Как выбрать объектив для решения коммерческой задачи

Амбассадор Nikon Петр Титаренко за время своей работы провел немало креативных фотосессий. Но одна из недавних коммерческих съемок показалась ему особенно интересной — из-за нетривиальности задачи, которая стояла перед фотографом. Как правильно подобрать технику, чтобы результат нравился самому мастеру, а также строго соответствовал ожиданиям заказчика? Петр рассказал о своем опыте.

Недавно мне предложили поучаствовать в тендере на съемку рекламного проекта для WorldSkills International. Это международный проект, который помогает молодым профессионалам получить новый опыт в своей специализации. Молодые люди со всех уголков мира соревнуются в 56 компетенциях: от изготовления столярных изделий и производства металлоконструкций до ремонта кузова, обслуживания систем безопасности автомобиля, флористики и кулинарии. В этом году чемпионат проходил в Казани во второй половине августа. 


Камера: Nikon D850
Объектив: AF NIKKOR 20-35mm f/2.8D IF
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/160
ISO: 100
Фокусное расстояние: 20 мм

Бриф, который мне прислали организаторы, на первый взгляд показался очень странным. Он был выполнен в виде комикса, где на первом плане находились гиперболизированные человеческие руки, занятые работой. По задумке арт-директора, они должны были отражать главную идею чемпионата — «Будущее в твоих руках». Кроме того, моделей нужно было снимать с верхней точки, чтобы добиться эффекта искажения пространства вглубь. Цвета были яркие и сочные, и все это выглядело действительно очень красиво на картинках и на макете. Осталось только придумать, как решить эту непростую задачу: сделать кадры с живыми людьми и декорациями, чтобы сюжеты на них смотрелись с одной стороны реалистично, а с другой — «по-комиксному», как того хотел заказчик.


Камера: Nikon D850
Объектив: AF NIKKOR 20-35mm f/2.8D IF
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/200
ISO: 100
Фокусное расстояние: 20 мм

Я долго думал, как подойти к этому проекту, и предложил следующую концепцию, которая, к слову, и победила в тендере. Было решено, что задний план мы отрисуем отдельно в 3D, а все внимание во время съемок будет сконцентрировано на передних планах, то есть в первую очередь на самих героях. Предполагалось, что акцент на руках сделает фотографию объемной и динамичной. 

На стадии обсуждения проекта заказчика больше всего интересовало, как я собираюсь передать эту «комиксность», гиперболизацию пространства. И действительно, как сфотографировать так, чтобы передний план был очень крупным, а задний — неправдоподобно маленьким? Любой фотограф скажет, что для этих целей нужно взять широкоугольный объектив. Но насколько широкий угол потребуется, 24 мм или, может быть, 28 мм? Организаторы предлагали взять объектив с фокусным расстоянием 16 мм, или даже fish-eye. Но для конкретной задачи все это не подходило. Fish-eye сильно «скругляет» пространство, здесь же необходимо было получить нормальные, не чрезмерно искаженные линии. 


Камера: Nikon D850
Объектив: AF NIKKOR 20-35mm f/2.8D IF
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/200
ISO: 100
Фокусное расстояние: 20 мм

Когда я начал свои эксперименты, то под рукой у меня был мой любимый AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED. Опытным путем я понял, что фокусного расстояния 24 мм явно не хватало, а 16 мм уже перебор. Мне хотелось видеть четкие линии и академичность, без бочкообразного скругления, и я вспомнил про объектив AF NIKKOR 20-35mm f/2.8D IF, старый добрый профессиональный объектив, с которым выходит именно такое изображение. Я взял его на тест и понял, что он идеально подходит! 


Камера: Nikon D850
Объектив: AF NIKKOR 20-35mm f/2.8D IF
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/200
ISO: 100
Фокусное расстояние: 20 мм

AF NIKKOR 20-35mm f/2.8D IF для меня всегда был не то чтобы мечтой, но вполне осознанным желанием. Когда я начинал снимать для газет, в обязательном комплекте любого профессионального фоторепортера были объективы с фокусным расстоянием 20-35 мм, 28-70 мм и 80-200 мм, а вот у меня такой оптики, к сожалению, не было. Объектив хорош еще и тем, что, в отличие от AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR отлично подходит для съемок архитектуры, так как практически не искажает пространство. При правильной настройке получаются абсолютно ровные линии и очень хорошая картинка. А еще я очень люблю его за отметки диафрагмы на корпусе. И пусть автофокус у этого объектива не самый быстрый в мире, зато стекла в нем очень добротные и качественные. Эта линза относится к профессиональной серии: не боится ни дождя, ни пыли, в общем, пригодна для съемки в любых условиях.


Камера: Nikon D850
Объектив: AF NIKKOR 20-35mm f/2.8D IF
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/200
ISO: 100
Фокусное расстояние: 20 мм

Кроме того, объектив AF NIKKOR 20-35mm f/2.8D IF дает резкое изображение по всему полю кадра. Большим плюсом также стало срабатывание автофокуса на малом расстоянии от объекта. Это помогло мне сделать передний план максимально гиперболизированным. Я понял, что если выставить диафрагму f/8, то с этим объективом у меня получатся именно те кадры, которые и нужны. 

Передним планом стали руки, акцент был сделан на них. Средний план — это улыбающееся лицо героя снимка, а задний план — это то, что предстояло потом нарисовать с помощью технологии 3D. 


Камера: Nikon D850
Объектив: AF NIKKOR 20-35mm f/2.8D IF
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/160
ISO: 100
Фокусное расстояние: 20 мм

Мне потребовалось какое-то время на съемочной площадке, чтобы убедить заказчика в том, что без каких-либо дополнительных манипуляций с кадром мы сможем добиться необходимого эффекта, когда все близкое будет казаться очень большим, а ноги героя — крошечными. Мы сделали несколько тестов и приступили к съемкам. После первых удачных кадров заказчик поверил в то, что это действительно возможно. Весь проект мы отсняли всего за один день. 

Для этой коммерческой съемки я использовал камеру Nikon D850. В сочетании с объективом AF NIKKOR 20-35mm f/2.8D IF разрешение по всему полю кадра было достаточно высоким, с качеством проблем не возникло. В дальнейшем из этих снимков были напечатаны баннеры, которые люди рассматривали на достаточно большом расстоянии. 

Несмотря на то, что объектив обладает не самым быстрым автофокусом, он попадал без проблем, даже когда мы делали пробы с подкидыванием тканей. Конечно, было сделано множество дублей, но все, что вы видите на снимках не результат обработки, а реальное действие человека. Также мы много экспериментировали с лентой и розой, подкидывали ленту, чтобы найти правильное ощущение, которое хотелось передать. С овощами — такая же история, только их мы не подбрасывали, а нанизали на огромное количество ниточек, подвесили и фотографировали в разных положениях, чтобы добиться эффекта полета. 


Камера: Nikon D850
Объектив: AF NIKKOR 20-35mm f/2.8D IF
Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/200
ISO: 100
Фокусное расстояние: 20 мм

В итоге могу сказать, что объектив AF NIKKOR 20-35mm f/2.8D IF сослужил мне для этой коммерческой съемки очень хорошую службу. Наконец, пусть и спустя долгое время, мне удалось опробовать его в действии. От работы над этим проектом я получил большое удовольствие, потому что решение нетривиальных задач — это всегда очень интересно для профессионального фотографа. Самое главное — подходить к таким сложным съемкам с умом, правильно выбрать технику, не бояться экспериментировать и делать тесты с различным оборудованием, чтобы найти именно то решение, которое будет наиболее правильным для конкретной коммерческой задачи.