Концертная съемка. Группа «Ленинград»

Амбассадора Nikon Максима Мармура читатели Nikonpro знают как индустриального фотографа. Но это из-за его нашумевшего на весь мир проекта «Люди угля». На самом деле, в трудовой и творческой биографии Максим был и фотокорреспондентом информационных агентств, и военным репортером, снимал в так называемом кремлевском пуле, стал одним из самых востребованных рекламных и глянцевых фотографов России… В общем, ничего удивительного, что сегодня Максим расскажет о концертной фотографии и том, как он снял обложку альбома группы «Ленинград».


Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/80, ISO — 5000
Фокусное расстояние — 38 мм
Камера —
Nikon D4s
Объектив —
AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED


Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/640, ISO — 5000
Фокусное расстояние — 70 мм
Камера —
Nikon D4s
Объектив —
AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Моя история работы с группой «Ленинград» началась несколько лет назад и довольно забавно. Творчество этой группы и ее лидер мне всегда были интересны; Сергей Шнуров — большой талант и настоящее явление в российской поп-культуре. Я давно хотел побывать на их концерте с камерой. Но началось, так сказать, с «малых форм» — однажды на Сицилии я познакомился c Сергеем, он тогда только завел аккаунт в Instagram, и мы обсуждали, как его лучше вести и какие фото ставить.

После Сицилии я отправился на Крит на съемку рекламы отеля и случайно на одном из пляжей сфотографировал неизвестную купальщицу с пышными формами. Картинка показалась мне забавной, я выложил ее в свой Instagram. Ее увидел Шнуров и написал: «О, боги, мне нужна эта фотография!»

Через какое-то время вижу в его аккаунте эту мою фотографию с подписью: «Ребята, вот обложка моего нового альбома, накидайте-ка идей для названия». Альбом в итоге назвали «Пляж наш», и обложка заняла почетное место в моем портфолио. Но идея снять концерт «Ленинграда» меня по-прежнему не покидала.


Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/250, ISO — 4000
Фокусное расстояние — 200 мм
Камера —
Nikon D4s
Объектив —
AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

Через какое-то время такая возможность представилась – группа давала концерт под Питером на горнолыжном курорте «Игора» и пригласила меня на съемку. В гримерке Шнур познакомил меня с командой: «Ребята, это Максим, автор обложки «Пляж наш». Ну и, конечно, мне предоставляют полный доступ к сцене и закулисью.

На самом деле, это для фотографа большая привилегия, потому что у начинающих фотографов, увы, в большинстве случаев будет формальная аккредитация на концертную съемку со всеми вытекающими ограничениями во времени и пространстве. А когда вы специальный гость, то возможности почти безграничны. Если, конечно, уметь пользоваться техникой и моментом.


Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/250, ISO — 5000
Фокусное расстояние — 60 мм
Камера —
Nikon D4s
Объектив —
AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED


Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/1600, ISO — 5000
Фокусное расстояние — 38 мм
Камера —
Nikon D4s
Объектив —
AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

У меня на этой съемке было две камеры Nikon D4s. Две, потому что концерт требует не меньшей скорости съемки и реакции, чем спортивное событие. Бесконечно меняются световые условия, зачастую неблагоприятно – я работал на чувствительности от 2 000 до 10 000 ISO. Что касается объективов, то тут все как обычно: мои любимые AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED и AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II. Еще у меня всегда с собой объектив AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED. Опять-таки, если нет ограничений по доступу на концерт, длиннофокусная оптика не нужна, но если близко к телу не подпускают, а крупный план снять очень хочется, то стоит взять что-то дальнобойное, например, AF-S NIKKOR 300mm f/4E PF ED VR. Я же перемещался по всему концертному залу, заходил на сцену и в фанзону. Публика на концертах «Ленинграда» миролюбива, так что с камерами можно было смело бежать в толпу!

По большому счету, сейчас вообще нет проблем ни с какой съемкой — техника позволяет выйти за любые границы. Когда я только начинал заниматься фотографией, у нас была одна пленка с чувствительностью 400 ISO, а если очень повезет, то 800 ISO. А сейчас можно снимать в полной темноте — и чувствительность камер позволяет, и процессоры работают блестяще.


Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/320, ISO — 5000
Фокусное расстояние — 62 мм
Камера —
Nikon D4s
Объектив —
AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED


Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/160, ISO — 5000
Фокусное расстояние — 24 мм
Камера —
Nikon D4s
Объектив —
AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Атмосфера на концертах «Ленинграда» сумасшедшая. Надо видеть, как Шнуров заводит зал! Для меня было удивительно, что аудитория в основном состояла из девушек, которые буквально прижимались к барьерам возле сцены и хором подпевали. Да что там девушки, на его концертах даже суровые охранники добреют и улыбаются! Во время концерта буквально весь наполняешься замечательной энергией, и, как следствие, рождаются изумительные фото.

Теперь я очень хочу сделать книгу о группе «Ленинград». С контентом и контекстом, который родит совершенно невероятный нарратив. Фотоматериала у меня много, но для такой книги надо снимать года три, а лучше пять. Каждый концерт уникален, шансов повторить его нет. «Ленинград» — это из ряда вон выходящее, на мой взгляд, явление в российской музыке, и такого удовольствия и драйва от съемки я не получал ни на одном другом концерте, хотя снимал их немало.

Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/320, ISO — 5000
Фокусное расстояние — 24 мм
Камера —
Nikon D4s
Объектив —
AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED


Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/640, ISO — 5000
Фокусное расстояние — 70 мм
Камера —
Nikon D4s
Объектив —
AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

У фотографов, снимающих звезд, всегда возникает дилемма: что фотографировать, а что нет. На мой взгляд, снимать надо всё. А вот что показывать – это уже вопрос. Принимать решение нужно в каждом конкретном случае, исходя, во-первых, из собственных культуры и этики, а во-вторых, из того факта, что этим ты определишь свою последующую работу с этой звездой. Есть грань, которую переходить нельзя, но я не рискну назвать ее внутренней цензурой; это, скорее, вопрос воспитания. Каждый решает сам, выносить сор из избы или нет. Если ты снимаешь для бульварной газеты — это одно, а если работаешь на себя, то, наверное, не стоит все показывать сразу, потому что лет через двадцать, вполне возможно, эти картинки будут выглядеть совершенно иначе. Правда не всем нравится здесь и сейчас… Хотя, наверное, это справедливо больше для политики, чем для музыки. Но на Сергея Шнурова у меня нет никакого компромата, он очень интеллигентный человек.

Что больше всего мешает съемке на концерте? Ну, во-первых, на сцене полно объектов, которые закрывают артистов — микрофон может загородить пол-лица, и создается ощущение, будто певец его облизывает. Чтобы этого избежать, нужно искать точку съемки чуть сбоку, либо ждать, когда артист вытянет руку и оторвет его от себя. Надо иметь терпение и дожидаться эмоциональных моментов, чтобы съемка не казалась статичной. У рок-музыкантов, например, часто длинные волосы, они ими машут в контровом свете, и за счет этого можно получить интересный кадр. Прыжки, танцы и вообще любое поведение музыкантов, выходящее за общепринятые концертные рамки, принесут удачную картинку.

Вообще, конечно, для съемки нужно использовать любые точки, до которых только можно добраться. Чем они разнообразней, тем больше возможностей получить необычную картинку. 

Еще нужно иметь в виду, что свет на концерте, особенно в фанзоне, либо скудный, либо, наоборот, очень цветной. Говорить в этом случае о правильной цветопередаче не приходится, а показывать «живых мертвецов» тоже желания нет — никому не понравится лицо, освещенное синим или фиолетовым цветом. Отличный выход в таких случаях — черно-белая съемка.


Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/800, ISO — 6400
Фокусное расстояние — 122 мм
Камера —
Nikon D4s
Объектив —
AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II


Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/1250, ISO — 5000
Фокусное расстояние — 60 мм
Камера —
Nikon D4s
Объектив —
AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Нужно всегда помнить: мы все несем огромную ответственность перед дебилами. Поясню: когда вы чего-то добиваетесь в жизни, то волей-неволей становитесь объектом повышенного внимания хейтеров и прочих идиотов. Например, недавно получил от Nikon две новые камеры, которых пока ни у кого нет. И вот кто-то приходит ко мне в Instagram и вместо того, чтобы сказать: «Клево, чувак, ждем новых фотографий» пишет: «Все вы врете, таких камер просто нет». И это еще самое мягкое! Эти камеры ждал весь мир, а первым получил ты, так за что же тебя любить?!

Если вести себя подобающим образом, то, по моему опыту, съемка концерта или бэкстейджа никогда не вызовет у музыкантов негатива. Недовольство может спровоцировать лишь неуважение со стороны фотографа. Не нужно лезть музыкантам в лицо с широкоугольником и начинать с ними петь. Конечно, в экстазе, наверное, я мог бы выйти на сцену и спеть вместе со Шнуром, и вряд ли бы меня в тот момент кто-то остановил. Но не уверен, что это было бы воспринято с пониманием. Вообще, концертная съемка — это жанр, успех которого во многом зависит не только от наличия крутой техники и умения ею пользоваться, но и от того, какие отношения сложились у фотографа с артистом. Фотограф должен уметь не только нажимать на кнопку камеры, но и общаться. Когда с человеком разговариваешь, и он понимает, что он для тебя не terra incognita, все это напрямую сказывается и на том, сколько тебе позволяют снимать. Надо быть слегка фанатом той музыки и той группы, которую хочешь сфотографировать, знать ее творчество. В общем, старая истина: объект съемки нужно полюбить. Необязательно навсегда, можно и на несколько минут!


Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/3200, ISO — 5000
Фокусное расстояние — 70 мм
Камера —
Nikon D4s
Объектив —
AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED


Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/160, ISO — 5000
Фокусное расстояние — 24 мм
Камера —
Nikon D4s
Объектив —
AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Для любой качественной съемки нужен жизненный опыт. Почему раньше, например, во ВГИК не принимали молодых людей сразу после школы ни на актерский, ни на операторский факультеты? Потому что для нашей профессии нужно иметь багаж за спиной. Пережить любовь, расставание, ревность, смерть дорогого человека, чтобы научиться чувствовать, чтобы обострить собственное восприятие мира, о котором хочешь рассказывать. Ведь в твоих фото есть всё — все великие картины, которые ты видел в музеях мира, все прочитанные тобою книги, все пережитые тобою разлуки… И если ты вырос только на роликах из YouTube, самое большее, что ты можешь снять — это ролики для YouTube.