Лофотенские острова, Норвегия

Фотограф-пейзажист Даниил Коржонов, как настоящий поклонник северной природы, любит отправляться в путешествия в самые интересные и благодатные для съемки места Скандинавии: к берегам Гренландии, в Исландию, в Норвегию. Этот год не стал исключением, и в марте Даниил снова отправился на север, в Заполярье – на Лофотенские острова. 


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 30 s
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 14 мм
Камера: NIKON D810
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Все маршруты Даниил прокладывает самостоятельно либо совместно с известными зарубежными фотографами. В свой первый визит на Лофотены Даниил провел около двух недель в поисках подходящих для съемки мест и исследуя маршруты. Между делом он также налаживал контакты с местными жителями. Сейчас фотограф прилетает на острова, как правило, на 1–2 месяца и водит подряд несколько групп по 8–10 дней.

В этом году впервые в рамках тура был организован полет над Лофотенскими островами. В его осуществлении Даниилу помогали полётные школы городов Бодо и Лекнеса (Bodø и Leknes - прим. ред.).

«На свой день рождения сделал себе и группе подарок, который ждал, пожалуй, года три. Зимой здесь весьма ветрено, часто пасмурно, и летать на маленьком самолётике непросто.
У меня в школе Лекнеса есть любимый пилот Руар – настоящий викинг. Он с полуслова понимает, что нужно фотографу. На многих моих группах он неплохо отточил свои навыки «пилота фотографов»


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/4000 s
ISO: 80
Фокусное расстояние: 55 мм
Камера: NIKON D810
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8 G

Однако съемка с самолета – дело непростое. Погода часто бывает ветреная, и  так как полет происходит на небольших самолетах, то так или иначе ты не один раз испытываешь в течение полета чувство свободного падения.

«Снимать нужно из открытого окна на скоростях 100–200 км/ч на виражах с поднятым крылом, поэтому, особенно зимой, это малокомфортно. Самолёт небольшой, но именно поэтому можно замедляться для более стабильной съёмки без «шевелёнки» и «смаза» на скорости»

Основная часть полета происходит над деревушкой Рейне, там участники путешествия летают около 20 минут, а затем отправляются обратно в аэропорт. По словам Даниила, Рейне – одно из самых чудесных мест на нашей планете. Находится оно в заполярной части Норвегии. Кстати, несмотря на то, что сам архипелаг находится за Полярным кругом, севернее полюсов холода Верхоянска и Оймякона, температура даже самого холодного месяца выше нулевой отметки благодаря воздействию Гольфстрима на южных островах архипелага. Рейне располагается как раз на юге.
 

«Самая необыкновенная сторона Лофотенских островов – от Лекнеса до деревеньки "О" (Å – прим. ред.). Горы здесь высокие, деревушки – совсем крохотные, а длинные строгие мосты соединяют острова. Настоящая зимняя сказка Заполярья с высоты птичьего полёта»


Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/1000
ISO: 110
Фокусное расстояние: 48 мм
Камера: NIKON D810
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8 G

По словам Даниила, на данном снимке мягкий, рассеянный свет получился благодаря тому, что солнце садилось в тучу. «Бархатная картинка» – это также и одна из отличительных особенностей камер Nikon. Любимая модель фотографа в линейке Nikon – D810, одна из лучших пейзажных камер в своем классе. Устойчивая к воздействиям внешней среды, камера обладает рядом технических характеристик, позволяющих снимать в отличном качестве практически все – от мельчайших текстур до быстро движущихся объектов, благодаря улучшенной матрице формата FX, сверхширокому диапазону значений ISO и системе обработки изображений EXPEED 4.

Панорама из трёх горизонтальных кадров

Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/800
ISO: 800
Камера: NIKON D810
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8 G

«Это панорама из трёх горизонтальных кадров. Почему три, а не два? Смотрите: такой вид сразу из самолёта не откроется, часть обзора закрывает штанга между крылом и шасси. Поэтому самолёт в момент съёмки фото резко поворачивает налево, поднимая крыло  и позволяя снять следующий кадр без штанги. Самолёт продолжает движение, и возникает параллакс – смещение между кадрами. Программе-склейщику гораздо проще склеить три кадра, чем довольно сильно смещенные два. В аэросъёмке подобной этой я ставлю ручной режим с настройками f/5.6, 1/800 и устанавливаю auto-ISO. Также при такой съемке желательно залепить скотчем кольцо фокусировки, чтобы не сместить его случайно в полёте. Ну и, конечно, его нужно предварительно настроить на фактическую бесконечность»

Как оказалось, не только съемка с самолета требует ловкости и сноровки. Секрет запечатленных моментов северного сияния тоже кроется в определенном знании и умении. Поскольку Аврора, или северное сияние, – это не замершее неподвижное облако, а танец, движение и вихрь, то поймать его не так просто. Ниже приведено несколько практических советов от Даниила Коржонова, как снимать полярное сияние:


Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 30 с
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 14 мм
Камера: NIKON D810
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

«Если съемки проходят без луны, и если Аврора слабая, я снимаю на таких параметрах: 30 s, f/2.8, ISO 2500–3200. Если Аврора танцует, переливается быстро, я снимаю на параметрах: 6–15 s, f/2.8, ISO 1600–3200. Если Аврора танцует, переливается быстро, да ещё и луна светит больше половины, то я снимаю на параметрах: 3–10 s, f/2.8– f/5.6, ISO 800–2500  в зависимости от активности свечения. 


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 10 с
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 14 мм
Камера: NIKON D810
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Какую же выдержку выбрать? Съёмка Авроры – это почти как съёмка воды. Если вы хотите видеть Аврору с деталями, острыми пиками и чёткими границами форм, то выдержка – 5–10 s. Поэтому для съёмок нужен светосильный объектив и камера с чувствительной матрицей. Я снимаю Аврору на Nikon D810 (D810A) в комплекте с объективом  AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED. Для съёмки Авроры нужен светосильный объектив (не темнее, чем 2.8), и с большим охватом – чтобы захватить как можно больше неба, да и передний план не забыть»


Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 8 с
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 14 мм
Камера: NIKON D810
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

По мнению фотографа, в северные путешествия не стоит брать несветосильные широкоугольные объективы или универсальные зумы, поскольку, например, для ночных съёмок и съёмок сияния нужна хорошая светосильная оптика с широким охватом. Универсальный и любимый набор Даниила Коржонова для подобных поездок – это камера Nikon D810 и объектив AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED. Данный сверхширокоугольный объектив обладает инновационной оптической схемой и быстрой диафрагмой. Одной из отличительных особенностей 14-24mm является исключительная резкость изображения по всему кадру, зачастую недостижимая при использовании эквивалентных объективов с постоянным фокусным расстоянием.

/
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/1000
ISO: 1800
Фокусное расстояние: 24 мм
Камера: NIKON D810
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8 G

«Есть на Земле места, которые не отпускают. Деревенька Рейне на Лофотенских островах – это одно из таких мест для меня. Это маленькая сказка из далекого детства. Сказка про кораблики, море, игрушечные домики и хрустальные пики гор, где наверняка спрятаны сокровища...»