Фантастические твари и где они обитают. Фотосъемка на Белом море. Часть 2

Полярная весна стремительна. Буквально за две недели кажущийся нерушимым ледяной панцирь на море потемнел, в проливах, где течение особенно сильное, появились промоины с плавающими в них льдинами. Снегоход, выходя на лед, уже не скрипит весело сухим снегом, а натужно ревет, захлебываясь в глубокой мокрой снежной каше. Пресная вода стекает под лед, из-за нее под водой появился галоклин — дрожащее марево в метр толщиной и даже больше. Сезон подледных погружений заканчивается.


Сидячая медуза люцернария охотится, зацепившись «ногой» за водоросли, под ледяными торосами бухты Биофильтры.

Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 8-15mm f/3.5-4.5E ED
Диафрагма: f/14
Выдержка: 1/80
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 15 мм

Мы решаем вернуться на скалу Белушью, пока еще можно туда проехать, ведь некоторые дайверы видели там ангелов. Нет, речь не о мистических переживаниях, а о крылоногом моллюске clione limacina, известном как морской ангел. 

К фотоохоте на ангела готовимся тщательно. Совместно с учеными разрабатываем план, как его встретить. Как две акулы, мы с ассистентом-осветителем становимся против течения, которое все усиливается, и наблюдаем существ, которые проносятся мимо, оседлав прилив. С началом весны их все больше. Всеядные гребневики болинопсисы и охотящиеся на болинопсисов берое, разного вида бокоплавы и стремительные прозрачные стрелки. 


Гребневик берое плывет подо льдом Белого моря. На нем, как на дирижабле, путешествует крохотный рачок.

Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 8-15mm f/3.5-4.5E ED
Диафрагма: f/14
Выдержка: 1/100
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 15 мм

Мы фотографируем всех, кого встречаем, плаваем целый час, а когда выходим, то нас уже трясет от холода. Снимаем в теплом домике сухие костюмы, согреваемся горячим чаем. 

Я, по своему обыкновению, отсматриваю фото прямо в своем субаловском боксе. Понимаю, что результат далек от идеального. Погода пасмурная, после снегопада снежный покров стал совсем толстым и подо льдом слишком мало света. Фотографии получились не настолько хорошие, как мне хотелось, и ангела мы не встретили. 


Это вовсе не инопланетный мозг в глубинах космоса, а гребневик болинопсис в поисках добычи.

Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 8-15mm f/3.5-4.5E ED
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/60
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 15 мм

Вернувшись на базу и поужинав, идем в баню. Когда холод погружений забывается, я возвещаю итог размышлений всего вечера: необходимо убрать снег со льда, чтобы солнечный свет беспрепятственно попадал в воду. Это наполеоновское требование мои друзья встречают с энтузиазмом. Предложения звучат самые нелепые: полить снег водой из брандспойта, нанять работников с лопатами и так далее. К разговору подключается и директор дайв-центра, Михаил Сафонов. Михаил умеряет наш пыл, он советует сначала попробовать более реалистичные способы и обещает прислать помощников.

Мягкий арктический коралл на дне Белого моря

Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 8-15mm f/3.5-4.5E ED 
Диафрагма: f/14
Выдержка: 1/80
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 15 мм

На следующий день мы опять у скалы Белушьей. Погода радует ярким солнцем, но этого недостаточно. Нужно что-то сделать со снегом. Идем исследовать поверхность над местом съемки. Набираем ведром воду и выливаем на снег. Напрасно: снег слишком толстый и легко впитывает такое количество. В задумчивости бродим вокруг майны. На снегу уже образовался наст — твердая корка, но под ногами она проваливается и в наших отпечатках проступает вода. Мы вспоминаем, что следы ног из-под воды видны, и начинаем с энтузиазмом, песнями и гиканьем топтать снег, пока наш ассистент не заводит снегоход. Мда, так гораздо эффективнее и меньше усилий. 


Дайвер погружается под лед Белого моря. На поверхности с помощью крепкой толстой веревки его страхует ассистент. 

Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 8-15mm f/3.5-4.5E ED
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/125
ISO: 200
Фокусное расстояние: 15 мм

Ныряем — и ура! Получилось! Под вытоптанным местом гораздо светлее! Надеюсь, этого достаточно. Начинается прилив. Поток разгоняется все быстрее, сегодня море несет какие-то неаппетитные бурые клочки. Хотя это для нас они неаппетитные, а морские козочки определенно считают наоборот. Вся колония пирует: они хватают клешнями пролетающие мимо бурые пленки и дерутся за то, кому достанется кусок побольше. Я пытаюсь определить, что же это такое. Не сразу, но до меня доходит: это слой то ли водорослей, то ли бактерий, выросших на нижней поверхности льда. Лед начал подтаивать, и бактериальный слой оторвался и уплыл на радость живущим подо льдом. 


Дайвер плывет подо льдом Белого моря

Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 8-15mm f/3.5-4.5E ED
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/60
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 14 мм

Опять мимо нас плывут гребневики и медузы, разные ракообразные, на открытое пространство подо мной вышел краб — у них тоже начался сезон спаривания. А вот ангелов почему-то опять нет. Мы проплавали полтора часа — безрезультатно. 

Молча обедаем в теплом домике. Нам не повезло. Но, как оказалось, наше невезение только начиналось. Перед тем как надеть сухой костюм, чтобы идти на второе погружение, я иду в туалет — крохотный домик, установленный метрах в десяти. И на обратном пути на глазах у изумленной публики проваливаюсь по пояс в снег. Начинаю хохотать от неожиданности и… проваливаюсь уже по грудь. Мне становится жутко холодно, я понимаю, что вокруг вода, и я зову товарищей на помощь. Оказалось, что я провалился в майну, которую вчера замело снегом, не оставив на поверхности никаких следов — идеальная ловушка.


Виктор Лягушкин с ассистентом перед погружением в майну, заметенную снегом

Камера: Nikon D3
Объектив: AF-S NIKKOR 17-35mm f/2.8D ED-IF 
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/1250
ISO: 200
Фокусное расстояние: 24 мм

Моя поддева под сухой костюм мокрая насквозь, в карманах чуть ли не плавают те самые рачки с гребневиками, которых мы только что наблюдали. Я очень расстроен. 

Казалось бы, раз началась полоса неудач, то стоит отказаться от погружения? Наверное, встретить ангела нам не суждено. Но сдаваться не в моих привычках. Я принимаю решение идти в воду в той одежде, в которой приехал на лед, то есть, джинсы и свитер, сверху сухой костюм. 

Прилив уже потерял свою силу, вода все медленнее несет на своей спине фантастических весенних животных, снимать их еще удобнее, но нас они уже не интересуют. В джинсах и свитере вместо поддев я очень быстро замерз, жестами показываю ассистенту, что пора возвращаться. И вдруг луч его фонаря выхватывает волшебное существо. Кажется, что оно светится изнутри, беззащитное и трогательное, оно трепещет крылышками и танцует перед сферой моего порта. Нам явился ангел. Я смотрю на него во все глаза, пока он кружится и танцует, и трудно отделаться от ощущения, что он осознает, что происходит, и позирует для нас. Я напоминаю себе, что этого не может быть, это иллюзия, ведь морской ангел — это моллюск, и то, что нам кажется крыльями, на самом деле нога, его голова — это щупальца, сжатые в кулак, а сердце — это желудок. Но это ничуть не уменьшало моего восторга, ведь мои чувства верили моим глазам и не верили разуму. 


Морской ангел 

Камера: Nikon D850
Объектив: AF-S NIKKOR 8-15mm f/3.5-4.5E ED
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/100
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 14 мм

Мы смогли сделать снимки, которые хотели, и теперь можем ехать домой в Москву, в зелень юной листвы, в пору цветущих вишен и теплых звездных ночей. Но в моих снах навсегда останется это место, куда будет иногда возвращаться моя душа: обратно за Полярный круг, туда, где лед и снег, морские козочки и тюлени, и ангелы, летящие вдаль, беспечные и прекрасные. 


Морской ангел плывет в толще воды. Треугольник над ним в зеленом «небе» — майна (отверстие во льду).

Камера: Nikon D850
Объектив: AF-S NIKKOR 8-15mm f/3.5-4.5E ED
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/125
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 15 мм