов-сэргэ – ритуальных столбов и деревьев у бурят и якутов, которые связаны с культом коня, а также являются символом дерева жизни – стоят в ряд, и люди со всего света приезжают, чтобы завязать ленточку определенного цвета. Каждый цвет значит особое желание, например, белый – благодарность духам и просьбу о помощи.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 30 sec
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 15 mm
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24 f/2.8 ED

«Столбы подчеркнуто выделены на фоне звёздного неба – мы подсветили их фонариками сзади, сбоку справа и чуть спереди. Без подсветки сэргэ тонут на фоне тёмного неба в тёмных плоских силуэтах. Ну, а для съёмки звёздного неба нужен хороший широкоугольный светосильный объектив. В моём случае это AF-S NIKKOR 14-24 f/2.8 ED. Без камеры с чувствительной матрицей не обойтись – ночные кадры я снимаю либо с Nikon D810, либо с Nikon D810А. Обычно снимаю на следующих параметрах: ISO 3200, f/2.8, 14 mm, 30 sec. Если у вас объектив, отличный от 14 mm, пользуйтесь правилом «600» для подсчёта выдержки: 600/фокусное расстояние (эквивалентное фулфрейм-матрицам) = ваша выдержка. И еще: важно снимать при очень чистом небе, через 2–3 часа после заката и позже»

Несмотря на отсутствие солнца, ночная съемка – дело нелегкое, а подчас даже более трудное в техническом плане. Съемка в этот период производится, конечно же, со штатива – инструмента, выбором которого также не стоит пренебрегать. Тренога должна быть устойчивая и тяжелая, чтобы свести к минимуму риск подвижности. Фонарики также используются в режимное время – в сумерки – для прорисовки отдельных деталей композиции. По словам фотографа, весной на Байкале стелятся небольшие туманы по озеру, поэтому свет фонарика получается направленным, рисующим. 

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 30 sec
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 14 mm
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24 f/2.8 ED

«Вот как раз случай, когда стало светать. Звёзд не так много уже, зато пейзаж освещён мягким светом сумерек. Иногда можно сделать второй кадр в сумерках, с разницей в 30–60 минут, оставив камеру в одном положении штатива, сделав первый кадр с красивым звёздным небом. Здесь небольшая подсветка дерева фонариком сбоку слева. Подсветка Шаманки от деревни»

Скала Шаманка – это мыс в средней части западного побережья острова Ольхон. У северной оконечности острова – мыса Хобой – ландшафт несколько меняется: здесь можно встретить резко обрывающиеся в воду скалы, которые напоминают клыки (с бурятского «хобой» как раз переводится как «клык»), а также ледяные пещеры и гроты.

Диафрагма: f/14.0
Выдержка: 1/500
ISO: 200
Фокусное расстояние: 24 mm
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70 f/2.8G ED

Тем, кто собирается в подобный поход впервые, Даниил рекомендует брать с собой следующий набор техники: камеру NIKKOR D810, объективы AF-S NIKKOR 24-70 f/2.8G ED, AF-S NIKKOR 80-200 f/2.8 ED, AF-S NIKKOR 14-24 f/2.8 ED, AF-S NIKKOR  58mm f/1.4G, а также штатив (лучше до 2 кг), фильтры и пару фонариков для подсвет­­ки. Фотограф уже много лет  снимает на технику Nikon. По его словам, камеры Nikon обладают одним из лучших показателей цветопередачи. Один из любимых объективов Даниила – AF-S NIKKOR 14-24 f/2.8 ED. Этот сверхширокоугольный объектив с исключительной резкостью и светосилой вкупе с постоянной диафрагмой f/2.8 во всём диапазоне позволяет снимать с рук даже ночью, что очень удобно в путешествиях, ведь не всегда есть возможность взять с собой штатив. Еще одним из основных преимуществ объектива NIKKOR 14-24mm является то, что он не ловит «зайцев» – то есть на снимках нет бликов от источников света в кадре, что очень важно при съемке в городе с большим количеством иллюминации. Из-за широкого угла обычно такой ситуации избежать сложно, поэтому это важное преимущество данного объектива.

Диафрагма: f/22.0
Выдержка: 1/40
ISO: 320
Фокусное расстояние: 14 mm
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24 f/2.8 ED

И напоследок – вот как выглядит личный топ-4 объективов Даниила Коржонова:

«AF-S NIKKOR 24-70 f/2.8G ED – легко поставить фильтры на резьбу 77 мм, фокусные расстояния гибкие для большинства задач, идеально резкий по всему полю кадра.

AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II – идеален для съёмки дальних планов. Основной инструмент для съёмки в Тоскане, в Провансе – где идёт съёмка дальних планов и где нужно «сжать» пространство.

AF-S NIKKOR 14-24 f/2.8 ED – мой основной инструмент в паре с фильтрами 165 мм и системы Lucroit. Невероятное качество снимков начиная с диафрагмы 2.8. Мой основной инструмент для съёмки звёздного неба.

AF-S NIKKOR 58mm f/1.4G – творческий инструмент для пейзажей с размытым передним планом, обрамлением, бокэ и т. д. Также хорошо подходит для жанровой/портретной съёмки»