Как подготовить выставку

Есть фотографии, которые навсегда останутся в истории нашей страны. Эти кадры не потеряют своей актуальности ни через год, ни через десять, ни через двадцать лет. Но чтобы эти снимки стали достоянием человечества, они должны быть представлены широкой публике. Амбассадор Nikon Максим Мармур подготовил уже несколько персональных выставок. В своей статье Максим делится опытом и рассказывает о пути своих фотографий через галереи в умы и сердца зрителей.  

Выставка в современном мире — это не просто картинки, висящие на стенах. За любой экспозицией стоит долгая и кропотливая работа большой команды. Но безусловно, любой проект начинается с идеи.

Идея моей новой выставки, которая прошла в Рыбинске в галерее «Криста» и вскоре будет показана в Москве, родилась в начале января этого года, когда я, разбирая свои личные архивы, наткнулся на коробку со старыми негативами 90-х годов. В то время я был штатным фотографом в Associated Press, часто ездил в командировки, в том числе в Чечню. Когда я открыл коробку, то обнаружил там огромное количество пленок в рулонах, которые даже не были разрезаны. Они пролежали там около 20 лет! Я стал просматривать их одну за другой, и передо мною оживали все события того времени. Эти фотографии напомнили о чем-то очень важном, о том, что многие люди уже забыли, а молодое поколение — не имело шанса осознать. Решение делать выставку пришло мгновенно: я просто понял, что время этих фотографий настало.  

Я начал подготовку. Сначала нужно было разрезать пленки и разложить их в сливеры, чтобы затем было удобнее их сканировать. На этом этапе пришлось решить огромное количество технических проблем: современные операционные системы уже не поддерживают никакие пленочные сканеры. Пришлось купить дополнительное оборудование: два компьютера, чтобы установить на них старую операционную систему, и пару пленочных сканеров Nikon Coolscan V ED, а потом соединить их так, чтобы все работало. Когда с технической частью было покончено, я перешел к сканированию. Около месяца ушло на то, чтобы перевести в цифровой формат весь архив. Это была очень длительная и кропотливая работа, и в результате у меня получилось 2820 картинок. Из них было отобрано 870 фотографий, которые я показал куратору и дизайнеру будущей экспозиции. В финальную версию выставки вошли 134 работы, 124 из которых были продемонстрированы публике впервые.

Для реализации идеи очень важно собрать команду единомышленников. Эти люди на протяжении всего проекта вносят в него огромный вклад. Поэтому от вашего выбора часто зависит чуть ли не большая часть успеха. Считаю, что мне повезло, у меня подобралась замечательная команда: куратор Евгений Березнер — известный российский куратор выставочных проектов в области фотографии, дизайнер Константин Еременко, Агата Чичко и Анастасия Докторова, возглавляющие принт-бюро «Бюро Маяк». Вместе с ними мы занимались подготовкой выставки.

Важно понимать, что любая экспозиция требует колоссальных финансовых вложений. После того как мы определились с проектом, нужно было подготовить подробную смету. Обычно она включает в себя: аренду помещения, печать и оформление фотографий, их упаковку, транспортировку до площадки, развес, а также дизайн каталогов, типографские услуги и транспортировку каталогов до галереи и, конечно, оплату труда всех участников команды. Сумма у нас получилась весьма солидная.

Фото: К. Еременко

После составления сметы мы начали активный поиск спонсоров: их может быть несколько, либо может быть один генеральный спонсор — здесь все зависит только от вашего умения договариваться. Параллельно с этим нужно подбирать другие площадки, если вы хотите, чтобы выставка была показана не в одном месте.

В течение трех недель в Творческой лаборатории «Среда» вместе с печатником Юрием Милосердовым мы занимались воспроизведением экспонатов: печатали с пленки классическим оптическим способом, так, как это делали 20 лет назад. После этого работы были упакованы и отправлены в Рыбинск. На развеску в галерее ушло три дня, а на четвертый день мы открылись! 

Фото: К. Еременко

Если на всех этапах подготовки все складывается успешно, то в конце рождается экспозиция. В этот раз от идеи до открытия выставки прошло ровно 9 месяцев, и все это время участники команды были заняты делом. Мы встречались, обсуждали концепцию, продумывали, какие снимки войдут в окончательную версию, вели переговоры со спонсорами, спорили и находили верные решения. В итоге — у нас получилось. Если судить по отзывам посетителей и прессы, нам удалось донести до зрителей то, что мы хотели. Для фотографа и команды настоящее счастье — видеть, что после стольких месяцев работы твое творение оценивают по достоинству. Теперь у нас в планах показать эту выставку в Москве, в Центре фотографии имени братьев Люмьер, и далее еще в 30 городах России. 

Но бывает, что выставка рождается, когда к фотографу совершенно случайно приходит материал, который затем сам диктует форму. Так получилось с моей экспозицией «Люди угля». Я начинал снимать годовой отчет для Сибирской угольной энергетической компании, а в итоге появилась уникальная подборка фотографий, которая с большим успехом выставляется в разных странах мира. 

Во время своей работы над отчетом я параллельно снимал свою историю. Она была очень честная и правдивая, о простых рабочих, о людях, чьим трудом живет вся добывающая отрасль. Фотографии черно-белые, поэтому сначала было не совсем понятно, во что это может перерасти. Не было даже мыслей о том, что будет книга, выставки по всему миру и большая известность. 


Я просто опубликовал эти фотографии в своем аккаунте в социальной сети. Снимки увидела куратор выставок Ирина Чмырева и попросила меня прислать подборку из 20 кадров, чтобы показать их на лекциях своим студентам. Через какое-то время я спросил ее о том, как все прошло. И она ответила мне, что была в небольшом замешательстве: во время лекции, когда она дошла до демонстрации вертикальных портретов шахтеров, ее студенты начали плакать. Слушателями оказались главные редакторы региональных СМИ Газпром-Медиа Холдинга. И в этот момент я понял, куда нужно двигаться. 


Фото: И. Чмырева

Подготовка этой выставки была достаточно проста: после возвращения из каждой командировки с новыми фотографиями, я отправлял их Ирине, и она отбирала лучшие. В итоге, у нас сформировалась экспозиция — около 100 фотографий. Для ее транспортировки мы заказали специальные армейские ящики, которые вместе с работами весили около 1100 кг.

В состав команды помимо куратора и дизайнера дополнительно вошли инженер и архитектор. Инженер отвечал за подготовку фотографий к печати на ткани. Надо сказать, у нас была очень интересная задумка: вертикальные портреты шахтеров были напечатаны на полотне и свисали с потолка, два метра по длинной стороне. Они висели как лозунги. Когда публика проходила между ними, то ткань раскачивалась под потоком воздуха, и фотографии «оживали». Это производило совершенно невероятное впечатление! Кроме того, на выставке была мультимедийная часть. Мы сделали пятиминутный ролик про шахты,  который показывали в закольцованном режиме.


Фото: И. Чмырева

За архитектурный план выставки отвечал архитектор. Были построены фанерные стены белого цвета с небольшими окнами, в которых мы разместили различные артефакты шахтерской деятельности: шахтерские каски, лампы, модели экскаваторов. Также через эти окна хорошо просматривались другие элементы экспозиции. Все они были связаны между собой, зритель полностью погружался в атмосферу, ходил по кругу, и выйти оттуда было совершенно невозможно, потому что каждый раз выставка начинала звучать по-новому. Это было нечто потрясающее!

Впервые фотографии из проекта «Люди угля» были показаны в 2016 году на Международном фестивале PhotoVisa. Их заметила делегация из Италии, и меня пригласили за границу. В апреле 2017 года выставка была представлена на Итальянском фотографическом профессиональном форуме FIOF в Орвието, а затем совершила турне по нескольким городам Италии. В сентябре 2017 года «Люди угля» стали финальным аккордом экспозиции выставки «Гордость России — шахтеры», посвященной юбилею празднования Дня шахтера, которая прошла в Центральном доме художника в Москве. Выставка имела колоссальный успех. За три недели ее посмотрели около 50 тысяч человек. 

Воодушевленные успехом, мы решили провезти ее по городам России, где работает компания СУЭК. В марте 2018 года выставка открылась в Кемерове, в апреле в Абакане, в августе в Красноярске, а завершила прошлый год в Китае. 

Были и свои сложности: нужно было каждый раз заново адаптировать экспозицию к новым помещениям. Кроме того, мы показывали фотографии с акцентом на регион, для каждого города приходилось допечатывать новые работы. Ведь зрителям в первую интересно очередь посмотреть на себя и своих коллег, на свои родные места. 


Фото: И. Чмырева

В регионах выставка прошла с большим успехом, мы получили множество замечательных отзывов от местных СМИ. В зале ко мне даже подходили шахтеры, жали руку и говорили спасибо. Я был очень тронут этим, а еще — горд собой, что не приукрасил жизнь в своих работах ни на пиксель, потому что шахтеры — суровые люди, ложь они видят и чувствуют издалека. 

Таким образом, все экспозиции получились уникальными, адаптированными под запросы зрителей и площадок. В Китае выставка была напечатана на месте. Шутка ли — доставить более тонны груза в другую страну. Это не только дорогостоящая перевозка, но и непростое таможенное оформление экспонатов и каталогов. Конечно, это была уже совершенно другая выставка. Не хуже и не лучше, просто совершенно иная. Таким образом «Люди угля» стали живым проектом, который и сейчас существует сам по себе.  


Фото: К. Еременко

Проект «Люди угля» принес мне в прошлом году первое место в номинации Portfolio на престижном международном конкурсе Moscow International Foto Awards и звание «Фотограф года». Также каталог этой выставки стал одним из победителей The Society of Typographic Arts (STA) 100 competition в Чикаго (США) в 2018 году. А в этом году в число лучших вошел уже каталог нашей новой экспозиции «Чечня. Война. Будни». 

Мой опыт показывает, что даже сейчас, в век компьютерных технологий и электронных средств коммуникации, выставки не потеряли интереса своих зрителей. Экспозиции меняются, трансформируются, тем самым привлекая еще больше людей. Особая прелесть выставок в том, что каждый посетитель может погрузиться и прочувствовать атмосферу, которую для него создали фотограф и его команда. И каждый при этом сможет унести с собой в душе что-то свое.