Геометрия в фотографии. Усольский ГОК. Часть 1

Промышленная фотография как жанр крайне востребована. Крупные производители часто приглашают фотографов, чтобы сделать снимки своих предприятий. Выпуская каталоги, иллюстрируя отчеты хорошими фотографиями, они тем самым рассказывают о своей продукции, о перспективах роста, поддерживают имидж компании. Индустриальный фотограф и амбассадор Nikon Максим Мармур предлагает заново пересмотреть сложившиеся стереотипы о том, что производство — это лишенный эстетики процесс. В этой статье Максим на примерах из своего опыта дает советы, как увидеть и передать всю красоту промышленной архитектуры.

Не так давно компания «ЕвроХим» (EuroChem Group AG), один из ведущих мировых производителей минеральных удобрений, пригласила меня сделать фотоотчет о собственных производственных мощностях. Предприятия «ЕвроХим» расположены от Казахстана до Бразилии, но основные активы компании находятся в России. 


Камера: Nikon D850
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/3200
ISO: 100
Фокусное расстояние: 22 мм

Скажу честно, мне, индустриальному фотографу, снимать архитектуру, производство, всю эту геометрию невероятно легко. Потому что за фотографа здесь уже все придумали промышленный дизайнер, архитектор и конструктор, которые создавали это предприятие. Рассматривая отдельные сооружения и элементы конструкции заводов и цехов, видишь, что они красивы сами по себе. И моя задача лишь прийти, увидеть и передать в снимках все то, что уже сделали до меня. 


Камера: Nikon D850
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/125
ISO: 400
Фокусное расстояние: 24 мм

Но здесь-то и кроется подвох. К примеру, чтобы только добраться до места съемки, порой приходится тратить на дорогу несколько суток. Чтобы сложился красивый кадр, нужно выбрать правильное место, правильное время и дождаться правильного света, подобрать подходящую технику, оптику. Ну и не промахнуться в последний момент с экспозицией. 


Камера: Nikon D850
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/40
ISO: 4000
Фокусное расстояние: 14 мм

Из техники для работы у меня всегда с собой два фотоаппарата Nikon D850, Nikon Z 7 и комплект объективов: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED, AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED, AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II. Меня часто спрашивают, зачем я беру с собой несколько камер. Дело в том, что там, куда я так долго добираюсь, порою просто невозможно найти даже флеш-карту, а ситуации случаются разные: упал, уронил, сломалось, но без картинки я вернуться не могу. Такой комплект весит немало, но приходится подстраховываться на все случаи жизни. 

Фото: Александр Куликов

Условия, в которых проходят съемки, далеки от идеальных. На производстве обычно очень шумно, пыльно, грязно и жарко. Пар идет со всех сторон, плохо пахнет.  Но если постоянно акцентировать внимание на том, что ты испачкался, твой фотоаппарат в соли и потом не отмоешь объектив, то ничего не получится. Только когда абстрагируешься от всего этого, начинаешь видеть красоту вокруг. Наслаждаясь моментом, можно обнаружить много удивительного и прекрасного. Например, заходишь в промышленное здание, а оно высотою с 30-этажный дом. Кругом огромное количество труб, механизмов — все это завораживает! От окон идет какой-то совершенно фантастический свет — голубой, желтый, красный, — и ты в восторге от того, как это красиво! Поднимаешься наверх за своим сопровождающим, с оборудованием, с двумя ассистентами, буквально бежишь по лестницам с 1-го на 30-й этаж, и смотришь вокруг, ищешь свой кадр. Главное при этом еще и постараться не потерять провожатого из вида.

Скажу честно, по геометрии в школе у меня была тройка. Геометрию как предмет я не любил. А вот знать основы композиции и владеть ими обязан любой профессиональный фотограф. Советую всем прочитать книги по фотокомпозиции Лидии Павловны Дыко, также, очень многое на эту тему можно почерпнуть у Александра Лапина в его книгах «Фотография как…» и «Плоскость и пространство, или жизнь квадратом». Когда фотограф хорошо подкован в матчасти, ему работается легче. Геометрию пространства нужно сначала увидеть, а для этого — смотреть внимательно по сторонам, выбирать, записывать, придумывать. 


Камера: Nikon D850
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/320
ISO: 200
Фокусное расстояние: 180 мм

Чтобы получились хорошие фотографии, по моему мнению, необходимы три составляющие: композиция, правильный свет и то состояние, которое должно присутствовать на этой картинке. Можно научиться выстраивать композицию, работать со светом. Но передать третью составляющую, состояние картинки — совсем не просто. Для этого нужно постоянно совершенствоваться, быть не только интеллектуально развитым человеком, но и человеком, богатым духовно. Фотограф в первую очередь отражает в своих снимках собственный взгляд на вещи, собственный бэкграунд: все выставки, которые он когда-либо посетил, все книги, которые он прочитал, и все фильмы, которые он посмотрел. 

Продолжение в части 2.