#Чайка – арт-проект подо льдом

В конце февраля амбассадор Nikon Виктор Лягушкин объявил, что начинает проект, в котором человек подо льдом будет летать, как птица. Проект подразумевал съемку фотоистории, художественный видео ролик и документальный фильм. Роль Чайки должна была сыграть Наталья Авсеенко, чемпионка мира и рекордсменка мира по фридайвингу. Именно с ней знаменитый фотограф сделал свой ошеломляющий проект Принцесса Китов.

К проекту #Чайка Виктор шёл долго, несколько лет. За это время первоначальная идея несколько трансформировалась. Съемки планировалось провести на затопленном карьере Лазурный, что под Нижним Тагилом. Когда-то в нем добывали асбест, но давно забросили, и карьер заполнили грунтовые воды. Под водой оказался и смешанный березово-сосновый лес, который из-за особых химических свойств воды законсервировался и стоит на  дне до сих пор, сохранив листья и хвою. На одном из подводных плато карьера находится затопленный самолёт АН-2.

Диафрагма - f/7.1
Выдержка - 1/100, ISO 1600
Фокусное расстояние - 16 мм
Камера - Nikon D4s
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Первоначально планировалось подвесить самолет на тросах подо льдом и буксировать с помощью джипа, чтобы он «летал» над лесом, а рядом бы плавала хрупкая фигурка девушки. Но со временем кукурузник совсем потерял прочность, и возникло опасение, что он не выдержит такой нагрузки. План съемки было решено изменить.

Новая фотоистория должна была рассказать о неизведанном мире по ту сторону льда, где царят свои, волшебные законы, куда героиня попадает случайно, просто провалившись под лед, как Алиса Льюиса Кэррола в кроличью нору.

Диафрагма - f/7.1
Выдержка - 1/100, ISO 1600
Фокусное расстояние - 16 мм
Камера - Nikon D4s
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Бокс Subal, 2 фонаря Scurion, 5 человек обеспечения съемки плюс фотограф.

Для съемок этого фото Наталье пришлось повесить на себя большое количество грузов, чтобы упасть на дно на полном вдохе и в толстом гидрокостюме, который надет под сценический костюм. У самого дна, слева и справа, невидимые за кадром, ее ждут страхующие дайверы, которые дадут модели воздух и поднимут на поверхность для следующего дубля.

Понятно, что время, которое Наталья может провести в ледяной воде, весьма ограничено. Поэтому необходимо снимать фото и видео одновременно. Чтобы обеспечить эту возможность, было решено использовать постоянные источники света – пещерные фонари Scurion.  На этом фото использовались два фонаря на полной мощности на самом широком угле.

Далее по сюжету главная героиня, которая упала в полынью, после падения приходит в себя, и не видит майны над головой, но обнаруживает перед собой пустынную дорогу и принимает отчаянное решение идти по ней.

Диафрагма - f/8.0
Выдержка - 1/125, ISO 1600
Фокусное расстояние - 16 мм
Камера - Nikon D4s
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Как это снято? Наташа действительно шла под водой на задержке дыхания от одного страхующего к другому, но дайверы находились довольно далеко от нее, поэтому была разработана специальная система жестов, определяющих, какая помощь требуется актрисе в данный момент, чтобы дайвер поддержки поспешил к ней на помощь.  

Что касается художественной стороны фотографии, то особую выразительность ей придает пустынная дорога и нависающее ледяное «небо», с которыми контрастирует летящий силуэт Чайки.

Диафрагма - f/8.0
Выдержка - 1/125, ISO 1600
Фокусное расстояние - 16 мм
Камера - Nikon D4s
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Диафрагма - f/9.0
Выдержка - 1/80, ISO 1600
Фокусное расстояние - 16 мм
Камера - Nikon D4s
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Эти сцены были непростые, но полет еще сложнее. Как быть с ним? Как снять полет, чтобы зритель в него поверил? Наташа должна по-настоящему взлететь. Но она совершенно не может двигаться в сценическом костюме и без ласт… И тогда Виктор попросил дружественных технических дайверов из Екатеринбурга привезти подводный буксировщик. Испытания показали, что мощный буксировщик вполне может тащить и дайвера, который им управляет, и Наташу в развевающихся одеждах. Теперь предстояло придумать, как снять общий план, на котором не оказалось бы ни буксировщика, ни страхующих дайверов, но при этом иметь возможность прийти на помощь Наташе как можно быстрее в случае необходимости.

Диафрагма - f/6.3
Выдержка - 1/125, ISO 1600
Фокусное расстояние - 16 мм
Камера - Nikon D4s
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

После долгих обсуждений было найдено решение и для второй задачи. Летать Чайка будет из одной майны к другой. В каждой будет закреплена веревка с грузом, чтобы Наташа могла восстановить дыхание после пролета, и где будут ждать два страхующих дайвера – основной и дублирующий.

Виктор сделал несколько разведывательных погружений, чтобы тщательно изучить место съемки. Между майнами получалось около 30 метров, и некоторые участки пути Чайки над лесом закрывали деревья. А что, если в таком месте леска оборвется или с Наташей что-то случится? В этих местах решили поставить страхующих. Но что, если что-то происходит у дайвера из обеспечивающей группы, и ему придется срочно прервать погружение и покинуть свой пост? Значит, нужны дополнительные страхующие. Команда разрослась до невероятных размеров.

Первая проблема решалась очень легко: если тащить Наташу на длинной и тонкой леске, то буксировщик выйдет за пределы кадра, а леска на общем плане не будет видна. 

Чем больше людей участвует в съемках, тем выше вероятность ошибки, что кто-то забудет о своей задаче или случайно попадет в кадр. А ведь количество попыток сильно ограничено. Чтобы этого не произошло, каждый член команды должен был выучить свою роль назубок, затем Виктор провел несколько репетиций на суше. И только когда все безукоризненно запомнили свои задачи, съемочная группа ушла под воду.

Тренировки были не напрасны, все прошло на отлично, и Виктору удалось сделать вот такой замечательный кадр: 

Диафрагма - f/5.6
Выдержка - 1/40, ISO 3200
Фокусное расстояние - 16 мм
Камера - Nikon D4s
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Ни в одном из проектов Виктор не упускал случай использовать свой коронный художественный прием: контровое освещение. На этом фото сильный бэклайт не только создает акцент на фигуре девушки, но и придает фотографии ощущение таинственности, некоторого волшебства. Деревья переднего плана подсвечены накамерными вспышками, но Виктор оставил их темными, будто сжимающими фигурку Чайки, отчего они стали похожи на демонов, что пытаются ее удержать.  

Диафрагма - f/10.0
Выдержка - 1/100, ISO 1600
Фокусное расстояние - 16 мм
Камера - Nikon D4s
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Солнце, просвечивающее сквозь толщу льда и снега, покрывающего чашу карьера, превратило ледяную поверхность в своеобразное небо, на котором человеческие, собачьи и снегоходные следы начертили неведомые знаки. Среди них, как на ночном небе знакомое созвездие, глаз узнает силуэт летящей чайки. И девушка, освещенная контровым светом, будто порывается лететь ей во след.

Силуэт птицы, чьим именем назван проект, нарисовал на льду известный питерский художник и график Денис Лотарев. Размах крыльев его творения составил около семи метров.

Фото Виктора Лягушкина, как всегда, будоражат воображение, раздвигают границы реального и вызывают желание узнать больше об этом необыкновенном проекте. Скоро будет готов документальный фильм о #Чайке, следите за новостями.