Экспедиция на легендарном барке «Седов»

Амбассадор Nikon Кирилл Умрихин отправился в морскую экспедицию на самом большом учебном паруснике в мире — барке «Седов». В пути его ждали высокие волны, шквалистый ветер, встреча со знаменитым «Крузенштерном», захватывающие дух морские пейзажи, и самые невероятные впечатления. Из поездки по просторам Атлантического океана и Северного моря Кирилл привез с собой более семи тысяч фотографий. О том, как это было — читайте ниже.

Из Бордо на юге Франции под парусами знаменитого «Седова», которому через год исполняется сто лет, мы отправились покорять просторы Атлантического океана вместе с Клубом путешествий Михаила Кожухова. Нам предстояло пройти нелегкий маршрут длиной в полторы тысячи морских миль. Наш путь пролегал вокруг Европы: мы обогнули Францию, пересекли узкий пролив Ла-Манш, а затем сделали большой круг и обошли всю Данию. Это было действительно впечатляющее путешествие!


Камера: Nikon Z 6
Объектив: NIKKOR Z 14-30mm f/4 S 
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/800
ISO: 320
Фокусное расстояние: 14 мм

Тех, кто поднимается на парусник впервые, всегда ошеломляет «хаос», который творится вокруг: повсюду канаты, веревки, и ты думаешь, как бы только во всем этом не запутаться. К счастью, на корабле я не новичок: до плавания на «Седове» я уже ходил под парусами знаменитого «Крузенштерна». К этой поездке я был готов и уже заранее хорошо представлял себе особенности съемки на парусном судне. Это здорово упростило мне выбор техники.


Камера: Nikon Z 6
Объектив: NIKKOR Z 14-30mm f/4 S
Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/500
ISO: 640
Фокусное расстояние: 14 мм

Последние полгода я использую Nikon Z 6 как основную камеру, ее же и взял с собой. Я практически полностью перешел на беззеркалку, потому что она маленькая, скоростная, полнокадровая, и она отвечает тем целям и задачам, которые я ставлю перед собой. К тому же недавно в серии Z вышел новый объектив NIKKOR Z 14-30mm f/4 S

, аналогов которого для зеркальных фотоаппаратов не существует. Его выход удачно совпал с моими планами отправиться в экспедицию. Можно сказать, я приобрел NIKKOR Z 14-30mm f/4 S специально для этой поездки. И вот почему: для своей зеркалки Nikon D850  я обычно использовал объектив AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED, но у него есть одна особенность: из-за асферической линзы на него нельзя поставить поляризационный фильтр. Это значит, что он не подходит для съемки в море. Кроме того, чтобы снимать на корабле, нужен объектив с максимально широким углом, который не дает существенных изгибов пространства. Поэтому NIKKOR Z 14-30mm f/4 S стал для меня настоящей находкой, и, можно сказать, во время путешествия я практически не снимал его с камеры. 


Камера: Nikon Z 6
Объектив: NIKKOR Z 14-30mm f/4 S 
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/160
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 14 мм


Камера: Nikon Z 6
Объектив: NIKKOR Z 14-30mm f/4 S 
Диафрагма: f/7.1
Выдержка: 1/25
ISO: 80
Фокусное расстояние: 14 мм

Еще я захватил с собой: фикс-объективы NIKKOR Z 35mm f/1.8 S и NIKKOR Z 50mm f/1.8 S, в качестве второй камеры Nikon D850 с объективами AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR, AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR и телеконвертером. Кстати, мне было очень интересно вернуться к Nikon D850 после полугода использования Nikon Z 6, чтобы проверить, сильно ли они отличаются. Отличия, конечно, есть, но картинки с обеих камер мне в целом очень нравятся. Также я взял с собой два дрона и портативную экшн-камеру KeyMission 170, ее удобно брать с собой, когда поднимаешься на верх мачты.   


Камера: Nikon Z 6
Объектив: NIKKOR Z 14-30mm f/4 S
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/1250
ISO: 500
Фокусное расстояние: 14 мм

Первое, что я сделал, поднявшись на корабль, — с моим другом Алексеем Мясниковым из Клуба путешествий Михаила Кожухова, который пригласил меня в это путешествие, залез на самый верх первого грота, самой высокой мачты. Ее высота чуть более 60 метров. Скажу честно, сходу добраться туда очень непросто. Во-первых, нужно подняться по вантам — сплетенным из тросов лестницам на высоту 17-этажного дома. Это сложно даже физически подготовленным людям. Во-вторых, парусник плавно покачивается на воде, вместе с ним качаешься и ты, а лезть приходится без страховки — незабываемые впечатления! Подняться же на мачту, когда корабль на полном ходу, или во время так называемого парусного аврала, когда команда раскрывает паруса — достаточно страшно: судно сильно шатает на волнах, тебя сдувает ветер. Одни из самых крутых и непередаваемых ощущений, которые были в моей жизни! 


Камера: Nikon Z 6
Объектив: NIKKOR Z 14-30mm f/4 S 
Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/1250
ISO: 1000
Фокусное расстояние: 14 мм

Кстати, именно моя работа и помогла мне в первое время справиться со страхом. Я настолько увлекся процессом съемки, что уже на следующий день после выхода из порта практически не обращал внимание на высоту. Кроме того, когда повсюду канаты, веревки и реи, стараешься в первую очередь не разбить технику, не уронить ее сверху кому-нибудь на голову, потому что падающий с высоты 60 метров объектив превращается в грозное оружие. Ну, и конечно, наверху с камерой в руках все-таки больше думаешь о том, какой выбрать ракурс, как сделать тот или иной кадр, и страх высоты отпускает. 


Камера: Nikon Z 6
Объектив: NIKKOR Z 14-30mm f/4 S 
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/200
ISO: 640
Фокусное расстояние: 14 мм

Считаю, что главная сложность съемки в океане — морская болезнь. Но тут уж тебе либо повезло, либо нет. Мне повезло, хотя, как говорят бывалые моряки, морской болезнью болеют все, просто я еще не попадал в такие условия, где она бы проявилась в полной мере. Что же касается выбора ракурсов и точек съемки, тут самое главное — чаще находиться на палубе. Это разрешено практически всегда, а когда объявляют парусный аврал, нужно при этом просто никому не мешать. Мне повезло, я обсудил план своей работы с капитаном и командой, поэтому у меня была возможность находиться там, где практикантам и туристам это запрещено. Я постоянно передвигался, обошел все закоулки судна в поисках интересных мест, и практически всегда матросы с пониманием относились к моему присутствию. 


Камера: Nikon Z 6
Объектив: NIKKOR Z 14-30mm f/4 S 
Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/30
ISO: 50
Фокусное расстояние: 14 мм

Самое зрелищное из происходящего на корабле — парусный аврал: повсюду веревки, канаты, такелаж, бегут матросы. И, конечно, приходилось от них уворачиваться. Здесь мне очень пригодился опыт съемки на «Крузенштерне»: я уже хорошо понимал что, как и где происходит в этот момент, и всегда оказывался неподалеку от интересного действия. Как будто находишься на сцене во время представления: все вокруг тебя движется, живет своей жизнью, а ты пытаешься запечатлеть это изнутри. 


Камера: Nikon Z 6
Объектив: NIKKOR Z 14-30mm f/4 S 
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/250
ISO: 500
Фокусное расстояние: 14 мм


Камера: Nikon Z 6
Объектив: NIKKOR Z 14-30mm f/4 S 
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/40
ISO: 125
Фокусное расстояние: 30 мм


Камера: Nikon Z 6
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200 mm f/2.8E FL ED VR
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/250
ISO: 250
Фокусное расстояние: 280 мм

Меня пригласили принять участие в экспедиции на «Седове» еще и для того, чтобы провести уникальные съемки, которые в цифровую эру до меня еще не делал никто. Во время плавания по Северному морю мы встретились со знаменитым парусником «Крузенштерн». Это был уникальный момент и квинтэссенция всего путешествия — когда два старейших корабля вместе идут на полных парусах. И моей задачей было как раз запечатлеть эту историческую встречу. 

Команды двух судов заранее готовились, достали даже те паруса, которые не разворачивали уже много лет. Это был долгий и сложный процесс. К счастью, нам очень повезло с погодой, ведь в случае ненастья ничего бы не получилось. Но все сложилось, и мне удалось сделать эти уникальные кадры.


Камера: Nikon Z 6
Объектив: NIKKOR Z 14-30mm f/4 S 
Диафрагма: f/7.1
Выдержка: 1/80
ISO: 80
Фокусное расстояние: 30 мм

Сам процесс работы был очень напряженным. У меня на выбор было два сценария: первый — это сесть в лодку и отснять всю историю оттуда, и второй — попробовать запустить дрон. Второй вариант был невероятно сложным, но я выбрал именно его. Потому что раньше до меня никто не делал ничего подобного, и это было очень круто — снимать сверху два легендарных барка, идущих на всех парусах! Тем более, на дроне можно облететь парусники с любой стороны и на разной высоте.  

Запустить дрон с корабля трудно. Мешают и ветер, и волны, и бесчисленные канаты, и то, что ты не сможешь остановить корабль в случае нештатной ситуации, плюс радионавигационная аппаратура, тонны металла, которые создают нереальные помехи — все это было просто на грани возможного. На всякий случай я взял с собой два дрона, и это было верным решением: первый просто сошел с ума, программное обеспечение почти сразу же вышло из строя. Но второй мне все-таки удалось запустить. Как только дрон оказался в небе, у меня было всего 20 минут на то, чтобы облететь корабли. Я нарезал круги, выбирал лучшие ракурсы и «стрелял» без остановки. И я очень рад, что все получилось, и мы все не зря потратили на это столько сил и времени! 

В общей сложности наша экспедиция заняла 10 дней. За это время я прошел по палубе около 82 километров, поднялся и спустился примерно на 940 этажей. Мы застали все типы погоды: полный штиль, прекрасные закаты, восхитительные рассветы, попутный и встречный ветер, два шторма (к счастью, не очень сильных, но достаточно ощутимых), в общем, узнали характер Атлантического океана и получили полноценный опыт путешествия на паруснике. Считаю, что это истинное наслаждение — работать и снимать такие уникальные проекты. Большое спасибо капитану и команде корабля за слаженную работу, и Клубу путешествий Михаила Кожухова за бесценный опыт, который можно получить, попав на «Седов».