«Фотограф, который умеет снимать легкую атлетику, снимет что угодно»

Фотограф Роберт Максимов посвятил спортивному репортажу более 40 лет. В его послужном списке - 18 Олимпийских игр, тысячи уникальных снимков, знакомства с быстрейшими и сильнейшими людьми планеты. Сегодня Роберт - официальный фотограф Федерации тенниса России и амбассадор Nikon. Вся эволюция спортивного фоторепортажа - от черно-белых пленок до современной камеры Nikon D5 - прошла перед его внимательным взглядом. Роберт рассказал nikonpro.ru о техническом прогрессе, буднях фотографов в советские годы, тонкостях спортивной съемки.

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/1250
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 400 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

Начало фотокарьеры

«В молодости я занимался легкой атлетикой - кандидат в мастера спорта - и параллельно довольно много снимал для себя. В институте в аспирантуре работал над кандидатской по биомеханике. В нашей лаборатории я сделал маленький стенд, где разместил свои фотографии. И вот однажды к нам пришел заместитель главного редактора издательства «Физкультура и спорт». Он заметил снимки и спросил, чьи они… Так я получил приглашение в редакцию.

Через неделю предложили выполнить задание - съездить в командировку. Был 1969 год, в Нальчике проходил Кубок СССР по легкой атлетике. Съездил, привез материал. Стал внештатным сотрудником, начал потихоньку ездить в командировки. В 1974 году, когда мы выдвигались на Олимпийские игры, мне сделали очень привлекательное предложение, от которого было просто невозможно отказаться. Так я, наконец, окончательно перешел в издательство. Сначала простым фотографом, а через два года я стал главным фотографом издательства «Физкультура и спорт». В то время был очень большой объем работы - в году было больше 150 спортивных событий по всей России, и я имел право выбирать любое, которое мне было бы интересно снимать.

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/60
ISO: 640
Фокусное расстояние: 150 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

К московской Олимпиаде 1980 года мы были основными издателями, у нас был полный карт-бланш. Мне выделили много денег на покупку аппаратуры - тогда я купил полную линейку Nikon F3, все, что хотел. И еще Pentax 6x7. Нам поставили «кодаковскую» лабораторию! Так я стал официальным фотографом на Олимпиаде, вместе со мной работали Слава Баташев, Сергей Киврин. Слава Баташев - великий фотограф, мой учитель жизни.

СССР и заграница

В 1972 году я попал на мою первую Олимпиаду - в Мюнхен. Сейчас собираюсь поехать на 19-ю. Получилось бы и больше, но в советское время не разрешали выезжать за границу два раза в год, а бывали летняя и зимняя Олимпиады в один год. Таким образом, съездив на одну, - а я выбирал, как правило, летнюю, - зимнюю автоматом пропускал.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/800
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 400 мм
Камера: Nikon D3
Объектив: AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

А в капиталистическую страну можно было выезжать только раз в два года. Мало того, чтобы получить разрешение на выезд, нужно было получить его у комиссии в райкоме партии. Вот просто анекдот: я собирался на чемпионат мира в Токио, шел 1991 год. Началась перестройка - казалось бы, все хорошо. Но… попал я на комиссию, сижу перед двумя крупными партийными работниками, которые определяют, готов ли ты ехать за границу. Уже с порога ты для них - враг народа. Задают вопрос: «Сколько ракет шахтного базирования стоит в Нидерландах, направленных на СССР?» Второй вопрос: «Сколько было выплавлено чугуна в пятой пятилетке?» Я спрашиваю в ответ: «Какой мировой рекорд в беге у мужчин?» Чиновники вытаращили глаза: «А это тут при чем?» Тут я уже начинаю сердиться: «Это ваши вопросы тут не при чем, я ведь еду на чемпионат мира по легкой атлетике, зачем мне нужны ваши голландские ракеты?!» В итоге мне разрешения не дали из-за «политической неграмотности». Я сказал секретарю издательства, что больше в жизни не пойду выбивать себе подобное разрешение на выезд, и пусть делают, что хотят. А ведь это задание редакции! И все же выезд мне дали. Кстати, помимо этого разрешения нужно было получать еще одно, так называемое «решение» на выезд - это была вторая песня, мы никогда не знали до дня вылета, разрешается нам покинуть страну или нет!

Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/640
ISO: 800
Фокусное расстояние: 200 мм
Камера: Nikon D3
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Пленка и профессионализм

Естественно, снимать начинал я с пленки. Не было ни Fuji, ни AGFA. До Олимпийских игр (в Москве) у нас появился цветной Kodak, до этого снимали на «черняшку» (ч/б пленку). И то - Kodak был только Ektachrome 200 ISO. Вот представьте: нужно снять во дворце спорта фигурное катание. Норма на одну съемку - две катушки пленки, 72 кадра. А в редакции у нас был специальный прибор, который определял зернистость и цветопередачу пленки. Если что-то было не так с кадром или пленкой, прибор просто не пропускал их. И это было реально непросто - сдать 10 кадров с двух пленок так, чтобы они прошли проверку.

Если ты не выполнял задание редакции, мог быть свободен. Мы, конечно же, норму выполняли. Снимали на длинных выдержках - 1/250 был наш максимум. Впрочем, это и помогло нам, в таких непростых условиях заставило нас думать.

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/1000
ISO: 900
Фокусное расстояние: 400 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

Прилетели мы однажды в Атланту. Зал для легкой атлетики, свет ужасный. Хотя тогда пленка была уже получше - Kodak Chrome 500 ISO. Нашли хорошую точку съемки, я ставлю конвертор, черно-белую пленку, потому что цветная здесь, на мой взгляд, бесполезна. А мой друг, итальянский фотограф Джулиано, говорит, что все-таки попробует снять на цветную. Выступают женщины на брусьях. До объекта съемки метров 60. У Джулиано объектив 400 mm, конвертор, выдержка - 1/60. Любое движение нерезко. Я удивлялся - зачем он это делает? Но когда принесли из проявки пленку, это была просто фантастика. Все в движении, смазано, а лицо спортсменки абсолютно резкое. Он снял то, что снять было невозможно! Это и есть уровень настоящих профессиональных фотографов.

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/640
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 300 мм
Камера: Nikon D3
Объектив: AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G ED VR II

Спортивный репортаж

Спортивные фотографы - это такая семья, с некоторыми мы дружим уже лет по 40. На мероприятиях в пресс-центре всегда очень радуемся встрече, помогаем друг другу. Правда, французы держатся очень обособленно. Впрочем, и среди них у меня есть один друг.

Так вот, между спортивными фотографами существует не только дружба, но и взаимовыручка. Был один случай. Представьте: забег 100 метров, финал. Кто выиграет? Фотографы снимают на 400 мм, да еще и с конвертором, чтобы сделать снимок в лоб, крупный план, запечатлеть эмоции. Нас четверо: итальянцы Джулиано и Коломбо, немка Глади и я. Четыре дорожки распределяем между собой - кто-то снимает первую, кто-то вторую, и так далее. Снимаем каждый «своего» спортсмена, и после победного финиша делим между собой снимки победителя.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/1000
ISO: 640
Фокусное расстояние: 400 мм
Камера: Nikon D3
Объектив: AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

Я убежден, что фотограф, который умеет снимать легкую атлетику, без проблем снимет все, что угодно. Это непросто, ведь там 47 видов спорта, и они все абсолютно разные! Прыжки, бега - на короткие дистанции, на длинные, с препятствиями… Большой простор для творчества!

Физически для меня очень сложным спортом для съемки оказались горные лыжи, скоростной спуск. И технически тоже. В чем сложность: скорость спортсмена - 140-150 км/ч. Как правило, снимать можно с единственной фотопозиции, которую определяет шеф-фотограф. Сюда пускают 10-12 человек, не больше - только пул, или только если «твой» спортсмен в лидерах, а так получить сюда допуск почти невозможно. Меня пускали на Зеленскую, на Гладышеву, плюс я снимал еще и Майера. У фотографа должна быть очень хорошая экипировка. В Лиллехаммере поднялись на гору: 19 градусов мороза, сильный ветер. Высота примерно 2700 метров. Старт скоростного спуска отменяют на час, потом еще на час. При таком морозе и ветре что будет с фотографом, если он плохо экипирован? Половина фотографов ушла. Я завернулся, капюшон надел, закрылся, устроился в сугробе и уснул. Я сам горнолыжник и для съемок экипировку использую горнолыжную. Она идеальная, с подогревом – ткань с нитью карбида циркония, мне в сугробе хорошо!

Ширина трассы - метров 60-70, разлет по траектории - до 50 метров, точка «вылета» находится за бугром, и понять, откуда «выстрелит» лыжник, невозможно. Оптика - минимум 400, а то и 600 мм, плюс конвертор, и вот с этим набором ты должен «поймать» спортсмена, скомпоновать кадр - это настоящая стрельба по летающим мишеням.

Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/800
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 550 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II c экстендером

Но и это еще не все. Склон - 30 градусов, на тебя давит твоя аппаратура весом килограммов 15, ты стоишь на ступеньках (первое, что мы делаем, придя на точку, - это выдалбливаем себе моноподом две ступени, на которых нам предстоит простоять весь день, благо в «кошках»). Плюс ты подписываешь бумагу, согласно которой в случае падения получишь штраф 3000 долларов и лишишься аккредитации. При мне один японец упал - камеры покатились, соревнования остановили на 10 минут, пока все собрали и его вывели. 

Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/800
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 420 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II c экстендером

Техника для спортивного фоторепортажа

Я снимаю в jpeg. RAW использую, только когда снимаю что-то очень важное, или когда достаточно плохие условия для съемки. Сегодня настройки и возможности камер настолько хороши, что нет необходимости что-то исправлять. Я сейчас снимаю на Nikon D5 - получил этот фотоаппарат одним из первых. Камера очень хорошая, как и Nikon D4s, которую я тестировал на прошлых Олимпийских играх. Тогда я первый раз приехал на игры без своей аппаратуры - уже на месте, в Сочи, Nikon выдал мне весь комплект техники и две камеры D4s. Каждые два дня я приходил в офис Nikon и оставлял свои замечания. Два молодых японца внимательно все слушали и записывали. Через неделю вышла первая прошивка, исправившая недочеты, и потом, когда я вернулся в Москву, меня уже ждала новая камера со всеми прошивками и исправлениями.

Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/1000
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 550 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II c экстендером

Самая ощутимая проблема была в начале - шумные матрицы. Я помню, когда нам показали в 1988 году первую цифровую камеру Fuji DS-1P. Она стоила 27 000 долларов. Демонстрировали возможности цифровой фотографии - был целый ряд снимков легкоатлета Льюиса, где с каждым кадром он «терял» (силами Photoshop, конечно же) по одному элементу своей спортивной формы. Шиповку, вторую, майку, шорты… Очень занятный был эксперимент!

До 2004 года главным спонсором Олимпийских игр был Kodak. Нам давали неограниченное количество новейшей пленки - в компании считали, что пленка никогда не устареет, и даже в будущем ее будут оцифровывать и хранить. И в 2004 году всех фотографов собрали вместе, вышел глава компании и сказал, что они неправильно оценили тенденции рынка, «цифра» их обогнала, и они вынуждены с нами проститься. С 2004 года пленки не стало - мы к тому времени уже снимали на «цифру».

Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/1000
ISO: 1000
Фокусное расстояние: 300 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Что важно в камере для спортивного фотографа? Прежде всего, правильный автофокус. Это важнейший фактор. И второе - хорошая матрица. Все остальное не так важно, мне даже не нужны эти 14 кадров в секунду. Главное - чистое, качественное изображение и точный автофокус. Nikon D4s - одна из лучших камер в этом деле!

Что касается Nikon D5, она сразу удивила меня матрицей, я смог спокойно снять на ISO 20 000. Я недавно был в командировке и попал с экскурсией на ледокол «Ленин». Зашли в помещение, где стоят реакторы - там теперь музей, - и в полной темноте я сделал снимок, выбрав «auto ISO». Получился хороший кадр 65 000 ISO - это невозможно было бы снять на старые камеры.

Чем хороши высокие ISO в работе? Я могу выбрать более короткую выдержку: так, если раньше я снимал на 1/800 или 1/1600, теперь я могу снимать с выдержкой 1/2500 и выше, так что ракетка и мячик становятся резкими, не смазанными. Видна даже фактура ворса!

Я снимал сейчас несколько теннисных турниров на Nikon D5: 95% снимков резкие, остальное списываю на собственную оплошность. Для спортивной фотографии это идеально. Настолько велик прогресс с новой камерой, что я уверен: на грядущей Олимпиаде все фотографы будут только с «пятерками». Очень много фокусировок разных, я даже не все попробовал, вот 3D еще нужно испытать. Обычно я использую фокусировку по точке или по группе точек.

Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/1000
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 400 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

Прогресс в фототехнике однозначно идет на пользу творчеству. Если раньше много внимания и времени отнимала установка экспозиции, сейчас ты об этом не думаешь. Я выставляю нужные мне параметры и больше о них не забочусь, я весь в творчестве. Ищу нужный кадр, нужный момент - только это. Но ведь ведущие производители фототехники и ставили себе эту цель - избавить фотографа от лишних забот. Техника должна отрабатывать свое, а наша голова - свое. И если все это совместить, будет замечательный результат».