Как рождаются шедевры

Одной из самых актуальных тем, которые всегда горячо обсуждаются на мастер-классах амбассадора Nikon Виктора Лягушкина, является поиск средств на воплощение задумок и дальнейшая судьба полученных материалов. Ведь в мире огромное количество фотографий. Почему же некоторые из них, не особо интересные с точки зрения художественности, входят в историю, становятся общепризнанными шедеврами, а другие, даже очень хорошие, остаются незамеченными? Чем великие фотографии отличаются от прочих? Существует ли секрет, как создать шедевр, и где фотографу найти средства для воплощения своей идеи?

Одна из самых знаменитых фотографий Виктора Лягушкина из проекта «Принцесса китов».

Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/100
ISO: 200
Фокусное расстояние: 10.5 мм
Камера: Nikon D200
Объектив: NIKKOR 10.5mm f/2.8 FISHEYE

Начнем с того, что фотограф, как известно, – это человек, который открывает что-то новое и рассказывает об этом с помощью фотографии, то есть с помощью тех средств и того ремесла, которыми он владеет. Причем новое в самом широком смысле слова: в композиции (художественная фотография), в концепции (концептуальная фотография), в необычном явлении, чуде природы, научном открытии (научно-популярная фотография), жизни людей (фотожурналистика). 

В апреле 2012 года подо льдом Белого моря Виктор с командой обнаружили необычное явление: молочно-белый дым, текущий, как река, по дну одного из морских заливов. Странным дымом заинтересовались ученые.

Диафрагма: f/7.1
Выдержка: 1/80
ISO: 800
Фокусное расстояние: 16 мм
Камера: Nikon D3s
Объектив: NIKKOR 16mm f/2.8 FISHEYE

Именно новизна и является главным принципом, которому отвечают все без исключения великие фотоработы, а не художественность, как некоторые полагают. Ему должен соответствовать любой кадр, чтобы войти в историю. Например, первая фотография, сделанная на Марсе, войдет в историю, пускай даже она будет очень плохой. Никто не обсуждает, хороши или плохи с точки зрения композиции кадры первых шагов человека на Луне. Они автоматически становятся хрестоматийными кадрами.

Как выбрать свой жанр и стать в нем лучшим

В современном мире невозможно быть лучшим во всем. Необходимо выбрать свою нишу, свой жанр и в нем совершенствоваться. Здесь существуют два простых правила.

Первое: выбирайте то, к чему у вас талант, склонность. Определите свои сильные стороны и опирайтесь на них. Как пример: ваш рост – метр пятьдесят, но вы хотите играть в баскетбол. Конечно, если вы самозабвенно любите эту игру, она вполне может быть вашим хобби, вы можете играть на любительском уровне. Но глупо рассчитывать, что вас возьмут в профессиональную лигу. Просто у вас нет данных. Поэтому необходимо трезво оценить свой потенциал и работать с тем, что есть. 

Виктор называет пещеры естественными студиями, где он с помощью света может нарисовать мир по своему вкусу.

Диафрагма: f/8.0
Выдержка: 1/60
ISO: 400
Фокусное расстояние: 16 мм
Камера: Nikon D3x
Объектив: NIKKOR 16mm f/2.8 FISHEYE

Если судьба вас не приводит к чему-то определенному, надо попробовать себя во всем. И здесь вступает в силу правило второе: выбирайте то, что нравится снимать. Это важно. Потому что проекты не всегда бывают удачными, и если вы не получаете ни денег, ни удовлетворения, вы будете глубоко несчастны. Проект – как ребенок. Его можно все детство водить по репетиторам, а вырастет преступник, и наоборот – в неблагополучной семье может появиться гениальный математик. В этом всегда большая доля случайности – продуманный, с хорошим финансированием проект может не сложиться, а что-то, что затевалось ради забавы и было организовано кое-как, вдруг выстреливает. Поэтому нужно выбрать то, что вы будете снимать даже просто ради интереса. 

Проект Виктора «Кувшин джинна» на Голубом озере (Кабардино-Балкария, Кавказ, 2012) не был завершен в связи с несчастным случаем на озере.

Диафрагма: f/7.1
Выдержка: 1/80
ISO: 200
Фокусное расстояние: 16 мм
Камера: Nikon D3s
Объектив: NIKKOR 16mm f/2.8 FISHEYE

Чтобы стать хорошим фотографом в любом жанре, от вас потребуются не только усилия, но и время. Стать хорошим пейзажником можно примерно за два года, фотографом макро – не меньше, чем за три, экстремальным фотографом – как минимум, лет пять, а чтобы стать специальным фотографом, например, подводным, пещерным или фотографом дикой природы, потребуется более шести лет.

И чем сложнее и уже специализация, тем меньше в ней конкуренция. На нашей планете примерно миллион людей считают себя репортажными фотографами, и войти в десятку очень сложно. Можно сказать, что вы становитесь репортажником сразу, как только взяли в руки камеру. А в подводных пещерах снимают 50 человек в мире. Но чтобы считаться одним из них, придется сначала научиться нырять, потом снимать под водой, потом снимать в обычных пещерах, потом нырять в пещеры и, наконец, снимать в подводных пещерах. Процесс длительный, трудоемкий, требующий большой самоотдачи и средств на каждом этапе. На это уйдет не один год. Но как только вы прошли этот путь, вы сразу оказываетесь среди лучших 50 подводных фотографов в мире. И только вам решать, какой путь вам больше интересен.

Новые световые решения, созданные Виктором в проекте «Ординская пещера. Познание», до сих пор никто не повторил.

Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/100
ISO: 200
Фокусное расстояние: 10.5 мм
Камера: Nikon D200
Объектив: NIKKOR 10.5mm f/2.8 FISHEYE

Как устроен фотобизнес

Каждый фотограф хочет снять шедевр, то есть найти что-то новое и рассказать об этом. Это только кажется, что все уже снято, но стоит присмотреться, как вы обнаружите кучу историй в шаге от себя. И если вы оказались первым, кто это увидел и снял, всегда найдется кто-то, кто захочет стать вторым, снять то же самое. Люди любят подражать и, увидев что-то новое, интересное, стремятся это повторить. И многие фотографы на этом человеческом желании зарабатывают: помогают другим фотографам делать такие же кадры, раскрывая секреты своего мастерства. Сперва эти повторы стоят очень дорого, потом меньше, затем этот метод или уловка становятся доступны всем желающим. Чем дольше не могут повторить ваш кадр, тем ценнее ваша съемка. Ведь вы – единственный обладатель такого сюжета. Мой кадр с лебедем из-под воды до сих пор не повторен, хотя есть попытки. Световые решения из Ординской пещеры до сих пор не повторили, хотя прошло уже шесть лет с тех пор, как я закончил проект по этой пещере.

Первый в мире снимок лебедя из-под воды.

Диафрагма: f/5.0
Выдержка: 1/115
ISO: 400
Фокусное расстояние: 24 мм
Камера: Nikon D200
Объектив: NIKKOR 12-24mm f/4.0 FISHEYE

Конкуренция внутри жанра весьма жесткая, все ведущие фотографы следят друг за другом: кто над чем работает, к чему стремится, какие следующие шаги предпринимает. Это такое соревнование. Рождение шедевра предсказать невозможно – можно сделать все, что от тебя зависит, и не получить результата. Но если вообще ничего не делать, то этого точно никогда не произойдет. Так что если вы работаете, то вероятность, что у вас что-то получится, гораздо выше. И если вы хотите создать шедевр, вы должны быть в курсе событий в своем жанре, хорошо разбираться, что сделано и снято, а что нет, должны следить, какие возможности возникают с выходом новых камер или объективов, и понимать, куда идет этот жанр. Вы должны изучить, какие в жанре есть правила и предубеждения, ведь это то, что шедевры всегда нарушают. Но это нарушение не должно быть вопиющим, шедевры могут нарушать правила лишь настолько, чтобы общество могло понять и принять их и изменить свое представление о прекрасном. 

С точки зрения классической композиции эта фотография сделана неправильно: в ней присутствуют два оптических центра. Обычно такие фотографии «разваливаются», но не эта. Силуэты крылатки и девушки оказались неразрывно связаны.

Диафрагма: f/8.0
Выдержка: 1/60
ISO: 400
Фокусное расстояние: 16 мм
Камера: Nikon D3x
Объектив: NIKKOR 16mm f/2.8 FISHEYE

Вопреки расхожему мнению, совершенно не нужно ехать за тридевять земель. И совершенно не обязательно иметь самую лучшую технику. Все, что вам нужно, находится рядом, достаточно просто оглядеться. Это вообще ошибка многих начинающих фотографов: они считают, что нужно снимать то, чего они никогда не видели. А снимать нужно то, чего никто не видел. И если вы не находите ничего интересного дома, то не увидите и на краю света. Идеи могут рождаться в вашей голове, а могут прийти извне. Поспрашивайте знакомых, наверняка кто-то из них занимается чем-то интересным, что они считают обычным, или чем-то лишь недавно открытым, что еще никто не снял, – так вы можете легко получить и интересную тему, и проводника, который станет вам помогать, ведь людям очень хочется поделиться тем, что увлекает их самих. Но, во всяком случае, искать нужно вокруг себя. И если вы правда делаете что-то интересное и новое, люди наверняка захотят вам помочь. Это отличная формула потенциального успеха вашего проекта. Если окружающие им интересуются и готовы поддержать, то проект нужен, он социально значим и будет успешным, даже если в нем будут какие-то огрехи. Те проекты, которые нужны обществу, довольно легко финансировать – например, через краудфандинг – современную платформу по сбору денег.

Виктор Лягушкин и его команда PHOTOTEAM.PRO в 2014 году с помощью краудфандинговой платформы Boomstarter собрали необходимую сумму на печать научно-популярной книги «Быть дельфином».

Диафрагма: f/11.0
Выдержка: 1/90
ISO: 200
Фокусное расстояние: 16 мм
Камера: Nikon D3x
Объектив: NIKKOR 16mm f/2.8 FISHEYE

Также вы можете найти поддержку у отдельных заинтересованных сторон – частных лиц или организаций. Например, вы хотите снять редкую цаплю. Вам может помочь заповедник, где она водится, или бизнесмен, который родом из тех мест, или какой-то журнал, который если не даст вам денег, то может подключить свой ресурс контактов и помочь организовать проект. 

И если вы придумали действительно что-то интересное и полезное, то воплощение вашей идеи не потребует каких-то особых денег. Все, что вам нужно, – это воображение и организаторские качества, техника Nikon и правильный свет.