Фокус на контраст

Пейзажист-путешественник Даниил Коржонов рассказывает, как фотограф может использовать яркие осенние краски для расстановки акцентов в композиции. Разноцветные листья могут стать как цветным акцентом, так и основой всей композиции.


Диафрагма: f/16.0
Выдержка: ¼
ISO: 31
Фокусное расстояние: 48 мм
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8

Первым признаком осени является смена цвета листьев. Стоит зазеваться, и момент будет упущен, так быстро меняется природа. Как только зеленые листья начинают трогаться желтизной, наблюдайте за ними, чтобы не упустить пик осеннего великолепия. В зависимости от вашей фотоидеи выбирайте самый лучший день для съемок – когда листва приобрела нужный вам оттенок: красный, теплый оранжевый или ярко-желтый.


Диафрагма: f/11.0
Выдержка: 1/320
ISO: 250
Фокусное расстояние: 80 мм
Камера: Nikon D810
Объектив: AF Zoom-NIKKOR 80-200mm f/2.8


Диафрагма: f/18.0
Выдержка: 1/30
ISO: 200
Фокусное расстояние: 14 мм
Камера: Nikon D810
Объектив: NIKKOR 14-24mm f/2.8

Оранжевый цвет наиболее ассоциируется с осенью, и на большинстве осенних фотографий преобладает именно он. Но если все-таки дождаться, когда листья окрасятся в желтый, вы получите самые контрастные сцены осени.
Композиция формирует основу изображения вне зависимости от предмета съемки. Мы часто говорим о приемах построения композиции, которые привносят в кадр баланс и гармонию и направляют взгляд на главный объект. Акцент на цвет – отличный прием размещения элементов сцены, и цвет тут создает визуальный баланс. А с техникой фрейминга (обрамление, создание рамки внутри кадра) цветная композиция становится мощным инструментом. 


Диафрагма: f/14.0
Выдержка: 1/50
ISO: 100
Фокусное расстояние: 70 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8

Теперь подробно ознакомимся с техникой выделения объекта с помощью обрамления. Фрейминг – это классический композиционный инструмент, где природный (ветки или стволы деревьев, высокая трава, просвет в скалах, окруженная глухим лесом солнечная поляна и т. д.) или искусственный (арки, дверные и оконные проемы и т. д.) объекты расположены вокруг главного объекта съемки. На моей фотографии с желтыми листьями на озере яркая рамка концентрирует взгляд на центральной части кадра и подчеркивает его еще и перекликающимся с рамкой цветом. Термин «обрамление» подразумевает, что рамка создается со всех четырёх сторон от предмета. Но в фотографии это могут быть и три, и две стороны, или только сверху и снизу.


Диафрагма: f/14.0
Выдержка: 1/20
ISO: 100
Фокусное расстояние: 70 мм
Камера: Nikon 810
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8


Диафрагма: f/14.0
Выдержка: 1/40
ISO: 100
Фокусное расстояние: 55 мм
Камера: Nikon 810
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8

Практически на всех приведенных фотопримерах диафрагма прикрыта. Открытую диафрагму, конечно, тоже используют в пейзаже. Например, для создания красивого обрамления бокэ (листва, зелень поля). Однако гораздо интереснее выглядит сцена с большим количеством деталей, тогда ты словно погружаешься в трёхмерное пространство. Именно для увеличения ГРИП (глубины резко изображаемого пространства) и используют закрытую диафрагму в пейзаже. 

Выдержка очень важна при съёмке воды, звёздного неба, движущихся объектов. В статичных же сценах более важна диафрагма. При вечернем или утреннем свете на прикрытой диафрагме можно поставить выдержку 1/20–1/50, чтобы картинка стала по резкости более «мягкой».

У всех фотографов бывает так, что задуманный заранее кадр получить на месте не удается. Например, часто не видишь тех условий, которые ожидал или задумал для кадра изначально. И даже пытаясь найти сюжет под существующие условия, частенько бываешь ограничен местностью или природой. Допустим, планируешь поездку сильно загодя, а из-за тайфуна или теплой осени красные листья к твоему приезду могут уже опасть. Тогда приходится либо менять планы, либо ждать следующего года. Бывали такие случаи и с цветами. Я в таких форс-мажорных обстоятельствах просто меняю сюжет: вместо цветов еду снимать горные пейзажи или поднимаюсь выше, чтобы застать ещё цветущие луга выше в горах. 

Говоря об осенних красках, нужно также учитывать, что осень – это лишь изредка хорошая погода, а чаще дожди и серость. Совсем не нужно ждать лучших дней и идеального заката. Мне больше нравится снимать осенние листья в пасмурную погоду, в туман. Тогда краски становятся более насыщенными, особенно после дождя. Они переливаются новыми тонами, листья блестят на солнце, а туристы сидят по домам – идеальные условия.