Как подготовиться к коммерческой портретной съемке. Часть 2

Начало в части 1.

Особой подготовки требует съемка одного человека или локальной группы людей, где каждой персоне будет уделяться повышенное внимание. Например, если вас просят сделать снимки  совета директоров из двух-трех человек, каждого из которых нужно сфотографировать идеально. В таком случае съемкам всегда предшествует очень серьезная и кропотливая работа. Начинается она с изучения каждого героя. Здесь важно все: на каком языке он говорит, а значит, понадобится ли переводчик, сколько ему лет, какую одежду он предпочитает,  чем он интересуется, о чем с ним можно поговорить, есть ли у него семья, дети, кто он по знаку зодиака… То есть нужно собрать как можно больше личной информации, чтобы поддержать неформальный диалог и тем самым раскрепостить героя. Кроме того, всегда важно заранее определить, сколько времени будет отведено на съемку и в какой локации предстоит работать. 


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G
Диафрагма: f/1.8
Выдержка: 1/80
ISO: 50
Фокусное расстояние: 85 мм
 

Как и в случае с групповыми портретами, я всегда стараюсь подбирать места для съемок сам. Все зависит от задачи, которая стоит передо мной.  Допустим, нужно сделать пять картинок. Две фотографии — формальные, одна может быть для внутренней прессы, а вторая для интернет-сайта. Оставшиеся три снимка должны быть «парадно-выходные»: для бизнес-изданий или для публикаций в профильных СМИ. Обычно я отбираю до десяти локаций, хотя в работе будут использованы не все. После этого анализирую, какую световую схему следует использовать в каждом конкретном случае. Если в помещении хороший естественный свет, чаще всего я останавливаюсь на нем. Но при этом всегда ношу с собой небольшой дополнительный источник. Он должен быть наготове, так как ситуации случаются разные. Для всех десяти локаций я провожу замеры и записываю в отдельный блокнот все значения диафрагмы, выдержки и светочувствительности, которые мне подходят. Обращаю внимание на то, какая будет разница между экспозицией внутри помещения и снаружи, если планирую снимать у окна. Кроме того, заранее продумываю ракурсы для героя, его позы: в этом месте он будет сидеть, там — стоять, здесь — смотреть в окно или опираться на стол. Это могут быть как зарисовки, так и скриншоты из журналов, референсы от заказчика. Картинки легко держать перед глазами, чтобы не забыть, что вы хотели сделать в той или иной локации. Экспромт, конечно, никто не отменял, но когда вы позаботились об этом заранее, то на поиск удачной позы тратится намного меньше драгоценного времени. 


Камера: Nikon D750
Объектив: AF NIKKOR 35mm f/2D
Диафрагма: f/2
Выдержка: 1/80
ISO: 50
Фокусное расстояние: 35 мм

Также предварительно следует обсудить с заказчиком, сколько образов будет у героя. Обязательно напомнить, какие цвета не подходят для съемок. Например, чтобы не было пересвета, лучше не надевать белые рубашки. Я также часто прошу не использовать черные или темные пиджаки. 


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
ISO: 100
Фокусное расстояние: 38 мм

Советую заранее позаботиться и о времени. Засечь, сколько минут понадобится на переход из точки А в точку Б, сколько уйдет на месте, и на основании этого обсуждать с заказчиком отведенный на предстоящую съемку хронометраж.  Один важный момент: если вас ограничивают, то не лишним будет включить обратный отсчет прямо при герое, например, сказать ему: «Время пошло, начали». И если через полчаса он скажет вам что-то вроде: «Ну все, кажется, хватит на сегодня», то вы сможете ответить ему, что время еще не истекло. Только в этом случае можно иметь гарантию, что ваши рабочие минуты никто не отнимет.


Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G
Диафрагма: f/2.5
Выдержка: 1/200
ISO: 50
Фокусное расстояние: 85 мм

Советую всегда начинать с простого, например, с формальных снимков. Для этих целей я предварительно выставляю фон и источник света, и когда герой приходит, предлагаю сделать фотографии в этой фотозоне. Быстро щелкаю формальные кадры — крупный и средний планы. Это помогает герою расслабиться, дать ему привыкнуть ко мне, к камере, ко всей ситуации. А дальше уже прошу его переодеться, чтобы отправиться на другую точку. Кстати, ради экономии времени, сразу после формальных кадров, я, как правило, не убираю фон и свет, они остаются там до завершения работы.  


Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/160
ISO: 400
Фокусное расстояние: 48 мм

К тому моменту, когда первые снимки будут готовы, мы с героем начнем лучше понимать друг друга. Я выясню, какая сторона у него рабочая, как он двигается, статичен он или нет, и, исходя из этого, решаю, какие из отобранных десяти локаций ему подойдут больше всего. Туда мы и отправимся дальше на съемку. 

Во время работы я всегда общаюсь с героем на равных, даже если это мультимиллионер, чиновник высокого ранга, известный политик. Я никогда не боюсь предложить самые необычные решения. Если понимаю, что между нами есть контакт, могу попросить сделать какие-то незапланированные действия, например, подняться на крышу или принять какую-либо позу. Фантазия может привести вас куда угодно, и если вы чувствуете, что это необходимо для решения задачи, не бойтесь предложить необычный вариант вашему герою, потому что, скорее всего, именно за эти кадры он потом скажет вам спасибо.