Исчезающая культура африканских племен. Часть 2

Я прилетел в Найроби из Москвы, там меня встретил гид-водитель на микроавтобусе, и мы отправились в «Масаи-Мара» — заповедник на юго-западе Кении, в округе Нарок. Он является северным продолжением национального парка «Серенгети». Заповедник назван так в честь племени масаи — этнического населения этого региона и реки Мара, которая его разделяет. Заповедник «Масаи-Мара» знаменит огромным количеством животных, обитающих в нем, а также ежегодной великой миграцией антилоп гну, которые  переходят через реку Мара, где встречаются с крокодилами, львами и гиенами. В это время тысячи туристов стекаются туда, чтобы своими глазами посмотреть на это невероятное зрелище.


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 7
Объектив:‌ NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S
Диафрагма:‌ ‌f/13
Выдержка:‌ ‌1/100
ISO:‌ 250
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 70 ‌‌мм‌

Племя масаи живет на границе заповедника. Когда я приехал туда, в первый же день отправился вместе с воинами осматривать потенциальные места будущих съемок. Надо сказать, что люди из этого племени оказались очень открытыми, приветливыми и дружелюбными. Они уже достаточно привыкли к туристам. Конечно, английского языка они не знают, у них свой местный язык — масаи, и большинство из них не говорит даже на других африканских диалектах. Мой гид знал буквально пару слов на масаи, все остальное время мне пришлось общаться с ними с помощью жестов, улыбок, и, на удивление, при этом мы очень неплохо  понимали друг друга. Им самим было интересно рассматривать фотографии, трогать технику. Масаи, как дети, всегда веселились, улыбались, мне было очень комфортно в их компании. 


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 7
Объектив:‌ NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S
Диафрагма:‌ ‌f/13
Выдержка:‌ ‌1/200
ISO:‌ 160
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 24 ‌‌мм‌

Еще перед поездкой мы с куратором LUMAS обсудили определенный образ, который я собирался воплотить на своих снимках. От куратора по этому поводу также были четкие инструкции, поэтому все фотографии этой серии — постановочные. 

Чтобы передать тяжелый и суровый образ жизни, пейзаж должен был соответствовать. Именно поэтому я решил снимать племя не где-то на равнине или в лесах, а в горах, острые пики которых символизировали бы остроту проблем жизни коренных народов Африки. Более того, погода также должна была сопутствовать моему замыслу: я ждал тучи, нависшие над скалами, которые послужили бы аллегорией неизвестности будущего культуры этих людей. 


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 7
Объектив:‌ NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S
Диафрагма:‌ ‌f/8
Выдержка:‌ ‌1/125
ISO:‌ 320
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 24 ‌‌мм‌

Но требовать чего-либо от природы — невозможно, мне оставалось только ждать. К счастью, в запасе у меня была неделя, во время которой было, конечно же, много солнечных дней, но однажды мне повезло, прогноз показал, что ожидается дождь . Мы с несколькими воинами масаи собрались и вышли в пеший поход к скалам, разведанным ранее. 


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 7
Объектив:‌ NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S
Диафрагма:‌ ‌f/10
Выдержка:‌ ‌1/125
ISO:‌ 125
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 24 ‌‌мм‌

Наш путь был нелегким. Но что было самым страшным в Африке во время этого похода? Наверное, чувство полной незащищенности перед лицом дикой природы. Одно дело, когда ты находишься в сафари-джипе, где есть проводник, ты сидишь в «клетке», стальные прутья которой в крайнем случае защитят тебя от зубов и когтей диких животных, которых ты снимаешь на длиннофокусную оптику. И совсем другое дело — идти по земле пешком, без какого-либо оружия. И понимать, что для зверей ты — обыкновенная добыча. Неподалеку от тебя гуляют слоны, львы, в кустах прячутся гиены, ядовитые змеи и насекомые, и ты среди них один. Чувства обострены до предела. Любой шорох в кустах воспринимается как прямая угроза. Это ощущение радикально меняет твое восприятие мира, осознаешь, насколько сильно современный цивилизованный человек оторван от природы. 


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 7
Объектив:‌ AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
Диафрагма:‌ ‌f/16
Выдержка:‌ ‌1/60
ISO:‌ 160
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 14 ‌‌мм‌

Мне повезло, что рядом были воины масаи. Мы отошли от территории заповедника, поэтому они взяли с собой копья для защиты. Больше всего в нашем походе я боялся встречи со львом. Их там действительно очень много. Мы видели нескольких особей неподалеку, но они, к счастью, нами не заинтересовались. Масаи меня успокаивали, что лев — это совсем не опасно! При встрече с ним воин обычно привстает на одно колено, смотрит льву прямо в глаза, и лев уходит. Считается, что эти дикие кошки никогда не нападают на масаи, поэтому те их не боятся.


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 7
Объектив:‌ AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
Диафрагма:‌ ‌f/8
Выдержка:‌ ‌1/100
ISO:‌ 320
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 24 ‌‌мм‌

К выбранной локации мы добирались пешком почти целый день. Около трех часов из этого времени — забирались на гору, а затем ждали закат. Идти пешком по дикой Африке очень тяжело: изнуряющая жара, колючие кусты царапают руки и раздирают одежду на клочки. Я разорвал пару футболок, на руках остались глубокие порезы. Никаких троп там нет и в помине. Карабкаться в гору по жаре, одновременно снимая видео прямо с рук — это, конечно, непростая задача. Без стабилизации Nikon Z 7 она, наверное, была бы невыполнима. 

Когда мы, наконец, забрались наверх, уже смеркалось.  К вечеру как раз собрались тучи. По моей задумке свет от вспышки должен быть направлен прямо на модель. Я старался расставить воинов так, чтобы получилась задуманная мною композиция. Облегчением для меня стало то, что они очень охотно и с радостью позировали, могли стоять столько, сколько я их просил, а потом с удовольствием рассматривали фотографии, смеялись, пели, в общем, сохраняли позитивное расположение духа. Чтобы быть более мобильным, некоторые кадры я делал прямо с рук, без штатива. 


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 7
Объектив:‌ AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
Диафрагма:‌ ‌f/8
Выдержка:‌ ‌1/60
ISO:‌ 200
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 14 ‌‌мм‌

Возвращались мы после заката, практически в полной темноте. Вдруг я заметил, что воины масаи пришли в сильное волнение. По правде сказать, такими испуганными я их еще не видел. Они присели к земле и стали что-то напряженно слушать. Я, конечно, ничего не услышал и не понял, но тоже забеспокоился. И спросил их, в чем дело. 

Оказалось, что внизу долины, по которой мы должны были возвращаться домой, отдыхало стадо слонов. Выяснилось, что слон — это самое опасное животное для масаи. Я был удивлен: эти добрые, умные звери могут довести опытных воинов практически до трясучки? В чем тут подвох?

Все дело в человеке и в его характерном запахе. У слонов очень развит интеллект, поэтому они легко отличают «врага» от «друга». А воины масаи им давно известны как охотники, представляющие серьезную угрозу для них и их детей. Поэтому слоны моментально идут в атаку. Можно только представить себе картину, когда на тебя летят разъяренные 5–7 тонн живого веса, снося все на своем пути, разбивая деревья и дробя под собою камни. От слона невозможно убежать, он просто затопчет своего врага. 

Конечно, было не до конца понятно, в какую категорию из двух слоны определили бы меня, но проверять это мне не захотелось. 


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 7
Объектив:‌ NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S
Диафрагма:‌ ‌f/13
Выдержка:‌ ‌1/100
ISO:‌ 125
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 34 ‌‌мм‌

В итоге нам пришлось сделать большой крюк, чтобы обойти стадо через соседнюю долину. И я был поражен, насколько эти люди умеют чувствовать и понимать природу. Они останавливались, слушали, смотрели и нюхали, реагировали на малейшие звуки, читали едва различимые знаки. К примеру, по дороге один из воинов подобрал сломанную ветку. Наверняка, вы просто прошли бы мимо, как сделал это и я. Но мурран сказал, что буквально несколько минут назад на этом дереве сидел леопард, который и сломал ее. По характеру надлома он смог определить, что за животное здесь было и когда. И действительно, чуть дальше по пути на песке мы заметили след лапы леопарда. Эти люди — фантастические следопыты, живущие в полной гармонии и понимании законов природы. И будет бесконечно жаль, если такие люди утратят свою культуру и традиции, разорвут связь со своим прошлым. Ведь мы, жители цивилизации, уже давно все это потеряли...


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 7
Объектив:‌ NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S
Диафрагма:‌ ‌f/16
Выдержка:‌ ‌1/200
ISO:‌ 100
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 24 ‌‌мм‌

Читайте начало в Части 1.