Хроники кругосветного путешествия: от Самоа до Таити на фрегате «Паллада». Часть 1

Кто из нас не мечтал хотя бы раз в жизни оказаться на борту настоящего парусного судна? Махнуть в кругосветку, оставив все свои заботы на суше! Фотографу экстремальных видов спорта и амбассадору Nikon Кириллу Умрихину посчастливилось пройти под парусами уже в третий раз. Две недели он провел в водах Тихого океана на учебном фрегате «Паллада», чтобы запечатлеть исторический момент — отрезок пути третьего кругосветного путешествия парусника, посвященного 200-летию открытия Антарктиды. О том, как это было, читайте в материале.

В ноябре 2019 года учебный парусник «Паллада» отправился в кругосветное путешествие из Владивостока. Это плавание было посвящено 200-летию с момента открытия человеком последнего континента на нашей планете — Антарктиды. Прибывшая к ее берегам в 1820 году русская экспедиция под руководством двух знаменитых мореплавателей — Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева — подтвердила существование самого южного материка. До этого на картах его часто объединяли с Южной Америкой. Обогнув антарктические льды, экспедиция внесла свой вклад в историю первооткрытий. 


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 7
Объектив:‌ NIKKOR Z 14-30mm f/4 S
Диафрагма:‌ ‌f/8
Выдержка:‌ ‌1/250
ISO:‌ 320
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 14 ‌‌мм‌

Фрегату «Паллада» предстояло частично повторить путь Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Он отправился на юг и должен был за 222 дня пройти 27 120 морских миль или более 50 тысяч километров, побывать в десятках портов всего мира, обогнуть всю Землю и вернуться назад. 

Мне предложили запечатлеть один из главных этапов плавания. В феврале 2020 года фрегат должен был следовать от мыса Горн в Южной Америке до мыса Доброй Надежды в ЮАР, перейти через Атлантический океан с заходом на острова Южной Георгии, где должна была состояться эпическая встреча и дальнейшая регата трех парусников, отправившихся покорять просторы океанов — «Седова», «Крузенштерна» и «Паллады». Но жизнь внесла свои коррективы, и, как я понимаю уже сейчас, то, что мне не удалось попасть именно на этот отрезок путешествия — не случайно. 


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 6
Объектив:‌ NIKKOR Z 14-30mm f/4 S
Диафрагма:‌ ‌f/7.1
Выдержка:‌ ‌1/800
ISO:‌ 400
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 14 ‌‌мм‌

Другим возможным вариантом для съемки оказался путь от острова Самоа до острова Таити во Французской Полинезии. Две недели в Тихом океане, несколько тысяч морских миль. Туда-то я и отправился!

Добраться до Самоа было очень непросто, весь путь занял практически двое суток. В самолете, кстати, даже пришлось пропустить свой 31-й день рождения: я вылетел 7 декабря из Сан-Франциско, а приземлился на Фиджи лишь 9-го, а день рождения должен был быть 8го декабря, и он как-то прошел мимо. 

Из техники я взял, как обычно, две камеры: Nikon Z6 и Nikon Z 7 — в этот раз две беззеркалки. Захватил любимый мною и уже проверенный на «Седове» и других морских экспедициях NIKKOR Z 14-30mm f/4 S, так как без широкоугольных объективов на кораблях просто нечего делать. NIKKOR Z 50mm f/1.8 S, NIKKOR Z 35mm f/1.8 S, AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED и NIKKOR Z 24-70mm f/4 S тоже положил про запас. Хотя последним я пользовался не так часто, все же предпочел, чтобы он был со мной, на всякий случай. Когда идешь в путешествие на корабле, у тебя есть возможность взять больше техники, поскольку тебе не нужно часто с ней передвигаться. Она может лежать в каюте, ты берешь с собой наверх только то, что требуется, и при необходимости возвращаешься, чтобы заменить объектив. Кроме того, у меня были штатив и дрон. Вся эта техника, кроме штатива, уместилась в ручную кладь.


Я никогда прежде не плавал в этом регионе, поэтому отправиться туда для меня было очень интересным опытом. И первая трудность, с которой я столкнулся на корабле — это жаркий и влажный тропический климат. В кубриках, где мы жили, работал кондиционер, и когда я поднимался с камерой на палубу, она сразу же начинала запотевать, пока не нагревалась до температуры окружающей среды. Чтобы решить эту проблему, через несколько дней я договорился с капитаном и стал оставлять всю технику на капитанском мостике.  

Такой жест, конечно, характеризует капитана «Паллады» Николая Зорченко, как очень отзывчивого и чуткого человека. Пожалуй, он один из самых интересных, неординарных и порядочных людей, которых я встречал в своей жизни. Для меня он — идеальный пример капитана, абсолютный лидер на корабле, который умеет управлять командой и фрегатом как никто другой. Все плавание меня не покидало чувство внутреннего комфорта и уверенности, поскольку на «Палладе» царила добрая и дружеская атмосфера. Но и дисциплина, безусловно, поддерживалась на высоком уровне! 


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 6
Объектив:‌ NIKKOR Z 50mm f/1.8 S
Диафрагма:‌ ‌f/1.8
Выдержка:‌ ‌1/160
ISO:‌ 160
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 50 ‌‌мм‌

Каждый, кто находится на «Палладе», имеет свой статус. Я был практикантом от клуба путешествий Михаила Кожухова, а это значит, что за мною, наравне с другими, были закреплены определенные обязанности.

Меня приписали к фок-мачте, и когда начинался парусный аврал, то я должен был бросить все и заниматься им. Мне очень повезло с боцманом, и я частенько отпрашивался, чтобы быть в этот момент с камерой наготове. 


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 7
Объектив:‌ NIKKOR Z 14-30mm f/4 S
Диафрагма:‌ ‌f/6.3
Выдержка:‌ ‌1/15
ISO:‌ 31
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 14 ‌‌мм‌

Фок-мачта — первая мачта на корабле, пожалуй, самая интересная с точки зрения съемки. И именно на «Палладе» мне впервые удалось подняться на нее ночью, а потом и выйти на бушприт- носовую мачту на фрегате. На «Седове» и «Крузенштерне» такое было просто немыслимо, а здесь оказалось возможным. В темное время суток это одно из красивейших мест для фотографии, с него открывается просто невероятный вид. Когда ты уходишь на нос корабля, залезаешь на самый край — в страховке и с разрешения, разумеется, — не покидает ощущение, что ты находишься как бы вне судна, и при этом все-таки на нем.

|
Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 6
Объектив:‌ AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED и NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
Диафрагма:‌ ‌f/4
Выдержка:‌ ‌1/1600
ISO:‌ 400
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 240 ‌‌мм‌

Второе место в рейтинге красоты открывающихся видов занимают вершины мачт. Когда ты пробираешься наверх по узким веревочным лестницам — вантам, от страха порою захватывает дух: лезть на высоту около 60 метров приходится без страховки, только в момент остановки можно закрепиться. Это требует от тебя хорошей физической силы и координации движений, также стоит продумать заранее, где будут находиться камеры, как они будут закреплены, чтобы они случайно не оторвались и не упали кому-нибудь на голову. Но, скажу честно, ракурсы, которые выходят сверху, точно стоят всего этого.


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 6
Объектив:‌ NIKKOR Z 50mm f/1.8 S
Диафрагма:‌ ‌f/1.8
Выдержка:‌ ‌1/8000
ISO:‌ 100
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 50 ‌‌мм‌

Самое сложное в таких поездках — это то, что они длятся очень и очень долго. В первые дни ты бегаешь с камерой повсюду, и через какое-то время тебе может обманчиво показаться, что ты все уже снял, но на самом деле это далеко не так. 

Еще во время своих предыдущих экспедиций я усвоил, что крайне важно не расслабляться, иначе можно пропустить много интересных моментов. Когда дело происходит быстро, как, например, на соревнованиях — все понятно. Вот квалификация, ты ищешь лучшие ракурсы, а вот уже и финал. Несколько кадров, час времени, и готовый результат. Другое дело, когда все затягивается на недели. И при этом ты толком не знаешь, когда же будет тот самый момент. С одной стороны, на корабле хочется отдохнуть в каюте, почитать книгу или посмотреть фильм, но не покидает ощущение: а вдруг именно сейчас я пропускаю что-то важное, что-то красивое? Поэтому раз в час я обязательно проходил по палубе, чтобы удостовериться: ничего ли я не упустил из виду. И так день ото дня, неделя за неделей.


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 6
Объектив:‌ AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED
Диафрагма:‌ ‌f/4
Выдержка:‌ ‌1/1000
ISO:‌ 100
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 220 ‌‌мм‌

Перед путешествием я поставил перед собой цель — приносить несколько хороших фотографий, которые я смогу включить в отчет, каждый день. И старался неуклонно соблюдать это правило. Если я видел, что разыгрывается красивый закат, я шел за камерой и ждал его. Вставал за пять-десять минут до рассвета, чтобы запечатлеть восход солнца. Если вечером небо было чистым, то я знал, что сразу после ужина отправлюсь на ночную съемку.


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 7
Объектив:‌ AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED
Диафрагма:‌ ‌f/2.8
Выдержка:‌ ‌1/60
ISO:‌ 3200
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 200 ‌‌мм‌

Ночь в Тихом океане просто фантастически красива. Полная луна светит ярко, будто солнце, и видно все вокруг. Хотя куда там особенно смотреть, если во все стороны простирается только безбрежный океан. Но в какой-то момент начинаешь различать оттенки воды, ее фактуру, облака на небе — и все это хочется передать, зафиксировать и показать. Когда все уже ушли спать, остаются только матросы на вахте, а с бушприта виден настоящий цвет океана и вся мощь фрегата «Паллада», бегущего по волнам…


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 7
Объектив:‌ NIKKOR Z 14-30mm f/4 S
Диафрагма:‌ ‌f/4
Выдержка:‌ ‌4
ISO:‌ 3200
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 14 ‌‌мм‌

Продолжение в части 2.