Как делать раскадровки в спортивной фотографии?

Спортивная раскадровка — когда на одном снимке видно пошаговое исполнение трюка или движения атлета от начала прыжка и до приземления — один из самых популярных и эффектных приемов в спортивной фотографии.

Мое знакомство с раскадровками началось в редакции журнала «Onboard», где я начал работать фотографом с момента поступления в институт ИЖЛТ. Я тогда только мечтал снимать подобное и помогал арт-директору Никите Морозову клеить раскадровки, которые делал главный фотограф журнала Виталий Михайлов. Мне нравилось это делать, а заодно я получал прибавку к гонорарам. Только подумать, за склейку подобного кадра в журнале платили около 30-40 долларов. Хорошие деньги сейчас, да?

Научиться их снимать и склеивать хлопотно, но с практикой становится обычным делом. Вот как это делаю я.


На фото: Андрей Москвин во время съемок сноубордического фильма «Что это?» в Австрии.


На фото: Юра Гаврилов в сноуборд-парке DC Area 43 во французском Мерибеле.

Прежде всего, раскадровка хороша и интересна тем, что на ней видна вся траектория полета: момент вылета, дальность пролета, апогей и приземление. Это нравится как обычному зрителю, так и профессиональным спортсменам, которые могут рассмотреть все тонкости трюка.


На фото: Калеб Мур во время выступления на лагере Quiksilver New Star.

А это одна из моих первых раскадровок, которая мне до сих пор очень нравится. Василий Борисенко проезжает на BMX по стене в скейт-парке под метромостом на Воробьевых горах. Многие меня тогда спрашивали, как это они так друг за другом все едут и не врезаются?! 

Для начала вам нужна камера, которая может снимать со скоростью от пяти кадров в секунду и делать серии из фотографий длиннее 15 кадров.

Сейчас почти все аппараты так умеют. Если у вас небольшой буфер в камере, поставьте вместо RAW формат JPEG. Я снимаю раскадровки в основном на Nikon D4s, но иногда использую D810 или D750.


На фото: Николай Иванков во время съемки для Adrenaline Rush.

Затем нужно определиться с ракурсом. Нужно встать так, чтобы во время полета райдер не «накладывался» друг на друга и в то же время между «моментами» было небольшое расстояние. Кадр ниже снят во время домбайского лагеря на камеру, которая делала всего лишь три кадра в секунду. Получилось большое расстояние между шагами трюка, но если встать более «в лоб» к трамплину, то расстояние будет казаться меньше.


На фото: Виктор Теймуров, Домбай, Северный Кавказ.

Для самой съемки не понадобятся ни штатив, ни опора. Главное - выбрать нужный объектив.

Чем больше фокусное расстояние, тем проще будет склеивать. Идеально подойдут NIKKOR 24-70 f/2.8 или NIKKOR 70-200 f/2.8.

Эти линзы всегда со мной во всех поездках. Что касается настроек, то я советую снимать в ручном режиме и заранее выставить фокус. На фото ниже мировая звезда вейкбординга Денни Харф. Снято с катера вертикальными кадрами со скоростью около 5-6 кадров в секунду.

Очень важно начать съемку до вылета спортсмена, за 2-3 кадра, и закончить её после приземления, оставив также 3-4 кадра с отъездом.

Правильней снимать с такого ракурса, чтобы было видно весь полет: как вылет, так и приземление, чтобы показать, что райдер выполнил свой трюк идеально.

Теперь переходим к работе в программе Photoshop. И проведем её на примере одной из моих самых любимых раскадровок, которую я сделал на чемпионате мира на Розе Хутор в 2013 году. На фото ниже Дэвид Уайз.

Для удобства создаем отдельную папку и называем её Sequence (от англ. - последовательность).

Открываем все файлы будущей раскадровки в Photoshop, но смотрите, как потом ваш компьютер справится с задачей их обработать. Если кадров более 15, то я советую делать всю последующую работу в два захода или работать не с полноразмерными фотографиями.

В чем главный вопрос склейки? Как сделать это быстро и качественно. Самому можно просидеть весь вечер, так что заставим компьютер сделать за нас максимум работы. Заходим во вкладку File/Automate/Photomerge. Это раздел, где можно клеить панорамы.

Добавляем все открытые снимки, выбираем меню Auto и нажимаем ОК. Современный Photoshop творит чудеса и не просто складывает все кадры, а анализирует их и берет из каждого свою часть, оставляя все отдельными слоями и используя маски.

Таким образом, мы получаем один снимок и много слоев (кадров). Из каждого программа взяла ту часть, что ей понравилась. Теперь начинаем работать руками и для начала расставляем кадры по порядку от начала и до конца. Получается, что кадры выше будут выглядеть слоями поверх остальных и перекрывать их.

Умеете работать с масками слоя? Если нет, посмотрите обучающее видео, например это. Если коротко, то каждый кадр можно стирать, как ластиком, а потом снова восстановить, если стерли лишнего. Стираете черным пером, а восстанавливаете белым. Я выделил на снимке ниже перо, два цвета и маски около слоев, выбирая которые вы делаете изменения. Только не рисуйте по самому слою, это будут обычные белые и черные линии.

Далее просто прорисовываем в каждом слое райдеров. Один за одним. От первого к последнему. Открываете кадр, рисуете по нему белым там, где должен быть спортсмен, и так далее. Если следующий кадр не видно, стираете немного предыдущий, а если размноженные соседние спортсмены накладываются друг на друга, то можно один пропустить, убрав его видимость там же в слоях.

Ну вот, что-то прорисовывается. Один за одним...

Иногда для простоты работы я временно убираю видимость следующих кадров. Так видно только то, что мне нужно, и позже один за одним прибавляю и прорисовываю атлета.

Photoshop делает автоматическую работу неидеально, и иногда вылезают артефакты. Тут главное разобраться, в каком из слоев он спрятался, и стереть его. В обычных раскадровках это легко, но вот в этой все перекрывает друг друга несколько раз.

Иногда даже приходится немного двигать «шаги», если раскадровка выглядит не очень, но это уже кропотливая ручная работа.

Чтобы найти этого райдера, мне пришлось сделать невидимыми все слои, прорисовать его и потом, добавляя один за одним обратно, смотреть, не перекрывает ли его что-то другое. Если перекрывает, то аккуратно стирать это.

Ну вот, 30 минут работы и раскадровка готова. Обычную я могу сделать минут за 10-15, но здесь сложный случай.

Пару лет назад, когда я ездил по мотофристайл туру Adrenaline FMX Rush, в каждом городе я пытался снять особенную раскадровку. Тут в очках Андрея Стрижака отражается полет мотофристайлера:

А в Екатеринбурге я увидел раскадровку в отражении лужи:

Но зачастую райдеры и зрители хотят обычных раскадровок, которые показывают всю траекторию полета и сняты сбоку. Для тех, кто понимает, что и как делает спортсмен в воздухе, важнее рассмотреть детали, чем мои художественные поиски.


На фото: Павел Бекиров на Quiksilver New Star Camp.

Бывает, что раскадровка выглядит круто и действительно лучше обычного сингл-шота, но зачастую ради нее вам приходится выбирать достаточно плоский ракурс сбоку, и вы теряете возможность найти более удачный и эффектный шот.


На фото: Дима Кольцов прыгает в Австрии через речку.

А бывает, что на раскадровке ничего непонятно. Я давно хотел снять виндсерфинг, и вот получилось сделать кадр с Дайдой Морена с чемпионата мира — прыжок с бэклупом (сальто назад). А выглядит в итоге так себе...

Но все же, раскадровки можно и нужно снимать. Это интересно, это красиво, это нравится зрителю и нравится райдерам.

К примеру, этот кадр ниже с Антоном Лаврентьевым я снял во время соревнований Quiksilver Nissan X-Tour. Здесь его заключительная попытка, трюк дабл корк и первое место. Единственная раскадровка за весь вечер и точное попадание. А ведь если бы он не уехал трюк (так говорят, когда райдер упал на приземлении), то склеивать её не было бы смысла. Так что раскадровка - это ещё и документальное подтверждение хорошо сделанного трюка.