Как подготовиться к коммерческой портретной съемке. Часть 1

Подробное описание задачи — залог идеального исполнения. Амбассадор Nikon Петр Титаренко знает все тонкости коммерческой портретной съемки. Нюансов много: как правильно подобрать и выставить свет, выбрать удачный ракурс, локацию и время, на какой технике остановиться. Всеми секретами своего мастерства Петр делится с читателями. 

Коммерческая портретная съемка для меня всегда начинается с брифа. Это документ от заказчика, содержащий полное описание задачи. В нем черным по белому фиксируется количество участников, цели и другие важные аспекты предстоящей фотосъемки. Без брифа за задание не возьмется  ни один профессиональный фотограф, и вот почему: от каждого параметра зависит выбор техники, локации и сколько времени продлится съемка. Универсального решения нет, всякий раз приходится подстраиваться под пожелания, особенности помещений, возможную длительность фотосъемки, необходимое разрешение снимков.


Камера: Nikon D750
Объектив: AF NIKKOR 50mm f/1.4D
Диафрагма: f/2.2
Выдержка: 1/80
ISO: 50
Фокусное расстояние: 50 мм

Целью съемки может быть фотография для печати на баннере, а может — для интернет-сайта или для внутреннего печатного издания, электронной рассылки и так далее. Набор техники для этих форматов будет разный. Делая фотографию для размещения на сайте, можно взять камеру с меньшим количеством мегапикселей, потому что хранение файлов занимает много места. Это существенно облегчит вам работу. Но если в брифе указано, что снимок будет использоваться для печати наружной рекламы, такое случается, например, когда снимаешь предвыборную кампанию депутата, то и камеру нужно подбирать соответствующую.


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/100
ISO: 100
Фокусное расстояние: 35мм

Количество участников фотосессии может варьироваться от одного человека до нескольких десятков. Соответственно, и задачи будут сильно отличаться: снимать генерального директора и менеджеров отдела продаж нужно по-разному. Крайне важно для фотографа понимать, сколько времени будет отведено на фотосъемку. Очень часто претензии к конечному результату от заказчика возникают из-за того, что на съемку было заложено одно время, но в процессе его сократили, и фотограф просто не успел хорошо выполнить свою работу: снял не всех или хуже, чем рассчитывал.  Поэтому я всегда требую от заказчика в письменном виде полное описание того, что он хочет увидеть. Также, после обсуждения брифа, было бы хорошо составить договор и получить предоплату, особенно в том случае, если вы собираетесь брать дорогостоящую технику в аренду. 

Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/200
ISO: 200
Фокусное расстояние: 60 мм

Во время групповой съемки обычно просят запечатлеть всех сотрудников в едином стиле: портрет для интернет-сайта, стенда «наши лучшие сотрудники» или корпоративного издания. Для решения этой задачи сначала нужно подобрать достаточное фотопространство. Я стараюсь выбирать локацию сам, здесь тоже есть определенные тонкости: например, если планируются поясные портреты, пространства нужно меньше, а если ростовые — больше. Выбирать место съемки лучше с учетом его освещения, наличия и расположения окон как источников естественного света, комфортного размещения аппаратуры и людей. От этого напрямую будет зависеть качество ваших снимков. 


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G
Диафрагма: f/1.8
Выдержка: 1/250
ISO: 50
Фокусное расстояние: 85 мм

Кстати, освещение — это один из важнейших пунктов коммерческой съемки, который следует продумывать заранее. У меня есть одно правило: если можно использовать естественный свет, я всегда выбираю его. Например, когда снимаешь около четырех-пяти  часов в дневное время, света от окон бывает вполне достаточно. Такие условия часто встречаются в современных бизнес-центрах, где есть большие панорамные окна, хорошее мягкое освещение, и работать с естественным светом там вполне комфортно. При этом снимки всегда получаются хорошие, живые. Чтобы улучшить картинку, можно чуть сильнее приоткрыть диафрагму. Но если такой возможности нет, то приходится использовать заранее подготовленную световую схему.


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G
Диафрагма: f/1.8
Выдержка: 1/100
ISO: 200
Фокусное расстояние: 85 мм

Чтобы снять всех людей в едином стиле, я беру с собой специальный тканевый фон. Он раскладной, с одной стороны серого цвета, а с другой — белого. В рост, конечно, фотографировать не очень удобно, но для среднего плана он подходит идеально. Схема освещения при таком формате съемки должна быть максимально мобильной. Часто это один большой октобокс, 150 или даже 220 сантиметров. В случае необходимости его всегда можно легко передвинуть в сторону, потому что кому-то из героев больше идет свет справа, а кому-то сверху или слева. С помощью большого источника удается подобрать красивый световой рисунок для каждого. И хотя направление света будет разным на всех фотографиях, освещение будет ровным, а стиль — единым. Не советую использовать контровой свет, потому что его слишком сложно и долго настраивать. Исключением может стать задача сфотографировать всех сотрудников в одном ракурсе, например, анфас, как на паспорт. В таком случае эта схема тоже может сработать. Но чтобы снимки понравились героям, я всегда прошу их поворачиваться разными сторонами, буквально кручу на 360 градусов, чтобы найти самый удачный ракурс. О контровом свете здесь не может идти речи. Еще одна хорошая рабочая схема — присутствие двух источников света: один направлен в потолок и работает на заполнение, а второй — рисующий. Все схемы я советую применять с учетом локации, в которой решено проводить съемки. 


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G
Диафрагма: f/2.2
Выдержка: 1/125
ISO: 50
Фокусное расстояние: 85 мм

Теперь поговорим об объективах. Тут каждый волен выбирать то, что ему больше по душе. Я снимаю с помощью AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G, AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G и AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G. Но основной рабочей линзой я все-таки вижу AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED. Она дает отличную картинку на диафрагме f/2.8, и, признаюсь честно, в последнее время я практически всегда фотографирую исключительно с ее помощью, чтобы не тратить время на замену объектива. Я выставляю фокусное расстояние на 70 мм, открываю диафрагму до f/2.8 или f/4 и снимаю портреты в идеальном качестве. 


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G
Диафрагма: f/2.2
Выдержка: 1/250
ISO: 50
Фокусное расстояние: 85 мм

Как и в любом правиле, здесь тоже есть свои исключения. Для портретов в интерьере, когда важны детали на заднем плане, все же лучше использовать AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G.  Эта линза имеет достаточно широкий угол, при этом практически не меняет пространство, а кроме того, дает возможность работать на открытой диафрагме с более низкими значениями ISO, что напрямую сказывается на качестве изображения.

В следующей части статьи я расскажу о том, как подготовиться к коммерческим съемкам индивидуального портрета. 

Продолжение в части 2.