Командорcкие острова. Экспедиция в неизвестную Россию. Часть 1

В 2018 году амбассадор Nikon Кирилл Умрихин стал первым российским фотографом, выигравшим глобальный конкурс Nikon Special Project, и получил грант на реализацию амбициозного проекта. Кирилл отправился на самый край Камчатки, к берегам Командорских островов, чтобы найти там ветер, волны и серфинг.

Диафрагма — f/4.5

Выдержка — 1/1250, ISO — 1600
Фокусное расстояние — 15 мм
Объектив — AF-S FISHEYE NIKKOR 8–15mm f/3.5–4.5E ED

Я «нашел» это место совершенно случайно, пару лет назад, изучая границы нашей Родины на картах в интернете на предмет интересных локаций, где можно было бы посерфить и вообще как-то экстремально покататься. Читал про Алеутские острова и обнаружил, что два острова Алеутской гряды – Командоры – это Россия, и меня это очень заинтересовало. Изучал историю островов, читал о том, как Витус Беринг открыл их в 1741 году во время Второй Камчатской экспедиции, как он разбился там на обратном пути и не добрался до дома. Отчасти благодаря этому крушению, факту, что путешественник погиб там позже, не перезимовав, и тому, что там расположена его могила, эти острова не были проданы вместе с Аляской. Потом я узнал, что на Командорах расположен один из крупнейших в мире заповедников морских млекопитающих. И… что там никто никогда ни на чем не катался – ни на виндсерфе, ни на кайте, ни на чем подобном. А ведь это моя тема! И заключительным аккордом всей этой истории стал тот факт, что почти никто из моих знакомых не знал, где эти острова находятся, и даже что они принадлежат России. Я подумал, было бы здорово рассказать о них большой аудитории. Так моя action идея приросла дополнительными исследовательскими целями.

Выдержка — 1/8000, ISO — 2000

Фокусное расстояние — 400 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

Первым этапом я подготовил презентацию и начал искать спонсоров: нужно было собрать внушительный travel-бюджет, арендовать яхту. Однако из-за чемпионата мира по футболу никто не находил средств под «нефутбольный» проект. Так или иначе, все остановилось. Вдруг в мае я получил предложение подать заявку на грант Nikon. Перевел презентацию на английский, ответил на вопросы, отправил свое предложение и… благополучно забыл об этом: у меня родился второй ребенок, и было совсем не до этого.

Спустя пару месяцев совершенно неожиданно я получил сообщение о том, что выиграл этот грант… Я не поверил, да и до сих пор не могу до конца в это поверить. Однако это послужило толчком для нового этапа: я начал собирать команду, финализировать маршрут, решать вопросы с яхтой, юридические моменты. Построить маршрут было не легко: дело в том, что на Командорах из всех, кого я нашел, толком никто не был. Трижды там бывал капитан нашей яхты, один мой знакомый прожил там первые пять лет своей жизни. Больше информации об островах взять было негде.

План состоял из двух главных задач. Первая – в сентябре добраться на 65-футовой яхте Liberty до Командорских островов. Большое спасибо за организацию этого судна Kamchatka Freeride Community и вообще за помощь в реализации экспедиции. Без них ничего бы не вышло.

В это время можно застать хорошую погоду без туманов, но при этом уже начинают приходить штормы. А шторм – это ветер и волны. Самая главная опасность Командорских островов – негде укрыться в случае приближения циклона, там нет ни одной закрытой бухты. И если от ветра можно укрыться на противоположной стороне острова, то от надвигающегося шторма такой ход никак не спасет. Все это делало экспедицию действительно опасной. На второй день путешествия я узнал, что наш капитан даже составил завещание – на случай, если с нами что-то случится.

Основные наши планы зависели от погоды, потому что мы прилетели на Камчатку в момент циклона и пару дней ждали, пока он пройдет. И тут же стало известно, что за ним идет следующий. У нас был промежуток 8-10 дней между ними, так что мы строили маршрут, исходя из этого.

Итак, мы собирались побывать на двух островах из четырех – крупнейшем из всех, острове Беринга, там есть село Никольское, и необитаемом Медном, где находится заповедник. Оставшиеся два – по сути просто скалы в океане. На второй очень хотелось попасть, потому что на фотографиях, которые я видел, он выглядел очень эффектно: высокие скалы, выразительные берега. На деле же оказалось, что южная часть острова Беринга тоже интересная, просто до этого ее особо никто и не фотографировал, во всяком случае, я не нашел фотографий в открытом доступе.

Выдержка — 1/500, ISO — 800
Фокусное расстояние — 550 мм

Диафрагма — f/1.8
Выдержка — 1/1250, ISO — 200
Фокусное расстояние — 35 мм
Объектив — AF-S NIKKOR 35mm f/1.8G ED

Я как зачинщик экспедиции занимался организацией всех процессов и сбором команды, в которой вместе со мной было 7 человек. Я позвал профессиональных спортсменов-кайтеров Петра Тюшкевича и Николая Рахматова. Они также хорошие серферы. Я не знал, будут ли ветер или волны, так что мне нужны были универсальные атлеты. Во главе съемочной группы поехал режиссер Саша Чернавин, главным оператором был Артем Ермаков. С нами поехал мой надежный друг и товарищ Сергей Фирсов – он занимался звуком, съемками с дрона, но самое главное – у него огромный опыт экспедиций, и он отвечал за разные внештатные ситуации, я назвал его риск-менеджером. Также с нами была моя подруга Саша Takloo, художник экспедиции. Помните, раньше художники были неотъемлемой частью таких путешествий? Я посчитал, что нам такой человек очень нужен. Плюс команда яхты: капитан Александр Алтухов, помощник капитана Николай Бояркин и повар. Команда в сборе, яхта вышла в открытый океан, и я переключился на съемку. Мне было важно сделать подборку кадров для Nikon и журналов, так что я полностью погрузился в процесс.

Как только мы вышли из Авачинской бухты, начали по-очереди нести дневные и ночные вахты, управляли яхтой, набивали паруса, вели быт, ловили рыбу. Единственное, мы не готовили, ведь у нас был повар. Первые дни были сложными, при выходе из бухты сразу попали на отголоски шторма, и четверых из нашей команды укачало. Но те, кого морская болезнь не тронула, продолжали нести вахты и получать удовольствие от начавшегося приключения. «Заболевшие» решали проблему следующим образом: часть ребят пользовалась таблетками, которые давали побочный эффект – сонливость. Пару дней они проспали и потом влились в наши ряды. Вторая часть жертв морской болезни приняла решение не спускаться в помещение – по ощущениям, там укачивало сильнее, и осталась спать на палубе в спальниках. Их организмы перестроились быстрее, и на следующий день они уже пришли в себя.

Диафрагма — f/4.5
Выдержка — 1/500, ISO — 400
Фокусное расстояние — 90 мм
Объектив —
AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR

Выдержка — 1/1250, ISO — 800
Фокусное расстояние — 550 мм
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

Сложностей было много. Мы недооценили расстояние. По карте 400 км кажутся небольшим отрезком, но на яхте на это может уйти полтора дня. Когда мы поняли, что до островов нам идти двое-трое суток, в том числе, и ночью, стало понятно, что будет непросто.

В это время года в океане очень холодно. Едва выйдя из бухты, мы надели первое термобелье, второе, сверху штаны, потом штормовые штаны, куртки, пуховики, по две пары носков. Словом, все, что у нас было с собой. И все равно мерзли, сидя на вахте и кутаясь в одеяла. А через пару дней стало еще и очень мокро: на лодке все заливало, так что еще через день мы все начали подумывать о том, а куда мы вообще попали, и главное, зачем оно нам надо.

Серьезной проблемой стал момент с принятием решений: иногда ты очень хочешь куда-то добраться, но понимаешь, что это реально опасно для жизни, это не игра. Пойдешь ли ты на второй остров, чтобы снимать там, попасть в шторм – и никто не знает, чем это может закончиться? Или не идти на этот риск, не проводить съемку и гарантированно остаться живым?.. Принимать такие решения, особенно в коммерческих проектах, достаточно сложно.

К сожалению, на Медном в итоге мы так и не побывали – циклон надвигался слишком быстро, пришлось возвращаться раньше. Когда мы уже добрались до берегов Камчатки, на Командорах вовсю бушевала стихия.

Тем не менее, я считаю, что у нас все получилось. Мы посетили Командорские острова, катались на кайтах, узнали, что там есть волны, и возможен серфинг, видели китов и косаток, разных птиц, застали хорошую погоду, – нам действительно повезло с точки зрения циклонов, и это не просто слова: за четыре экспедиции нашего капитана на Командоры один раз яхту разбило циклоном о берег, второй раз не было погоды, один раз им все-таки повезло, и вот четвертый раз пришелся на нашу поездку. Причем, в сентябре он был там с нами в первый раз, так что наши шансы на удачу были весьма не велики. Думаю, мы поймали тот самый один из ста.