Хозяйка Орды. История арт-проекта из подводной пещеры


Диафрагма: f/9.0
Выдержка: 1/100
ISO: 400
Фокусное расстояние: 16 мм
Камера: Nikon D3x
Объектив: AF NIKKOR 16mm f/2.8

(Для спецпроекта с Prophotos.ru)

Недалеко от Перми, возле города Кунгур, на берегу реки Орда есть гора Казаковская. В этой горе под пятидесятиметровой толщей камня находится одна из самых прекрасных пещер мира – Ординская. Пятикилометровый лабиринт подводных пещерных ходов, промытых водой в белоснежном гипсе, с огромными величественными залами, похож на настоящий дворец волшебника.

Но хотя Ординская – самая протяженная в мире подводная гипсовая пещера и, несомненно, выдающийся памятник природы, немногим довелось любоваться красотой этого места. Пещерный дайвинг требует особой, длительной подготовки. Дайверы сравнивают погружения в пещеру с полетом в космос – и по необычности, и по сложности. И как у космонавтов, у них есть свои приметы и даже легенды. «Пещерные люди» верят, что Ординская – живая, что у нее есть свой дух-хранитель – Хозяйка пещеры, способная принимать облик прекрасной женщины. 

Амбассадор Nikon Виктор Лягушкин бывал в Ординской сотни раз, сфотографировал чуть ли не каждый метр и даже издал научно-популярную книгу об этом уникальном чуде природы. Но легенда о Хозяйке не давала ему покоя. 
Виктор мечтал об арт-проекте в пещере, хотел перенести на фото образ Хозяйки, который возник в его воображении. И понятно, что с ролью модели никто не смог бы справиться лучше, чем двукратная чемпионка и рекордсменка мира по фридайвингу Наталья Авсеенко, вместе с которой Виктор делал проект «Принцесса китов». Наталья согласилась: «Никто в мире не снимал то, что мы собираемся сделать. Это будет нечто особенное. Но под водой, в пещере могут проявиться мои скрытые страхи. Придется принять вызов и преодолеть их». Съемка планировалась в сентябре. Это самое лучшее время – не слишком жарко на поверхности, бархатный сезон. Но не все участники могли, и все сложилось только к зиме, к декабрю. Отложить еще раз значило рисковать не сделать никогда. Ну что ж, декабрь так декабрь.


(Наталья Авсеенко на Казаковской горе медитирует перед погружением)

К сьемке готовились долго и тщательно. Наталья совершила несколько погружений с дыхательным аппаратом, затем изучала пещеру на задержке дыхания в сопровождении страхующих дайверов.


(Входное озеро в Ординской пещере. Наталья Авсеенко делает дыхательные упражнения перед погружением на задержке дыхания. Справа – страхующий дайвер)

Когда модель достаточно освоилась, начали съемку. Костюм Хозяйки решили надеть на теплый фридайверский гидрокостюм, чтобы Наташа  смогла выдержать холодную воду достаточно долго.

И вот первое погружение в костюме. Наталья Авсеенко в Ординской пещере в образе Хозяйки у предупреждающей таблички. Расстояние от входа – 12 метров. Наталья не спешит открывать глаза. Она говорит, что так она меньше мерзнет.
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/60
ISO: 400
Фокусное расстояние: 16 мм
Камера: Nikon D3x
Объектив: AF NIKKOR 16mm f/2.8

На этом фото Наташа действительно похожа на духа пещеры, который, согласно поверью, может помочь водолазу, а может преградить путь. Однако Виктор недоволен своей работой. Он долго обсуждает с Натальей тонкости следующего кадра.

Второе погружение. Хозяйка, уплывающая в темноту пещеры. На самом деле, в сценическом костюме практически невозможно плавать, и, чтобы создать ощущение полета, Виктор поручил ассистенту буксировать Наталью на длинной веревке на подводном буксировщике.


Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/50
ISO: 800
Фокусное расстояние: 16 мм
Камера: Nikon D3x
Объектив: AF NIKKOR 16mm f/2.8

Но Виктор не хочет на этом останавливаться. Образ Хозяйки должен быть более ясным и выразительным. Группа готовится к следующему погружению, которое обещает быть самым сложным. По предыдущему опыту ясно, что у команды есть около сорока минут, чтобы добраться до места съемки, встать каждый на свое место, провести съемку и вернуться к выходу, прежде чем Наташа окончательно замерзнет.
Условия съемки:

  • температура воздуха на поверхности: –38 С;
  • температура воздуха в пещере: –23 С;
  • температура воды: +5 С;
  • глубина: 12 м;
  • расстояние: 100 м от входа.

Виктор выбрал самое подходящее место в пещере с точки зрения фотографии и организации съемки: достаточно красивое и не слишком удаленное, чтобы не тратить драгоценное время на плавание до места. 
Однако эта точка съемки весьма непростая. Дно пещеры покрыто толстым слоем ила, и это значит, что на него ни штатив нельзя поставить, ни даже коснуться, иначе видимость пропадет, и съемка будет безнадежно испорчена. Все члены съемочной группы, включая фотографа, должны мастерски «зависнуть» в толще воды, чтобы не испортить съемку. 


(Виктор Лягушкин обсуждает с командой предстоящую съемку)

Модель будет находиться под водой на задержке дыхания без маски, привязанная за ногу к грузу на дне, без возможности всплыть и сделать вдох. 

Справа от модели, чуть-чуть не попадая в кадр, располагается страхующий дайвер. Именно от него зависит жизнь Наташи – он не спускает с девушки глаз и дает ей воздух, как только она попросит об этом жестом. 
За моделью находится осветитель. В руках у него три вспышки Ikelite DS160: одна направлена в спину модели, чтобы получился красивый беклайт, вторая направлена влево, а третья вправо, чтобы осветить пространство за Хозяйкой. Вспышки синхронизированы с камерой с помощью кабеля, который тянется от фотографа по дну пещеры под моделью. Камера D3x c объективом NIKKOR Fisheye 16mm f/2.8 спрятана в подводный бокс Subal.

Перед моделью находится фотограф. Он подсвечивает передний план двумя вспышками на армах.

Над фотографом в толще воды висит супервизор – его задача прийти на помощь осветителю и страхующему, если это понадобится.

За фотографом находятся два видеооператора, снимающие с разных точек и страхующие друг друга. 

Над видеооператорами ожидают два дайвера с подводными буксировщиками. В конце съемки или в случае необходимости они быстро доставят Наташу к выходу из пещеры и спасительному воздуху: в сценическом костюме она практически не может плавать. Всего для съемки потребовалось восемь ассистентов. На съемки проекта ушло около двух недель.

И вот, наконец, нужный кадр:


Диафрагма: f/10.0
Выдержка: 1/60
ISO: 400
Фокусное расстояние: 16 мм
Камера: Nikon D3x
Объектив: AF NIKKOR 16mm f/2.8

Не секрет, что фотографу порой приходится выбирать между рутинной работой и творчеством, и обыденность часто берет верх, так как за нее хорошо платят, а за художественные изыски – нет. Но настоящий мастер всегда найдет возможность проявить свой талант при выполнении заказа и отыщет способ реализовать свою сумасшедшую задумку.


(После погружения. Страхующий дайвер помогает замерзшей Наталье снять сценический костюм)

Посмотреть фильм, снятый телеканалом Russia Today об этом замечательном проекте, можно здесь: https://youtu.be/xIkAPRBBPts