Елена Чернышова: от мечты до реализации — мой путь в фотографии (Часть 1)
Однажды документальный фотограф Елена Чернышова бросила работу и отправилась в трехлетние путешествие по Евразии с камерой Nikon D90. Это был первый шаг ее длинного пути к цели.
В 2009-м Елена стала победительницей конкурса Nikon International Contest в номинации «Европейский молодой талант», а уже в 2011-м получила грант на создание своего первого проекта о повседневной жизни жителей Норильска — индустриального центра в 400 километрах к северу от полярного круга в Сибири. С работой «Полярные Дни — Полярные Ночи» Елена выиграла множество престижных европейских и международных наград, в том числе World Press Photo 2014.
- Камера: Nikon D700
- Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR
- Диафрагма: f/16
- Выдержка: 1/125
- ISO: 200
- Фокусное расстояние: 70 мм
Сейчас Елена исследует различные социальные группы и культурные общины, как на них отражаются изменение политических, экономических и природных условий, и то, как люди к ним адаптируются. Ее снимки публикуются в National Geographic, GEO, STERN, Le Figaro, 6 Mois, Le Monde, WSJ, Internazionale, Days Japan и других изданиях. Также фотограф регулярно участвует в международных фестивалях и выставках, а ее работы находятся в частных коллекциях по всему миру.
- Камера: Nikon D810
- Объектив: AF-S Zoom-NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
- Диафрагма: f/11
- Выдержка: 1/640
- ISO: 250
- Фокусное расстояние: 45 мм
«Мечта — это маяк, указывающий верное направление на жизненном пути. Она появляется у нас не просто так. Если вы сильно о чем-то мечтаете, это значит, что у вас есть потенциал для осуществления желаемого. Возможно, это именно то, в чем вы сможете проявить себя лучше всего в жизни», — в своем материале Елена Чернышова рассказала о том, как она решила отказаться от профессии архитектора и исполнила свою мечту — стать профессиональным фотографом.
- Камера: Nikon D800
- Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR
- Диафрагма: f/7.1
- Выдержка: 1/250
- ISO: 800
- Фокусное расстояние: 24 мм
Путь к мечте
В 18 лет я с увлечением разглядывала журналы с красивыми фотографиями: National Geographic, Geo и другие. Захватывающие истории, невероятные путешествия были рассказаны через яркие, живые изображения, которые будоражили воображение. Я восхищалась этим визуальным языком. «Какая прекрасная работа — путешествовать, общаться с людьми, постоянно узнавать что-то новое и создавать красивые образы. Вот бы мне так!», — вдохновенно шептало сердце. «Вряд ли это возможно…», — спускал меня с неба на землю рациональный ум.
- Камера: Nikon D90
- Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-105mm f/3.5-5.6G ED VR
- Диафрагма: f/5
- Выдержка: 1/15
- ISO: 800
- Фокусное расстояние: 52 мм
Серьезный интерес к фотографии возник во время учебы. Я училась в МАрхИ на кафедре промышленной архитектуры. Уже на втором курсе у меня появилась мечта — стать фотографом. Я даже обдумывала возможность поступления во ВГИК на операторский факультет. Но мне это показалось нереальным, и я отложила свою мечту.
- Камера: Nikon D800
- Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR
- Диафрагма: f/11
- Выдержка: 1/400
- ISO: 640
- Фокусное расстояние: 16 мм
Тогда мне казалось, что фотография навсегда останется в моей жизни любимым увлечением, но не более того. Я запрещала себе даже мечтать о такой профессии.
А ведь именно искренняя мечта побуждает нас к движению в верном направлении. К ней обязательно нужно прослушиваться и делать все возможное для ее достижения.
Как? Нужно решиться и взять ответственность за свою жизнь, идти на риск, преодолевать обстоятельства и искать решения задач.
- Камера: Nikon D800
- Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR
- Диафрагма: f/20
- Выдержка: 1
- ISO: 1600
- Фокусное расстояние: 48 мм
От Франции до Владивостока и обратно
На последних курсах учебы в институте я присоединилась к группе единомышленников из Франции, которые хотели совершить путешествие на велосипедах по Евразии. Эта идея казалась мне одновременно безумной и магнетически привлекательной. Два года мы продумывали маршрут, искали спонсоров, решали организационные вопросы. Я уже отработала пару лет в архитектурном бюро, когда, наконец нам удалось отправиться в путешествие из Тулузы во Владивосток и обратно. Поездка длилась 1004 дня, мы проехали 26 стран и около 30 000 километров. Эта поездка — невероятный культурный опыт, небывалые впечатления от общения с людьми, от посещения знаковых природных объектов и памятников архитектуры, а также от прочих испытаний во время такого долгого пути. Во время путешествия я много снимала. Мой друг шутил, что из-за этого мы пробыли в пути на год дольше запланированного. Найти ракурс, дождаться хорошего света и поймать правильный момент — на это нужно время. Фотографы меня поддержат. Мой интерес в съемке сместился на повседневную жизнь людей: быт, культурные особенности, взаимодействие с окружающей средой.
- Камера: Nikon D90
- Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-105mm f/3.5-5.6G ED VR
- Диафрагма: f/10
- Выдержка: 1/125
- ISO: 126
- Фокусное расстояние: 18 мм
В пути мне посчастливилось встретить профессиональных фотографов, чье видение поразило меня до глубины души и открыло новые грани понимания фотографии как визуального языка, поэзии.
Французская деревня
После завершения путешествия я в серьез задумалась о том, чтобы стать документальным фотографом. Я решила попробовать и направила на это все свои силы. Именно в тот момент мечта превратилась в намерение. Это уже было не витание в грезах, а построение плана и принятие ответственности по его выполнению. А еще это был риск: выйти за пределы привычного и отлаженного механизма повседневности в сферу полной неопределенности, где не было никаких гарантий.
Победа на международном конкурсе Nikon в 2009 году в категории «Молодые таланты» меня сильно поддержала. Она придала мне уверенность в правильном выборе, зарядила мотивацией.
- Камера: Nikon D90
- Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-105mm f/3.5-5.6G ED VR
- Диафрагма: f/3.5
- Выдержка: 1/40
- ISO: 500
- Фокусное расстояние: 18 мм
В путешествии я снимала одиночные красивые снимки, не задумываясь об истории, цельном проекте. Пришло время перейти на новый этап. Я начала снимать историю про французскую деревню, в которой я тогда жила. Меня вдохновили мудрые слова фотографа Эми Виталь. В своем интервью она сказала, что интересные сюжеты нужно искать в своем окружении, по соседству, для этого не обязательно далеко ездить. Оказалось, что в обычном поселении таится много интересного. Нужно было только приглядеться и постучать в двери.
- Камера: Nikon D90
- Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-105mm f/3.5-5.6G ED VR
- Диафрагма: f/5.6
- Выдержка: 1/25
- ISO: 800
- Фокусное расстояние: 18 мм
Я познакомилась с обществом охотников, занимавшихся регуляцией численности косуль и кабанов. Побывала на ферме по разведению гусей для национального блюда из гусиной печени — фуа-гра. Посетила многие спортивные и танцевальные секции. Снимала сельские праздники. Побывала в огромных яблоневых садах разрушенного монастыря. Наблюдала за ежедневной жизнью людей. Это было настоящим социологическим исследованием.
- Камера: Nikon D90
- Объектив: AF-S DX NIKKOR 18-105mm f/3.5-5.6G ED VR
- Диафрагма: f/8
- Выдержка: 1/640
- ISO: 320
- Фокусное расстояние: 18 мм
Профильного образования в сфере фотографии и журналистики у меня не было, поэтому я на личном опыте училась выстраивать сюжеты, договариваться с людьми о съемках, вписываться в пространство, не привлекая к себе внимание.
Эта работа нигде не публиковалась, но сделанные снимки вошли в мое портфолио, благодаря которому я смогла выиграть грант на свой первый большой проект.
Продолжение в следующей части.