Беззеркальные камеры Nikon Z как инструмент профессионального фотографа

Я страшно не люблю менять фототехнику. C каждой заменой камеры мне приходится менять бокс для подводной съемки, привыкать к новому управлению. Но поскольку я профессиональный фотограф, мне приходится быть на переднем крае прогресса. Новая камера предоставляет фотографу новые возможности, которые он может использовать раньше других. Это позволяет делать современные фотографии и дарит конкурентное преимущество перед коллегами. Так появление камеры Nikon D700 с чувствительностью ISO 1600 в свое время дало возможность снимать звездное небо.  

За 14 лет я пять раз менял цифровые камеры, и вот пришла пора менять камеру в шестой раз. После полутора лет тестирования и размышлений я перехожу на Nikon Z. Те, кто знаком со мной давно, знают, что я всегда был ярым противником беззеркалок, так как долгое время считал, что эта технология пока очень далека от совершенства по причине небольшого ресурса батареи, неудобного видоискателя, малых размеров, что лично для меня неудобно. Несмотря на то, что это новый шаг в развитии цифровых камер, совокупность их недостатков не позволяла мне рассматривать беззеркалки как инструмент для профессионального фотографа.

Что же теперь привлекло меня в этой линейке камер, да еще и заставило отказаться ради них от поистине выдающейся Nikon D850? Полтора года назад я купил Nikon Z 7 как вторую камеру для того, чтобы снимать бэкстейдж, и за это время изменил свое мнение на полностью противоположное. 


Виктор Лягушкин снимает в пещере Оптимистическая

Камера: Nikon Z 6
Объектив: NIKKOR Z 24mm f/1.8 S
Диафрагма: f/2.5
Выдержка: 1/125 
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 24 мм

Несмотря на то, что есть некоторые моменты, которые меня все еще не вполне устраивают, связка Nikon Z 7 плюс Nikon Z 6 мне кажется самым оптимальным решением для меня сегодня. 

Пара в одинаковых корпусах. Компания Nikon время от времени возвращается к концепции пары топовых дополняющих друг друга камер в одинаковых корпусах. Это моя любимая концепция, которая позволяет иметь один бокс для подводной съемки и использовать его с той камерой, которая нужна на данный момент. Это очень круто и удобно, так как тебе не надо привыкать к другой камере, не надо изучать ее. Это как одна камера, которая может вести себя по-другому, так как все настройки и кнопки находятся на одних и тех же местах. 


Грот Гер Трантеева в пещере Оптимистическая

Камера: Nikon Z 7
Объектив: NIKKOR Z 14-30 mm f/4 S
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1
ISO: 100
Фокусное расстояние: 20 мм

Что же это за пара? Nikon Z 7 очень близка к Nikon D850, камере с гигантским динамическим диапазоном, а Nikon Z 6 является репортажной камерой со скоростью съемки 14 кадров в секунду, подобно Nikon D5. Я называю такие камеры «поливайка», поскольку они позволяют вести непрерывную съемку в течение длительного времени, чтобы потом выбирать нужную фазу движения. 

Вес. Под водой вес не столь важен, но сейчас я веду проект в пещере Оптимистическая, самой длинной пещере континента, куда очень непросто заносить грузы. Разница в весе комплекта (две камеры плюс объективы) составила 3 кг — это очень существенно, чтобы от этого отмахнуться. 

Возможности. Нельзя сказать, что в беззеркалках появились какие-то совершенно новые прорывы, которые позволили бы снимать новые сюжеты, но многие новые полезные функции появились. Например, я очень быстро привык к возможности видеть экспозицию до съемки, и она уже не кажется мне лишней. Автофокус по глазам значительно снизил количество брака при съемке людей, удачных кадров стало больше. Полностью настраиваемые кнопки позволили сделать камеру максимально удобной именно для меня.


Спелеолог Олег Томчук (ходит в Оптимистическую с 1983 года) на своем спальном месте

Камера: Nikon Z 7
Объектив: NIKKOR Z 24mm f/1.8 S
Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/40 
ISO: 3200 
Фокусное расстояние: 24 мм

Я очень волновался, что в беззеркальных камерах никак не защищена матрица, и в условиях моей полевой работы на нее будет попадать много мусора, вплоть до ее повреждения. Я даже сделал специальный чехол для замены объективов наподобие фотографических рукавов, в которых меняли пленку. Но мои опасения оказались напрасными. Пыли на матрицу беззеркалки оседает не больше, чем на матрицу  зеркальной камеры, и автоматическая очистка отлично справляется с тем, что все же попадает внутрь. 

Виктор Лягушкин снимает аэрозольные кристаллы гипса в пещере Оптимистическая

Камера: Nikon Z 6
Объектив: NIKKOR Z 50mm f/1.8 S
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/125
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 50 мм

Больше всего мне понравилось, как реализована мультиэкспозиция — способ съемки, при котором два и более кадров накладываются один на другой. 


Мультиэкспозиция позволяет не только создавать художественные кадры, но и помогает сочетать объекты, которые невозможно осветить в одной сцене.

Камера: Nikon Z 7
Объектив: NIKKOR Z 50mm f/1.8 S
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/60 
ISO: 400
Фокусное расстояние: 50 мм

В режиме мультиэкспозиции камера Nikon Z 7 показывает, каким будет итоговое изображение до того, как ты сделаешь следующий кадр.  Из-за режима ограничений я не смог пока испытать Nikon Z под водой, но уверен, что эта функция откроет новые возможности в подводной съемке. Фишка именно беззеркалок — матричная стабилизация — работает безупречно и позволяет снимать с рук с длиннофокусными объективами на более длинных выдержках. 


Морской заяц нежится в лучах закатного солнца на Белом море

Камера: Nikon Z 6
Объектив: AF-S NIKKOR 200-500mm f/5.6E ED VR
Диафрагма: f/18
Выдержка: 1/320
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 500 мм

Приятно удивила емкость батарей: одна батарея честно выдерживает один съемочный день. Последнее, что хотелось бы упомянуть: в беззеркальной камере можно выбрать точки фокусировки в любом месте кадра, совершенно в любом. 

Минусы. Что касается минусов, то я бы назвал три момента. Один слот для карт памяти (хотелось бы два), маленький размер камеры и кнопок (у меня большие руки и мне не очень удобно, потому что не все пальцы помещаются на корпусе камеры). И третье: отсутствует подсветка кнопок. 


Истлевшая записка и подсвечник исследователей 1970-х в пещере Оптимистическая

Камера: Nikon Z 6
Объектив: NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/15 
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 24 мм

Объективы. В камере Nikon Z увеличен диаметр байонета, к нему разработана новая линейка совершенно выдающихся объективов. Для себя я приобрел: NIKKOR Z 14-30mm f/4 S, NIKKOR Z 24-70mm f/4 S, NIKKOR Z 24mm f/1.8 S, NIKKOR Z 50mm f/1.8 S, и планирую купить еще NIKKOR Z 85mm f/1.8 S. Те объективы, которых пока нет в линейке S, я использую через переходник: фишай AF-S FISHEYE NIKKOR 8-15mm f/3.5-4.5 E ED и макрообъектив AF-S Micro NIKKOR 60mm f/2.8 ED. Надо отметить, что через переходник объективы серии G работают быстрее, чем на зеркальных камерах. Объективы серии S — это новое слово, это совершенные оптические инструменты, которых еще не было. Серия фиксов f/1.8 S немногим уступает серии  f/1.4 G, а в чем-то даже превосходит! Например,  NIKKOR Z 24mm f/1.8 S, NIKKOR Z 50mm f/1.8 S и NIKKOR Z 85mm f/1.8 S, на мой вкус, лучше стекол с тем же фокусным расстоянием серии f/1.4 G. 


Семья спелеологов в пещере Оптимистическая. Татьяна Ермакова ходит в Оптимистическую с 1993 года, ее сын Леонид с 2017 года.

Камера: Nikon Z 7
Объектив: NIKKOR Z 50mm f/1.8 S
Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/100 
ISO: 100
Фокусное расстояние: 50 мм

То же самое можно сказать про зум-объективы. NIKKOR Z 14-30mm f/4 S по всем показателям лучше, чем AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR: по геометрии, скорости работы, углам, качеству картинки. По моему мнению, он лучше, даже чем AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G, как ни парадоксально, хотя последний — эталон широкоугольных зум-объективов. NIKKOR Z 24-70mm f/4 S вполне сравним по качеству картинки с AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED, а новый NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S кроет все существующие зумы и даже фиксы, он просто божественно красив. 


Кухня/кают-компания подземного базового лагеря «Паук» в пещере Оптимистическая.

Камера: Nikon Z 7
Объектив: NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S
Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/60  
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 25.5 мм

Цена. Комплект на базе беззеркалки NIKKOR Z по качеству не уступает, а по цене гораздо бюджетнее аналогичного для зеркалки. Если взять тот комплект, который у меня был: Nikon D850 + AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G + AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G + AF-S NIKKOR 58mm f/1.4 G  и сравнить с Nikon Z 7 + NIKKOR Z 14-30mm f/4 S + NIKKOR Z 35mm f/1.8 S + NIKKOR Z 50mm f/1.8 S, то на разницу цены можно купить еще и Nikon Z 6 в придачу. Что, собственно, я и сделал.


Монокристалл гипса «марьино стекло» в пещере Оптимистическая

Камера: Nikon Z 7
Объектив: AF-S NIKKOR FISHEYE 8-15mm f/3.5-4.5 E ED
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/20  
ISO: 400
Фокусное расстояние: 15 мм