Будни олимпийского фоторепортера

Профессиональное портфолио амбассадора Nikon Роберта Максимова включает фоторепортажи с двух десятков олимпиад. Летние игры в Рио-2016 не стали исключением. NikonPro расспросил знаменитого фотографа о «кухне» олимпийского пресс-центра.


Диафрагма — f/5
Выдержка — 1/1600, ISO 2000
Фокусное расстояние — 145 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

Приезд, аккредитация

Представьте себе, что в одно место приезжают сотни тысяч болельщиков, 5 000 журналистов (из них чуть меньше половины — фотографы). Добавим сюда 16 000 спортсменов, которым предстоит состязаться в 35 видах спорта. Все эти люди собираются в замкнутом пространстве практически одновременно. Это и есть Олимпиада.

Первая проблема фотографа — время, нужно везде успеть. Поездка на это мероприятие — занятие дорогостоящее, перелет и проживание стоят больших денег, поэтому каждый репортер получает в редакции конкретное задание. Грубо говоря, список того, что и кого ему необходимо снять.


Диафрагма — f/5.6
Выдержка — 1/1250, ISO 4000
Фокусное расстояние — 250 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Мы прилетаем, в аэропорту получаем аккредитацию. Как правило, она одновременно является и визой для въезда в страну, и без нее фотографа никуда не пропустят. Затем размещаемся в отеле и едем в главный пресс-центр. Первое, что мы здесь получаем — локер. Это металлический ящик, чтобы оставлять на ночь аппаратуру в пресс-центре: ходить с ней небезопасно и неудобно. В отель берем только аккумуляторы на подзарядку. И еще выдают фотожилет, без которого невозможно выйти ни на одну площадку. Жилеты бывают двух цветов: коричневый для всех и зеленый для пула. В этом году пул был настолько дорогим, что, говорят, далеко не все мировые агентства позволили себе войти в него. Туда аккредитовались Getty Images, Reuters и Associated Press. Плюс по одному официальному фотографу от международной федерации соответствующего вида спорта. Вот у этих нескольких человек на каждом соревновании было абсолютное преимущество перед остальными двумя тысячами фотографов.


Диафрагма — f/9
Выдержка — 1/2000, ISO 1600
Фокусное расстояние — 280 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Логистика

После того, как все необходимые процедуры пройдены, я сажусь в шаттл, который ходит между объектами олимпийского парка, и объезжаю их все, чтобы знать, где что находится, и самое главное — запомнить ходы, которые выводят на фотопозиции. По-другому в нужные точки не попадешь. В Рио это оказалось задачей не из легких — препятствовали лабиринты коридоров и лестниц, многие фотографы путались и опаздывали на соревнования.


Диафрагма — f/5.6
Выдержка — 1/1250, ISO 1000
Фокусное расстояние — 360 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Олимпийский парк — это основные объекты соревнований в одном месте. Правда, не в шаговой доступности. Между ними ходили автобусы: так можно было попасть на плаванье, борьбу, гимнастику, фехтование, игровые виды спорта баскетбол, гандбол, теннис. В первый раз в моей практике в олимпийском парке не было стадиона легкой атлетики. И это оказалось жутко неудобно, он находился в другой части города.


Диафрагма — f/5.6
Выдержка — 1/2000, ISO 3200
Фокусное расстояние — 200 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Современные Олимпиады мало чем отличаются друг от друга, у них в любой стране единая концепция проведения. Но, конечно, всегда бывает поправка на местный колорит. Транспорт олимпиады в Рио оказался отдельной проблемой и удивил непродуманностью. Например, мне нужно было снять легкую атлетику и волейбол, площадки находились недалеко друг от друга. Однако от одной точки к другой автобус вез журналистов через пресс-центр, который стоял в 30 километрах от обоих объектов, и это занимало два часа! Так что уезжая на один объект, фотограф тратил полдня — вторую съемку в этот день уже можно было не планировать. Сами шаттлы иногда приходилось ждать по полчаса-часу, и на парковке у пресс-центра автобусы часто менялись местами, так что угадать, где стоит нужный тебе номер, было настоящим испытанием: почти все водители не владели английским, изъясняться приходилось на пальцах. 


Диафрагма — f/6.3
Выдержка — 1/1600, ISO 3200
Фокусное расстояние — 260 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Фотопозиции

Хорошая работа фотографов на Олимпиаде зависит от удобных фотопозиций. Я неоднократно выступал шеф-фотографом чемпионатов мира и могу сказать, что для чемпионата по легкой атлетике, например, точками съемки мы занимались за полгода: выбирали конкретные места, выбивали их у оргкомитета, убирали из билетной программы.

Здесь же фотографов ждал сюрприз: на некоторых точках худших позиций было не придумать. Например, мы пришли на прыжки в воду. Нас посадили снимать в лоб, человек пятьдесят. Но ведь это совершенно недопустимый ракурс! Делать нечего, идти некуда, пришлось смириться: фотографировать только сам момент прыжка и вход в воду, а вращение пропускать.


Диафрагма — f/5.6
Выдержка — 1/1250, ISO 3200
Фокусное расстояние — 200 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

Или например, борьба: три ковра, точки съемки сверху и сбоку. Не очень удобно, но в принципе, сбоку можно попытаться сделать интересный кадр. До того момента, пока не проходило первое награждение — тогда между фотографами и площадкой ставили помост, который так и оставался стоять на этом месте, перекрывая собой все. Фотографы уходили наверх, но оттуда снимать сложнее. Иногда нас пускали на свободные места (как, например, на гандболе), но чаще всего мы были ограничены согласованными фототочками.


Диафрагма — f/5.6
Выдержка — 1/1250, ISO 2500
Фокусное расстояние — 125 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

Как распределяются места на таких мероприятиях? Приходишь в восемь утра, занимаешь нужное место — оно твое. У агентств было преимущество — они сами могли выбирать точки съемки. Хорошие позиции с удачным светом, олимпийскими кольцами на заднем плане… Но было одно «но» — туда кроме них никого не пускали. Таковы приоритеты, купленные агентствами.


Диафрагма — f/6.3
Выдержка — 1/2500, ISO 400
Фокусное расстояние — 210 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

Рабочий день журналиста

Распорядок дня зависит от задания, которое получил фотограф. В первые дни я снимал только теннис, и мой день начинался с восьми утра, когда я выходил из отеля, ехал в пресс-центр, затем на фототочки. Соревнования проходили одновременно на девяти кортах. Чтобы комфортно работать в таких условиях, накануне обязательно берешь стартовые протоколы, чтобы знать, кто и где будет играть, спланировать съемку. В пресс-центре стояли компьютеры с принтерами — так что задача эта не из сложных.


Диафрагма — f/5.6
Выдержка — 1/1600, ISO 3200
Фокусное расстояние — 165 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

Обед с перерывом до трех часов дня — можно отправиться в пресс-центр отсмотреть и переслать фотографии. Потом снова все разъезжаются по объектам. Тем, кто снимал легкую атлетику, было непросто — выступления заканчивались в половине одиннадцатого, автобусы ходили раз в час, а ведь на атлетике одновременно находились примерно 1000 фотографов и 1500 пишущих журналистов! Времени на сон было совсем немного.


Диафрагма — f/6.3
Выдержка — 1/1000, ISO 3200
Фокусное расстояние — 70 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

Свет и выбор момента

Забавный момент у меня вышел в первый день со светом. Пришел я на точку, выбрал позицию и решил, что скоро свет придет на нужную сторону и все будет отлично. Время идет, солнце в небе, а свет все не приходит — наоборот, удаляется. Я однажды был в Австралии и с тех пор совсем забыл, что в другом полушарии солнце двигается по-другому.


Диафрагма — f/6.3
Выдержка — 1/2000, ISO 800
Фокусное расстояние — 600 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 600mm f/4E FL ED VR

Свет на съемочных площадках на первый взгляд мог показаться не совсем удачным — жесткий, контровой, сильные тени. Но я использовал эти условия как прием, который позволил получить интересные, живые и не совсем стандартные снимки. Например, тени создавали красивый рисунок и вносили разнообразие в кадр. Иногда игра не шла — тогда я переходил на крупные динамичные планы с эмоциями. Этот же прием безотказно работает при съемке борьбы — иногда она бывает красивой, а иногда и за полчаса ни одного броска. Тогда я переходил на большую оптику и конвертер, снимал крупно лица, руки, напряжение. И конечно же, радость победы на награждении.


Диафрагма — f/10
Выдержка — 1/1000, ISO 250
Фокусное расстояние — 70 мм
Камера — Nikon D4s
Объектив — AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

На соревнованиях важно сесть и сразу настроиться на съемку — у меня на это уходит 10-15 минут. Иначе очень много времени можно потратить, ожидая хороший кадр. Снимать Олимпийские Игры — не то же самое, что пейзажи, например. Все действо длится мгновение и уходит безвозвратно.

Например, есть один интересный момент в синхронном плавании: как и во многих видах спорта, желательно знать программу выступления, потому что 90 процентов времени они находятся под водой — снимать это неинтересно. И вот в какой-то момент, всего один раз, они выбрасывают партнера вверх из воды. Этот кадр нужно ждать, для него необходимо подобрать оптимальную оптику. Можно снять «крупняк» летящего спортсмена, либо выбрать линзу покороче и показать высоту выброса. Как и в любой съемке, фотограф должен прежде всего думать и добиваться разнообразия. Я три дня снимал синхронное плавание и все три дня менял точки, снимая снизу, сбоку, с «полуверха» и сверху.


Диафрагма — f/5.6
Выдержка — 1/1600, ISO 3200
Фокусное расстояние — 330 мм
Камера — Nikon D4s
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Техника

Отмечу, что крупные агентства стандартными объективами при съемке, например, тенниса не пользуются. Как правило, у них в ходу дальнобойная оптика на 400 мм, которая позволяет получать качественные средние и крупные планы. Вообще, на этой Олимпиаде практически все фотографы работали объективом AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, он самый удобный.


Диафрагма — f/5.6
Выдержка — 1/1000, ISO 3200
Фокусное расстояние — 360 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

На Олимпиаде в Рио у Nikon работал сервис, где можно было почистить камеры, получить на съемку объектив или фотоаппарат, взять подменную технику на время ремонта. Чтобы взять «большой» объектив, нужно было приезжать к восьми утра и успеть выхватить его. Я несколько раз подходил заказать новый AF-S NIKKOR 200–500mm f/5.6E ED VR, но он мне так и не достался. В дефиците был и AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR. Зато удалось протестировать в работе новый AF-S NIKKOR 600mm f/4E FL ED VR. Очень хороший объектив! Но стоит учитывать, что он «строгий», создан для специального кадра, который ты сначала должен задумать. Им невозможно провести всю съемку — ведь это только один план, а репортаж необходимо подкреплять разными кадрами, сделанными на другие объективы. Я использовал его для водного поло и тенниса — кадров «в лоб» с противоположной стороны поля.


Диафрагма — f/5.6
Выдержка — 1/2000, ISO 3200
Фокусное расстояние — 175 мм
Камера — Nikon D4s
Объектив — AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

Моей основной камерой в Рио была Nikon D5. Не устаю повторять — то, как она снимает, это просто фантастика! Вторая камера — Nikon D4s, и в сравнении, конечно, разница просто огромная — и по уровню шума, и по резкости, и по картинке. Практически перед каждой съемкой я проводил настройку камеры, потому что были ситуации, где был достаточно сложный свет, а я снимал только в JPEG (и надо сказать, мне этого хватало). Например, на водном поло и синхронном плавании был жесткий контровой свет: тогда в настройках я понижал контраст. Когда было пасмурно — наоборот, добавлял контраст и яркость.


Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/2500, ISO 400
Фокусное расстояние — 165 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

В Рио я впервые попробовал режим автофокуса «AUTO-слежение». Честно говоря, не знал, что это такое — руки не доходили протестировать. Этот тип фокусировки я опробовал в теннисе и борьбе. Когда начинаешь снимать в этом режиме, камера держит объект, фокус «бегает» за ним по кадру. Это было 100-процентное попадание, особенно когда снимаешь быстрое движение телевиком, когда нельзя шевелить камеру: спортсмен получается резким, даже если перемещается к краю кадра.

Несмотря на сложности в работе и коммуникациях, катастрофическое отсутствие времени на сон, я рад, что довелось увидеть потрясающе красивый, необычный, колоритный Рио. Этот город запал мне в душу.


Диафрагма — f/5.6
Выдержка — 1/1250, ISO 3200
Фокусное расстояние — 380 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II