Креативное освещение в сухопутных пещерах

Выбор пещеры

Первый вопрос, который встает перед пещерным фотографом, — определение места съемки. Правильный выбор — это 80 процентов успеха, поэтому остановимся на данной проблеме очень подробно.

Как вы уже знаете, в мире гигантское количество пещер: ничем не примечательные пустынные норки и великолепные подземные дворцы, населенные диковинными эндемичными созданиями; пещеры бывают мокрыми, сухими — какими угодно. Выбрать среди них именно то, что нужно, — долгий процесс. Если вы только начинаете путь пещерного фотографа и спелеологом не являетесь, вам понадобятся помощники и проводники, а если вы давно ходите в пещеры, то такие люди в вашем окружении уже есть.

В каждом пещерном районе есть те, кто его хорошо знает, с ними необходимо подружиться и как следует расспросить. Во всех бывших советских республиках (да и во многих зарубежных странах тоже) есть люди, обладающие самой актуальной и полной информацией по местным пещерам. Их называют спелеокоординаторами. Именно они могут лучше всего подсказать, где самая красивая и доступная на вашем уровне подготовки пещера. Затем следует посмотреть сделанные в ней фото. В интернете их может и не быть, но вам наверняка смогут их показать при личном общении. Очень часто это плохая, техническая съемка, но она поможет составить первое впечатление о том, что вас ждет и к чему готовиться.

Чем более увлеченные специалисты вас консультируют, тем осторожнее надо относиться к их советам, потому что профессионализм накладывает определенный отпечаток. Например, знаменитый Игорь Лавров, спелеокоординатор Урала, первооткрыватель Ординской пещеры и многих других, в свое время консультировал меня по поводу съемок. Я хотел найти самые большие и объемные залы, какие есть в ближайшей доступности. И вот по его рекомендации поехал снимать в одну из пещер на Среднем Урале, где гигантский зал находился, по словам Игоря, «за небольшим сужением». Сужение оказалось лазом, в который я смог пролезть только на полном выдохе, а дальше следовал длиннющий извилистый ход всего сантиметров 50 высотой, наполовину заполненный жидкой глиной, в которой нужно было ползти на боку — и тащить за собой все снаряжение! — около получаса. А ведь после многочасовой съемки нужно еще возвращаться обратно!


Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/60
ISO: 640
Фокусное расстояние: 14 мм
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF NIKKOR 14mm f/2.8 D

За неприятным ходом действительно оказался величественный зал, именно такой, какой мне был нужен. Поэтому я простил Игорю долгое ползание, но сделал два вывода. Первый: доверять спелеологам нужно с оглядкой. Второй: не стоит спешить и лезть под землю со всем снаряжением. Имеет смысл сперва посмотреть точки съемки, выбрать наиболее удачные, а затем идти в пещеру уже целенаправленно, зная, что и как вы будете делать, какое снаряжение вам понадобится.

Правила выбора места съемки

Конечно же, у каждого фотографа будут свои мысли по этому поводу и есть свои наработки, но в любом случае место должно удовлетворять следующим критериям:

— там должны быть передний, средний и дальний планы;

— должны присутствовать интересные геометрические формы или объекты;

— есть возможность спрятать вспышки или источники света;

— есть место, чтобы расставить людей;

— придуманная вами сцена будет выглядеть естественно.

Остановимся на каждом пункте подробнее.

Великие пещерные фотографы, такие как Робби Шон и Питер Карстен, выбирают для своих снимков гигантские объемы, где глубина плана может достигать нескольких километров. Я, честно говоря, тоже предпочитаю все крупное, так как это подчеркивает величие природы. Но такие места на Земле редки. Поэтому можно обойтись и меньшим объемом, если есть интересные объекты или формы.

В таком случае схема поиска места следующая: ищите что-то, какое-то образование, которое привлечет ваше внимание, и смотрите, есть ли там второй, третий план. Если вдруг какого-то плана нет, вы можете создать его искусственно, поместив на это место спелеолога, который чем-то занят, палатку, каску, газовую горелку с котелком — что-то узнаваемое, что заполнит недостающий план.

В пещерах обычно целая куча удивительных и прекрасных необычных образований, геометрических форм, узоров, цветовых решений. Вот их и надо снимать. Но помните, что на одном фото не изобразить «картину, корзину, картонку и маленькую собачонку» одновременно. Впихнуть все не получится. Если вы снимаете объект, то на нем и надо сосредоточиться, показать его красоту. Если снимаете узоры или паттерны, например поле сталактитов, то нужно постараться сложить их в какой-то ритмический узор, который будет играть на фото.

Тема выбора объекта вообще очень важна: лучше снять один объект сто раз, чем сотню объектов по одному разу. Этот объект, будь то сталактит или узор, должен вызывать у вас восхищение, желание любоваться и любоваться им — только тогда получится его снять. Не: «О, прикольно!» — щелк! — и пошел, а: «Какая замечательная штука!»

Следующее, за чем нужно следить: есть ли возможность осветить это место? Допустим, не получается расставить осветительные приборы так, чтобы их не было видно в кадре. Или за красивым объектом следует провал, а затем стена. И как бы вы не светили, у вас в кадре остается черное пятно. Такое место тоже не подойдет.

К сожалению, формы в пещерах пусть и красивые, но абстрактные, которые на фото не будут смотреться без масштаба. Поэтому в кадр необходимо вводить знакомые объекты, с которыми зритель сталкивается регулярно, знает их размеры и назначение. В природной фотографии в таком качестве часто выступает животное или дерево. А в пещере это люди и элементы снаряжения. Их располагают так, чтобы они дополняли сцену и помогали разделению планов. Если вы, к примеру, снимаете стену с красивыми натечными образованиями, то она станет гораздо выигрышнее, когда вы добавите передний план: человека, который ее с восхищением разглядывает, палатку, у которой готовят ужин. Кадр сразу оживет и заиграет новыми красками, в нем появятся осмысленность и глубина.

Привнесенные объекты могут не только объединять планы, но и решать композиционные проблемы, так как очень редко сцена складывается идеально сама — обычно ей чего-то не хватает. И человек в кадре может устранить проблему, просто находясь в нужном месте или сделав нужный жест. Этим нужно пользоваться.


Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/1
ISO: 200
Фокусное расстояние: 20 мм
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 20mm f/1.8 G

Глупо выглядят фото, на которых человек изображает, что он взбирается на стену, но лезет он явно в никуда. Или где люди просто стоят или сидят. Важно, чтобы они что-то делали, и это должно быть осмысленным и соответствующим моменту.

Разделение и освещение планов

Если с местом мы определились, то пришла пора его осветить. На любых курсах по студийному освещению подробно рассказывают, что и как следует делать, а пещерная фотография очень похожа на студийную, поэтому я не буду долго рассказывать, какие виды света существуют и чем они отличаются.

Но все же дам несколько советов относительно пещер. У вас всегда есть возможность дополнительно разделить планы, поставив «противоречивое» освещение: например, на переднем плане основной источник света будет слева, а на среднем — справа. Или можно использовать цветовые фильтры. Поскольку пещеры часто однотонно окрашены, то, если вы отфильтруете один план желтым, а другой, например, оранжевым, они, естественно, разделятся. Я часто дальний план освещаю вспышкой с красным фильтром, отчего появляется ощущение глубины, далекой опасности и четкая отделенность плана по цвету.

Но, кроме налобных фонариков спелеологов, в кадре источников света быть не должно! Если зритель видит ваши источники света, он не испытывает вовлеченности: осветительные приборы в кадре подчеркивают его надуманность. Это фото становится ложью, в которую человек не верит и не переживает. Вы должны выстроить освещение так, чтобы зрителю оно казалось естественным. Мои фанаты, глядя на мои работы, частенько не верят, что в пещере нет света, что там абсолютно темно. Так уж устроен человеческий мозг.


Диафрагма: f/10
Выдержка: 1/80
ISO: 400
Фокусное расстояние: 14 мм
Камера: Nikon D3s
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24 mm f/2.8 G

Конечно, за камнями и сталактитами легко спрятать вспышки, но все же избегайте делать кадры, на которых преобладает нижнее освещение. Оно вызывает у зрителя подсознательный страх (если, конечно, это не именно то чувство, которое вы хотите передать). Но в основном пещеры должны скорее вызывать чувство величия, сказочности, нереальности. Из этого следует: желательно, чтобы на месте съемки были возвышения или места, где можно поставить стойки, чтобы осветить сцену сверху.

Очень хорошим и оправданным в пещерной съемке приемом является контровое освещение. Вспышку на штативе (или в руках у ассистента) легко спрятать за спиной у спелеолога там, где это необходимо. Этот осветительный прибор создаст «противоположное» освещение, разделяя планы, акцентирует фигуру человека, как самую важную, световым ореолом. А поскольку в пещерах преимущественно влажно, то водяная взвесь в воздухе даст очень красивые лучи. И чем дальше вы отодвинете вспышку от модели, тем красивее будут рисунок и ореол. К штативу, на котором размещена вспышка, можно привязать маленький фонарик, чтобы вам было проще контролировать ее местонахождение.

Выбор ключа

В фотографии принято условное разделение на высокий, средний и низкий ключи. Высокий ключ — это светлая фотография, в светлых тонах, средний — обычная по плотности, фото в низком ключе — темное. Старайтесь подходить к выбору ключа осознанно, продумав его до того, как начнете снимать. Если вы хотите показать страшное, ужасное темное подземелье, то используйте низкий ключ и не бойтесь теней. От фотографии будет веять тайной и опасностью. Если это репортаж, в котором значительную часть кадра занимает человек, то подойдет средний ключ, ведь зрителю привычнее видеть людей в обычных световых условиях. А если вы хотите показать ажурность и легкость пещерных образований, особенно снежных, ледяных форм или белых натеков, то для этих целей подойдет высокий ключ.

Все эти моменты нужно прояснить для себя, прежде чем вы начали снимать. Если картинка не складывается у вас в голове, если какой-то из пунктов не проработан, то в процессе вы рано или поздно упретесь в тупик, из которого не выбраться. Только после того как вы все продумали, можно переходить собственно к съемке.

Хотя я обладаю довольно большим опытом (несколько тысяч часов работы в сухопутных пещерах и значительно больше в подводных), результативность выбора локации, то есть места для съемки, у меня составляет около 40 процентов. То есть только четыре из десяти выбранных мест оказываются удачными. Но все же не стоит бояться — нужно экспериментировать, пробовать, думать как следует над каждым местом съемки. От этого зависит, получится фотография или время будет потрачено впустую.


Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/25
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 20 мм
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 20mm f/1.8G

Перейдем собственно к съемке. Вы выбрали место, придумали свой кадр. Теперь расставляете людей по местам, где они должны стоять, раскладываете предметы, если они являются частью вашей задумки, и начинаете освещать план за планом, начиная с первого, расставляя вспышки, регулируя их мощность и ширину угла, фильтруя свет там, где это необходимо. Время от времени нужно снимать то, что получается, и смотреть, как постепенно вырисовывается задуманная вами картинка. Чем лучше вы продумали кадр, тем точнее будет совпадать реальность с образом в вашей голове.

На этой стадии полезно воспользоваться помощью грамотных ассистентов, которые помогут настроить свет, иначе вам придется по много раз бегать к каждой вспышке, изменяя ее параметры. Если вы перед съемкой потратите чуть-чуть времени, чтобы объяснить вашим помощникам, как устроены и работают осветительные приборы, как меняются их параметры и для чего нужно прочее оборудование, которым вы пользуетесь, потренируетесь с ними в спокойных условиях, то оно вернется сторицей.

Небольшой лайфхак: используйте метод «двух часов». Представьте, что вы стоите в центре циферблата и перед вами цифра 12. Это позволяет довольно точно указывать направление другим людям. Например: «Поверни вспышку на два часа от меня». Добавьте к этому вертикальный циферблат с вами в центре — и вы получите отличный способ описывать положение чего-либо в пространстве довольно точно.