Как выбрать вторую линзу к китовому объективу

Итак, вы только что купили свой первый фотоаппарат со сменной оптикой? Отлично. Сегодня какую бы камеру вы ни выбрали, зеркальную или компактную, любая способна делать великолепные снимки. Очень часто первый аппарат со сменной оптикой покупают с прилагающимся к комплекту объективом (kit – набор, комплект). Поэтому вопрос о выборе линз к вашей камере, казалось бы, не стоит. Или нет? Давайте разбираться.

Зачем вообще нужны разные объективы? Они позволяют расширить возможности вашей камеры и творческие решения. Вот вы смотрите на витрину или каталог оптики – там может быть не один десяток линз. В голове уже крутится счетчик расходов. Но, к счастью, вам не понадобится покупать их все. Профессиональные фотографы собирают свой парк техники под задачи жанра. Поэтому чтобы выбрать линзу, нужно сначала определиться, что же именно вы хотите с помощью нее снимать. Именно фотографические цели и любимый жанр будут диктовать, какие понадобятся объективы.

В Nikonstore.ru, например, в наборе с камерами представлены следующие объективы:

AF-S DX NIKKOR 16-80mm f/2.8-4Е ED VR
AF-P DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G
AF-P DX NIKKOR 18-55mm f/3.5–5.6G VR
AF-P DX NIKKOR 18-55mm f/3.5-5.6G VR II
AF-S DX NIKKOR 18-105mm f/3.5-5.6G ED VR
AF-S DX NIKKOR 18-140mm f/3.5-5.6G ED VR
AF-S NIKKOR 24-85mm f/3.5-4.5G ED VR
AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR
AF-S DX NIKKOR 55-300mm f/4.5-5.6G ED VR
AF-P DX NIKKOR 70-300mm f/4.5-6.3G ED VR

На первый взгляд, разобраться в огромном количестве стекол новичку не представляется возможным: сплошное шифрование и без того малопонятных терминов и цифр. К тому же, отличие всего лишь в одной такой букве или цифре «шифра» может десятикратно отразиться на его стоимости. Два главных качества объектива – это его фокусное расстояние и максимальная светосила (сколько света может впустить диафрагма). При выборе объективов стоит также учитывать, что угол обзора одного и того же объектива меняется в зависимости от того, на камеру с каким размером матрицы вы его устанавливаете – кроп или полнокадровую:

Даниил Коржонов, пейзажист, амбассадор Nikon:

«Если вы только-только выбрали свою первую камеру, и она с кроп-матрицей, то я рекомендую смело брать к ней AF-S DX NIKKOR 18-300mm f/3.5-5.6G ED VR. С ним вы можете экспериментировать во всех жанрах, и в итоге поймете, какой вам ближе. И если в конце концов вы, как и я, остановитесь на пейзаже, то следующей линзой для кропа выбирайте 10-24mm, а если вам окажется ближе портрет — классический 50mm».

Зумы и фиксы

Самые распространённые объективы, наверняка включая и тот китовый, что шел в комплекте с вашей камерой, — это объективы с переменным фокусным расстоянием, или зумы. Конструкция таких линз позволяет приближать и отдалять объект съемки, менять его масштаб и решать, что будет включено или исключено из сюжета. Зумы — крайне удобные штуки. Но надо признать, что хоть прогресс и не стоит на месте и современные зумы бывают отменного качества, очень часто в жертву универсальности приносятся светосила, красота размытия фона, а иногда и резкость.

Взглянем на популярный китовый зум-объектив 18-55mm f/3.5-5.6. Эти цифры означают, что линза может давать как широкий угол на диафрагме 3.5, так и длинное фокусное расстояние на диафрагме 5.6. Чем меньше число диафрагмы, тем больше света может пропустить объектив.

 

Линзы с постоянным фокусным расстоянием, они же фиксы, они же праймы, — работают только с одним фокусным расстоянием и не могут приближать или отдалять объект съемки. Казалось бы, зачем фотографу так ограничивать свои возможности? Все дело в том, что создать линзу с качественным оптическим исполнением и диафрагмой, способной пропускать максимальное количество света, проще в конструкции с одной функцией. Как побочный эффект, фотографы отмечают, что фиксы заставляют их более тщательно подходить к построению композиции своих кадров.

Зумы популярны у фотографов репортажного жанра – свадебных, спортивных фотографов, фотожурналистов, которым неудобно носить по две-три камеры с фиксами или постоянно менять объективы один на другой на рабочей камере. Объективы же с постоянным фокусом востребованы в более художественных жанрах – портретах, fashion, love story, пейзажах и т.д.

Телеобъективы

«Телевиками» традиционно называют все объективы с фокусным расстоянием длиннее 50 мм, так как все эти линзы «видят» объект съемки значительно приближеннее, чем взгляд невооруженным глазом. Поэтому объективы с длинным и сверхдлинным фокусным расстоянием так хорошо подходят для съемок дикой природы и спортивной фотографии, когда физически невозможно оказаться рядом с объектом. О покупке отдельного телеобъектива стоит задуматься, если вы обнаружили, что максимального китового фокусного расстояния для ваших творческих целей уже не хватает, объектив «не достает» до объекта съемки.

Телеобъективы тоже могут продаваться в наборе с камерой. Как правило, их диафрагма тоже будет 3.5-5.6. Для большинства сюжетов и ситуаций это отличный объектив. Его слабое место – диафрагма — проявится лишь в условиях недостаточной освещенности. Если бюджет позволяет, лучше всего приобрести модель телеобъектива с постоянной диафрагмой f/2.8 – возможности такой диафрагмы намного шире.

Телеобъективы можно использовать для самых разных целей, даже для съемки портретов. Более того, находясь на расстоянии, можно снять крупный или погрудный портрет, не смущая или вообще не привлекая внимания героя съемки. Линзы с еще более длинным фокусом применяют в спортивной съемке, а супердлинный фокус – для фотоохоты в дикой природе и на ее особо осторожных представителей.

Кирилл Умрихин, фотограф экстремальных видов спорта, амбассадор Nikon:

«Вторым объективом я бы посоветовал купить портретный фикс-объектив, например, 50mm f/1.8 или 50mm f/1.4. С ними вы получите качественные красивые портреты с размытым фоном и сможете делать резкие снимки в темное время суток без использования длинных выдержек или высокого ISO. Если же ваша цель — дикая природа, спорт или путешествия, приглядитесь к телевику 70-20mm f/2.8 или менее дорогому 70-300mm f/4.5-5.6».

Широкоугольная линза

Само название говорит о том, что широкоугольная линза – противоположность телеобъектива. «Ширики» — это объективы с коротким фокусным расстоянием, но более широким углом обзора. Шире, чем мы видим невооруженным взглядом. Они идеально подходят для съемки пейзажей или сюжетов, где требуется панорамный обзор.

Опять же, идею о необходимости приобретения такого объектива подскажет практика. Если вы замечаете, что частенько снимаете на предельно широком угле своего китового зума или во время съемки постоянно приходится пятиться назад от объекта, чтобы запечатлеть задуманный сюжет, возможно, широкая линза станет хорошим решением для следующей покупки.

Макро

Макрообъективы относятся к узкоспециализированным и предназначены для фокусировки с очень близкого расстояния и сильного увеличения маленького предмета. Особенно востребованы такие объективы у любителей снимать насекомых, цветы, ювелирные изделия — мелкие объекты и тонкие детали. Так что если ваш китовый зум «отказывается» фокусироваться на маленьких предметах или объект всегда получается слишком мелким в кадре, стоит попробовать обратиться к макроспециалисту.

Олег Зотов, fashion-фотограф, амбассадор Nikon:

«Раньше развитие начинающего фотографа шло по следующей схеме. Он покупал камеру с объективом 50 мм. Сняв им все, что можно вокруг, фотограф открывал для себя мир телеобъективов. Возможность снимать портреты, находясь на значительном расстоянии от объекта, отсутствие искажений в пропорциях лица, эффект «бинокля» — все это увлекало и завораживало. Далее наступало время широкоугольных и сверхширокоугольных линз. Панорамы, неожиданные ракурсы, контролируемые искажения — огромные творческие возможности. А сейчас вместе с камерой идет вполне приличный китовый зум, который сразу на 80% удовлетворяет все запросы любителя. Да и в случае профессиональной работы — большинство моих журнальных обложек снято зумом NIKKOR 24-70 f/2.8!

Чтобы выйти за рамки этих 80% процентов, я бы посоветовал присмотреться к фиксированным объективам с более открытой диафрагмой 1.8 и 1.4, они позволят снимать в более темных условиях, дают небольшую глубину резкости (особенно в случае телеобъективов), красивое размытие и великолепное боке.

Если же вас увлекает предметная съемка, съемка еды, или вы любуетесь фактурой предметов, стоит обратить внимание на объективы с функцией макро. Такой объектив будет также полезен, если нужно очень крупно снять часть лица: губы или глаза. Такие снимки обладают особой выразительностью.

А любителям пейзажей, сьемки городов и архитектуры, динамических уличных сцен, к примеру, прыгающего скейтера, снятого снизу, с асфальта – выбирайте широкоугольный зум или фикс».

Давайте приглядимся к китовому зуму, который у вас уже есть. Существует ошибочное предположение, что если у вас уже есть объектив, который покрывает фокусное расстояние от среднего широкоугольного до среднего телевика, то нет необходимости покупать еще одну линзу из этого же фокусного диапазона.

Совершенно очевидно, что главное преимущество китового набора в том, что новичок может приступать к съемке, как только вскрыл коробку с покупкой. И на первое время действительно хватит одного универсального объектива. Но как только ваши художественные и сюжетные задачи усложнятся, вы увидите обратную сторону: диафрагма таких зумов не позволит снимать качественные снимки при нехватке света, в вечернее время или в плохо освещенном помещении; на таких объективах невозможно получить небольшую глубину резкости – нельзя размыть фон, отделив от него объект съемки, или получить художественное боке.

Самые популярные объективы, идущие в наборе с камерой, включают фокусное расстояние 50 мм. Из всего фокусного диапазона оно используется чаще всего. «Полтинники» дают картинку примерно такого же угла обзора, как видит наш глаз – ни далеко, ни близко. И это отличный объектив, чтобы «документировать» привычный мир вокруг себя: семью, путешествия, торжественные моменты и т.д.

Если вы тоже часто используете этот фокус, то несмотря на то, что он уже «включен» в ваш набор, купите второй линзой именно 50-миллиметровый фикс, только уже светосильный, с диафрагмой 2.8, 2.0, 1.8 или 1.4. Он даст вам почувствовать художественную прелесть глубины резкости и идеально подходит для работы в условиях дефицита света.

Ляля Гарбуз, детский и семейный фотограф, амбассадор Nikon:

«Чем больше у ваших объективов светосила, чем шире диапазон фокусных расстояний, тем лучше. Тем больше у вас инструментов для творчества. Например, линзы AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR или AF-S DX NIKKOR 18-105mm f/3.5-5.6G ED VR– на все случаи жизни, так сказать, но светосила для портретной съемки слабовата. Так что если вы планируете стать семейным фотографом, пусть и только своей семьи, вам пригодятся фиксы 50mm f/1.4 и 24mm f/2.8, или зум 24-70mm f/2.8.

Замечу, что даже в рамках одного жанра фотографы могут отдавать субъективное предпочтение разным объективам: некоторые не любят фокусное расстояние 50 мм, а предпочитают 85 мм; другие снимают только на фиксы, третьи — только на зумы. Кто-то снимает на китовый зум с искусственным светом и делает отличные кадры, а я снимаю только с естественным, и мне нужна соответствующая диафрагма. Все очень индивидуально».

Чтобы сделать верный выбор перед покупкой, постарайтесь испытать объектив в деле. Как вариант – возьмите «незнакомый» объектив на несколько дней в прокате. За это время вполне можно оценить оптические отличия фикса от китового зума и принять решение о покупке.