Белые лошади Камарга

Даниил Коржонов путешествует по всему миру. Экспедиции, мастер-классы – порой кажется, что легче застать фотографа где-нибудь за Полярным кругом, в ледниках Исландии и Гренландии, чем в России. География его путешествий действительно обширна: от северного Заполярья до умеренных широт Новой Зеландии. Однако, путешествуя по миру, Даниил не только обучает фотолюбителей мастерству, но также открывает маленькие секреты, казалось бы, уже широко известных мест.

Так, фотограф организовал фотоэкспедицию в региональный природный парк Камарг, расположенный к западу от популярного среди туристов региона Прованс–Альпы–Лазурный Берег. В парке водится большое количество разных птиц, и это единственное место в Европе, где гнездятся розовые фламинго. А также это место славится тем, что там обитает одна из древнейших пород лошадей – камаргу. Именно для съемки этих белоснежных животных группа фотографов отправилась на юг Франции. 

Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/1250
ISO: 500
Фокусное расстояние:  200 мм
Камера: NIKON D800
Объектив: AF-S NIKKOR 80-200mm f/2.8 IF-ED

Камаргу были признаны как самостоятельная порода в 1968 году, однако на самом деле их история уходит корнями в глубь веков, в доисторические времена греческих, арабских и римских завоевателей. Примечательно, что жеребята камаргу рождаются темно-гнедыми или рыжими. Свой отличительный светло-серый оттенок они приобретают к 5–7 месяцам.

Многие туристы приезжают в парк, чтобы познакомиться поближе с этими лошадьми. Однако увидеть их не всегда так просто, как кажется. Камаргу ведут полудикий образ жизни. Только раз в год их сгоняют на проверку, при которой отбраковывают старых и больных животных, клеймят молодняк и кастрируют жеребцов, экстерьер которых не соответствует требованиям породы.

По словам Даниила, самое лучшее время для съёмки лошадей – апрель. Именно тогда на побережье очень спокойно, нет туристов, днём прохладно, и именно в апреле рождаются жеребята. Однако экспедицию в эти места приходится переносить на лето, когда многие отправляются в отпуска, – чтобы набрать группу (минимум 8–10 человек) и организовать съёмку с пробегами лошадей.

Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/640
ISO: 400
Фокусное расстояние:  60 мм
Камера: NIKON D810
Объектив: AF-S NIKKOR AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Порода камаргу строго охраняется. Лошади живут под наблюдением исследовательской биологической станции Тур дю Валат. Однако полюбоваться на этих животных и прокатиться в седле может каждый желающий. 

Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/250
ISO: 800
Фокусное расстояние: 200 мм
Камера: NIKON D810
Объектив: AF-S NIKKOR 80-200mm f/2.8 IF-ED

Их можно кормить морковкой и сахаром, они все ручные. Большое заблуждение, что вы приедете и сразу увидите их бегущими по воде. Это всё лошади с ранчо, которых выводят специально на съёмку. Летом на них, например, катают туристов. Диких лошадей как таковых в природе уже не существует (есть полудикие, ушедшие когда-то от человека). Последняя дикая лошадь – лошадь Пржевальского. В Камарге же все лошади приручены. 

Однако, по словам фотографа, снимать их все же непросто. Из-за специфики съёмки в естественной среде лошадей не снимают, потому что они, скорее всего, будут лежать на солнышке или жевать травку. Поэтому с лошадьми работает команда из 3–4 погонщиков, которые помогают красиво их направить. И хоть настроение у животных очень переменчивое, и вести они себя могут совершенно по-разному, на камеру и присутствие людей они реагируют более чем спокойно: они не боятся и ведут себя очень естественно – почти как профессиональные модели.

Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/8000
ISO: 640
Фокусное расстояние: 200 мм
Камера: NIKON D810
Объектив: AF-S NIKKOR 80-200mm f/2.8 IF-ED

На съёмках зачастую приходится бежать в шаге от них. Максимум, как можно пострадать – это получить комком грязи в объектив, поэтому со съёмок приходим обычно все чумазые. Лошади хорошо чувствуют, где человек и куда он движется. Фотографироваться белоснежные модели очень любят, впрочем, как и поваляться в песочке кверху пузом, отлынивая от съёмок. Порой им самим как будто очень хочется лететь над водой, и с игривым настроением они словно летят на крыльях.

Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/640
ISO: 1000
Фокусное расстояние: 200 мм
Камера: NIKON D810
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED

Основная часть съемки – прогон лошадей по воде – проводится на объективы с большим фокусным расстоянием. Поэтому специальная защита технике не нужна. Что требуется, так это быстрая реакция. Нужно успеть убрать камеру в нужный момент, когда животные будут проноситься мимо.

Диафрагма: f/7.1
Выдержка: 1/250
ISO: 800
Фокусное расстояние: 80 мм
Камера: NIKON D810
Объектив: AF-S NIKKOR 80-200mm f/2.8 IF-ED

Иногда снимаем на AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED, вот тогда камере достаётся, ведь приходится подходить ближе к животным. Брызги летят во все стороны, попадая и на объектив, и на корпус. Но техника живучая, ради таких кадров может и запачкаться. Сколько уже работаю камерами Nikon, и еще ни разу они не подводили меня. А работать приходилось и в мороз, и в условиях сильной влажности. Механизм работает как часы. Ну а после съемок лошадей в парке Камарг чумазые фотографы с техникой в грязи всегда улыбаются. Эмоции, конечно, непередаваемые.

Ловкость и сноровка – вот необходимые условия для успешной съемки. По словам Даниила, съемка лошадей камаргу оказалась для него сложнее спортивной репортажной съемки, ведь с этими животными нужно быть всегда начеку – не успеешь моргнуть, как табун уже пронесся мимо. Снимают, как правило, на рассвете – с первыми лучами солнца погонщики пускают лошадей по воде. Бегут они по времени меньше, чем горит спичка, и в эти секунды нужно успеть сориентироваться и сделать хороший кадр.

Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/640
ISO: 800
Фокусное расстояние: 200 мм
Камера: NIKON D810
Объектив: AF-S NIKKOR 80-200mm f/2.8 IF-ED

Когда лошади начинают бежать, на фоне них взлетают фламинго – в этом моменте выплёскивается в пространство столько силы и красоты, что просто замираешь от восторга. Это часто мешает съёмкам: нужно достаточно хладнокровно ловить моменты и реагировать очень быстро. Техника должна работать как часы, и нужно понимать, что промах с фокусом – это брак, отсутствие воздуха перед лошадью или неловкое кадрирование – тоже брак. Лошади копытами в воде – также брак. Здесь столько условий хорошего кадра, что нужно отснять очень и очень много кадров, чтобы получить "идеальный кадр".

Бояться животных не стоит. Погонщики привыкли работать с фотографами, и сам Даниил сотрудничает с ними уже в течение двух лет. Кроме того, помогают ему в этом местные гиды и фотографы: как донести мысль до погонщика, объяснить ему, где было бы лучше сделать прогон, чтобы добиться хороших кадров, – об этом участникам экспедиции можно не беспокоиться. Таким образом, у них есть достаточно времени, чтобы сосредоточиться на съемке, тем более что проводится она, как правило, на рассвете и на закате, в самых первых или последних лучах солнца, когда свет всегда нежный. По словам Даниила, иногда солнце окрашивает белых лошадей в фантастически нежные цвета, поэтому обработки в таких снимках совсем немного. 

Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/6400
ISO: 640
Фокусное расстояние: 200 мм
Камера: NIKON D810
Объектив: AF-S NIKKOR 80-200mm f/2.8 IF-ED

Считается, что съемка животных в дикой природе – занятие довольно рискованное. Они совершенно непредсказуемы и не приучены к человеку. Другое дело лошади камаргу – несмотря на свой полудикий образ жизни, они отлично взаимодействуют с человеком, благодаря чему у фотографа появляется возможность подойти к ним максимально близко. Поэтому попробовать съемку с лошадьми может даже начинающий фотограф.

Так что не стоит бояться трудностей, с которыми можно столкнуться в нестандартных поездках и фотоэкспедициях. Даниил советует не сидеть дома, больше путешествовать, открывать каждый раз для себя новые удивительные края, расширяя свой кругозор.