«Чайка» и «Хозяйка Орды». Подводные миры, создаваемые фотографом Лягушкиным

Прямо у нас под носом есть целый мир, который скрыт от большинства глаз. Там — своя жизнь, свои порядки и законы. И если вы не увлекаетесь дайвингом, то единственный способ увидеть его — видео- и фотокадры. Виктор Лягушкин — фотограф National Geographic, известный «подводными» работами и создающий свои собственные миры в этой стихии.

Амбассадор Nikon Виктор Лягушкин, участник международного проекта о фотографах, снимающих в разных жанрах NikonPro, 18 лет своей жизни посвятил фотосъёмкам, а уже к 2010 году начал работать под водой.


Диафрагма – f/8
Выдержка – 1/60, ISO 400
Фокусное расстояние – 16 мм
Камера – Nikon D3X
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Диафрагма – f/11
Выдержка – 1/60, ISO 400
Фокусное расстояние – 60 мм
Камера – Nikon D3X
Объектив – AF Micro NIKKOR 60mm f/2.8D

Диафрагма – f/4.5
Выдержка – 1/100, ISO 200
Фокусное расстояние – 10.5 мм
Камера – Nikon D200
Объектив – AF DX Fisheye-NIKKOR 10.5mm f/2.8G ED

В частности, он бывал в Ордынской пещере (Пермский край). Однажды у Виктора появилась идея создания книги и выставки об этом месте: он хотел показать людям то, чего они никогда не смогут увидеть. Кроме того, фотограф мечтал воплотить в жизнь древнюю легенду о том, что в коридорах пещеры обитает дух Хозяйки, которая может помочь дайверу, а может и запутать.

В те дни, когда команда работала над проектом «Хозяйка Орды», температура воды не превышала пяти градусов по Цельсию, а воздух в пещере — минус 23-х. Съёмки длились не один день, и далеко не с первой попытки Виктору удалось сделать «тот самый» кадр. Но оно определённо того стоило.

Диафрагма – f/9
Выдержка – 1/100, ISO 400
Фокусное расстояние – 16 мм
Камера – Nikon D3X
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Диафрагма – f/5.6
Выдержка – 1/50, ISO 800
Фокусное расстояние – 16 мм
Камера – Nikon D3X
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Диафрагма – f/5.6
Выдержка – 1/50, ISO 800
Фокусное расстояние – 16 мм
Камера – Nikon D3X
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Другим, не менее заметным проектом фотографа стала «Чайка», которую Виктор снимал на затопленном карьере Лазурный недалеко от Нижнего Тагила. Загадочная фотоистория, средства для которой собрали на одной из краудфандинговых платформ, была призвана рассказать о таинственном мире по ту сторону льда, где царят свои законы, и куда героиня как будто бы попадает случайно, провалившись в прорубь. На дне она приходит в себя, видит пустынную дорогу и решает идти по ней.


Диафрагма – f/7.1
Выдержка – 1/100, ISO 1600
Фокусное расстояние – 16 мм
Камера – Nikon D4S
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Уже после первого дня съёмок было понятно, что команде придётся пройти через огромное количество трудностей. Ледяная вода, работа подстраховщиков, постановка «прогулок» и «полётов» под толстым слоем льда, выстраивание света — всё нужно было продумать до мелочей.


Диафрагма – f/5.6
Выдержка – 1/40, ISO 3200
Фокусное расстояние – 16 мм
Камера – Nikon D4S
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

В том числе, далеко не с первого раза у актрисы, чемпионки мира и рекордсменки мира по фридайвингу Натальи Авсеенко получилось опуститься на дно быстро и, главное, правильно с точки зрения режиссёра. Помимо репетиций, верно погрузиться на полном вдохе и в толстом гидрокостюме, на который надет сценический наряд, Наталье помогло большое количество специально сделанных грузов.


Диафрагма – f/8
Выдержка – 1/125, ISO 1600
Фокусное расстояние – 16 мм
Камера – Nikon D4S
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Понятно, что вся работа под толщей ледяной воды должна выполняться быстро и, желательно, с первого раза. Команда, находящаяся во время съёмок подо льдом, насчитывала несколько человек. А чем больше участников, тем выше вероятность ошибки: кто-то может что-то забыть, попасть в кадр и т. д. Поэтому каждый раз перед тем, как погрузиться в воду и начать работать, фотограф вместе с группой разбирали и репетировали свои роли на суше до тех пор, пока не выучили каждое движение на зубок.


Диафрагма – f/10
Выдержка – 1/100, ISO 1600
Фокусное расстояние – 16 мм
Камера – Nikon D4S
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Отличительной чертой работ Лягушкина является свет, точнее, его выстраивание. Одна из коронных «фишек» мастера — контровой свет. В проекте «Чайка» он сыграл одну из главных ролей в передаче атмосферы, усилении эффекта загадочности.

В целом съёмки и «купание» на уральском морозе продолжались несколько дней, пока Виктор не увидел в объективе то, о чём мечтал несколько лет.

Диафрагма – f/9
Выдержка – 1/160, ISO 800
Фокусное расстояние – 16 мм
Камера – Nikon D3S
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Водная стихия привлекает Виктора не только своими волшебством и загадками, но и обитателями. Совместно с Богданой Ващенко фотограф создал книгу «100 фактов о дельфинах», в которой попытался ответить на самые интересные вопросы об этих морских обитателях: когда они появились, из чего состоит их «распорядок дня», как рождается любовь между дельфинами и т. д.

Съёмки шли в течение семи месяцев на Чёрном море, в геленджикском и анапском дельфинариях, а также в заповеднике Dolphin Reef в Израиле. Во время работы Лягушкин столкнулся и с непониманием главных героев проекта (животным понадобилось немало времени, чтобы привыкнуть к фотографу и начать ему доверять), и со сложностями во время съёмок в открытой воде. Итогом стало более сотни уникальных снимков, вошедших в электронное издание.


Диафрагма – f/8
Выдержка – 1/750, ISO 200
Фокусное расстояние – 16 мм
Камера – Nikon D3X
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

По мнению Виктора, чтобы стать достойным фотографом, необходимы не только усилия, но и время. «Стать хорошим пейзажистом можно примерно за два года, фотографом макро — не меньше, чем за три, экстремальным фотографом — как минимум, лет пять, а чтобы стать специальным фотографом, например, подводным, пещерным или фотографом дикой природы, потребуется более шести лет», — говорит мастер.


Диафрагма – f/9
Выдержка – 1/100, ISO 1600
Фокусное расстояние – 16 мм
Камера – Nikon D3X
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

По его словам, в подводных пещерах снимают всего 50 человек во всём мире. «Но чтобы считаться одним из них, придётся сначала научиться нырять, потом снимать под водой, потом снимать в обычных пещерах, потом нырять в пещеры и, наконец, снимать в подводных пещерах. Процесс длительный, трудоемкий, требующий большой самоотдачи и средств на каждом этапе. На это уйдет не один год. Но как только вы прошли этот путь, вы сразу оказываетесь среди лучших 50 подводных фотографов в мире. И только вам решать, какой путь вам больше интересен», — добавляет Лягушкин.


Диафрагма – f/9
Выдержка – 1/80, ISO 1600
Фокусное расстояние – 16 мм
Камера – Nikon D4S
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Основная камера, которой пользуется Виктор, — Nikon D4s, но помимо неё в арсенале фотографа и другие топовые, начиная с Nikon D3, и все последующие модели – Nikon D3s, Nikon D3x, Nikon D4. По словам Лягушкина, во время одной из съёмок на D4s семь часов лилась вода, летели брызги. Плюс, он даже уронил аппарат в горную реку (правда, очень быстро достал из потока), и ничего страшного с ней не произошло. Основные объективы — AF NIKKOR 20mm f/2.8D, AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR, AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G, AF Micro-NIKKOR 200mm f/4D IF-ED и др.


Диафрагма – f/9
Выдержка – 1/80, ISO 1600
Фокусное расстояние – 16 мм
Камера – Nikon D4S
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

NikonPro, участником которого является Виктор, — международный проект о фотографах. Он объединяет мастеров, работающих в самых разных жанрах и делящихся своим опытом. И напоследок совет, который хочет дать Виктор Лягушкин каждому фотографу и не только: если вы хотите стать лучшим, вы должны нести ответственность за всё. «Если ваша модель не пришла, ассистент напился, что-то сломалось или пошло не так — это ваша вина. Вы должны были это предусмотреть. Но если вы думаете „я сделал все, что мог, и провал — не моя вина“ — вы никогда не станете лучшим», — подчёркивает фотограф.

Диафрагма – f/5
Выдержка – 1/100, ISO 100
Фокусное расстояние – 10.5 мм
Камера – Nikon D200
Объектив – AF DX Fisheye-NIKKOR 10.5mm f/2.8G ED