Ляля Гарбуз: Как снимать детей в путешествиях

Меня часто спрашивают, как я умудряюсь работать с детьми и не сойти с ума. Ведь они капризные, непоседливые, иногда излишне стеснительные... Да, все дети очень разные, но сходить с ума совсем не обязательно. Они все талантливые и уникальные, просто нужно сохранять спокойствие и знать некоторые секреты. Я достаточно много путешествую со своими детьми, поэтому на их примере расскажу и покажу, как можно заполнить семейный фотоальбом интересными снимками.

Чем фотографии из поездки отличаются от домашних

Фотографии из путешествий – это сочетание портретной, документальной, репортажной, постановочной и тревел-фотографии. Их ценность мы понимаем очень быстро, как только возвращаемся домой. Это не только новые впечатления, знания, знакомство с другой культурой, но и время, проведенное вместе. А для наших детей - еще и память о детстве. Мы с моей мамой много путешествовали по России, были вместе в Великобритании, Франции, Голландии, Бельгии, Испании. А сейчас я открываю мир своим детям.


Диафрагма - f/3.5
Выдержка - 1/640, ISO 200
Фокусное расстояние - 105 мм
Камера - Nikon D3s
Объектив – NIKKOR AF-S 105mm f/2.8G Micro VR IF-ED

Как подбирать детскую и взрослую одежду в отпуск, если вы предполагаете делать снимки для семейного альбома

Наряды должны смотреться вместе, дополнять друг друга. Сначала кажется, что это сложно. Но я давно покупаю детские вещи под свои наряды, и мы хорошо смотримся вместе каждый день. Совсем не обязательно для этого выбирать одинаковую одежду или одежду одного цвета. Можно очень ненавязчиво и интересно сочетать разные цвета. Я часто покупаю одежду во время поездок. Такие вещи потом приятно носить, они напоминают о стране, где были куплены, и совместном отдыхе. 
А чтобы наряд гармонировал с окружающей обстановкой и местом, перед поездкой я покупаю путеводитель и составляю маршрут, в какие дни и какие места мы посетим. Ищу в интернете информацию, отзывы, советы и уже снятые фотографии тех мест, желательно известных фотографов. И сразу будет понятно, что вот тут интересно будет надеть шляпу, а вот тут красиво будет смотреться платьице.


Диафрагма - f/5.0
Выдержка - 1/100, ISO 800
Фокусное расстояние - 50 мм
Камера - Nikon D3s
Объектив – NIKKOR AF-S 50mm f/1.4G 


Диафрагма - f/5.0
Выдержка - 1/200, ISO 320
Фокусное расстояние - 35 мм
Камера - Nikon D4
Объектив – NIKKOR AF 35mm f/2.0D

Где искать вдохновение для поиска стиля

Да, чувство вкуса, как шлепки, в чемодан не положишь. Так ведь стилистами и не рождаются. Про тренды в одежде можно почитать в глянцевых журналах, и в интернете много статей, и по телевизору идут разные передачи вроде "Модного приговора". Почитайте советы Коко Шанель, Эвелины Хромченко, посмотрите альбомы по истории моды. Я люблю смотреть каталоги известных зарубежных дизайнеров и марок casual - потрясающие каталоги выпускают, например, Benetton и Gant. Понравившиеся образы можно применять как готовые решения.

Изучите цветовой круг, варианты сочетания разных цветов, почитайте о цветотипах. Это все лежит в открытом доступе в интернете. Это очень важно для фотографа, и в жизни тоже пригодится.

В первую очередь, одежда для съемки должна быть чистой и выглаженной. Обязательно заранее, до съемки, примеряйте наряды. Платье на вешалке и платье на человеке - это два совершенно разных платья. Одежда должна подчеркивать достоинства, скрывать недостатки и быть уместной. В целом, детский гардероб обычно является отражением взрослого. Поэтому когда вы определитесь с собственным стилем, не составит труда одеть и своего ребенка.
Стиль - это тоже творчество.


Диафрагма - f/4.5
Выдержка - 1/500, ISO 500
Фокусное расстояние - 105 мм
Камера - Nikon D3s
Объектив – NIKKOR AF-S 105mm f/2.8G Micro VR IF-ED

Какую универсальную фото технику брать с собой в поездку

Я знаю, что многие берут с собой в поездку беззеркальную камеру, но мне лично не хватает качества, которое она выдает. Я беру оба своих аппарата, чтобы под рукой были уже «заряженные» камеры на общий и средне-крупный планы и чтобы не терять драгоценный момент на смену объектива. К тому же это спасает от смены объективов в походных условиях, где много пыли и песка. А теперь еще и дочкина камера с нами путешествует. Из объективов для меня обязательны: широкий угол 20mm или 24mm, стандартный 50mm и 105mm macro. Отличным комплектом для путешествия может быть камера Nikon D800 или Nikon D810 и объектив NIKKOR 24-70mm f/2.8. Художественными фильтрами я не пользуюсь. Штатив мне тоже не нужен, потому что я и мои герои находимся в постоянном движении. А если ребенок не двигается, то даже с рук можно снимать с выдержкой до 1/30.


Диафрагма - f/10.0
Выдержка - 1/125, ISO 3200
Фокусное расстояние - 20 мм
Камера - Nikon D800
Объектив – NIKKOR AF 20mm f/2.8D

Как найти нестандартные ракурсы в обычных туристических местах

Тут нет готового рецепта, надо искать, ходить, наклоняться, поворачиваться, хитрить, ориентироваться по ситуации. Совсем недавно в Париже мы заранее искали ракурс для съемки в день рождения моей дочери. И только я обрадовалась, что нашла отличный и свободный от туристов ракурс - возле фонтана, с видом на Эйфелеву башню - как на следующий день началась жара, и люди стали купаться в фонтане и загорать на траве. Пришлось срочно придумывать новое место. Поэтому я стараюсь сюжеты заранее не придумывать. Предпочитаю ловить моменты.

Если вы планируете съемку на пляже, то заранее посмотрите, солнце уходит в море (закат) или выходит из него (рассвет), тогда лучшее время для съемки будет, когда солнце касается воды. Иногда кажется, что на море я уже все сняла, ничего нового не будет. Но детки растут, меняются. А море всегда такое разное - одежда, цвета, сюжет, время суток и погода создают совершенно разное настроение в кадре. 


Диафрагма - f/14.0
Выдержка - 1/30, ISO 320
Фокусное расстояние - 35 мм
Камера - Nikon D4
Объектив – NIKKOR AF 35mm f/2.0D

Как создать максимально естественные условия для съемки

Люблю, когда дети что-то сами фантазируют. В такие моменты я могу что-то подправить, посоветовать, как им встать, чтобы стало еще лучше. Получается совместное творчество. Это интересно и им, и мне. Я всячески поддерживаю все их идеи. Одна голова хорошо, а две-три еще лучше. Они обращают мое внимание на что-то, чего я бы сама не заметила. Часто я просто фотографирую, как и во что они играют. 

Интересный кадр можно получить не только возле достопримечательностей, но и в номере отеля или в ресторане. Дети непосредственны, используйте это. Маска кота на моем сыне куплена в магазине за один евро. Она ему так сильно понравилась, что он несколько дней ходил в ней прямо по городу, абсолютно никого не стесняясь.


Диафрагма - f/6.3
Выдержка - 1/400, ISO 500
Фокусное расстояние - 20 мм
Камера - Nikon D800
Объектив – NIKKOR AF 20mm f/2.8D

Как работать с капризами маленьких моделей.

Мне повезло, мои очень выносливы. Мы с утра до вечера ходим по городу с перерывами на перекусы. Капризы убираются как правило, покупкой игрушки или сладостью. Если с детьми разговаривать как с людьми, понимать, что у них есть свои потребности, желания, мнение, то они все отлично понимают и слушаются. Всегда можно договориться. 
Конечно, если от ребенка постоянно просят позировать, ему тяжело. Надо проявить фантазию, поставить себя на его место и понять, чем его можно зацепить. Ребенку нужен стимул. Бывает, срабатывает дух соперничества - кто прыгнет выше, кто первый добежит до финиша. Часто родители просто играют со своими детьми, а я только успеваю нажимать на затвор. Настроение порой можно очень легко поднять - попить чай с печеньем или шоколадкой.

Моя дочь, например, очень любит рассматривать наши семейные альбомы. Ей интересно смотреть, какая она была, какая стала. Если мне нужны фотографии для выставки или конкурса, то моя дочка даже получает за свою работу моделью небольшую сумму. На сына это не действует. Фотографироваться он не любит. С ним я говорю, как со взрослым: «Позволь мне тебя сфотографировать, потому что мне это важно. Я хочу сделать альбом о том, какой ты был. Вот Машины фотографии у меня есть, а твоих нет». В конце концов, мы договорились, что он позировать не будет, я буду просто снимать, что происходит. А мне только это и нужно.
К каждому ребенку можно подобрать ключик, пусть и не с первого раза. Иногда достаточно дать ребенку позаниматься тем, чем он хочет, как будто оставить его в покое, но ловить моменты со стороны. 


Диафрагма - f/16.0
Выдержка - 1/200, ISO 500
Фокусное расстояние - 20 мм
Камера - Nikon D800
Объектив – NIKKOR AF 20mm f/2.8D

Как подстраховать съемку на случай непредвиденных «аварий» с детской одеждой. 

В поездках наша основная одежда - джинсы. Очень практично. Грязи на них не видно, и они легко чистятся влажными салфетками. А вот верх приходится часто менять. Я на съемку беру по варианту на каждый день и плюс несколько запасных. Не только детям, но и себе – ведь я тоже все время то с колена снимаю, то вообще на земле лежу. Но с каждым годом детки мои все опрятнее и опрятнее. В этом году – им уже 8 и 10 лет - вернулись с половиной чистой одежды.


Диафрагма - f/1.6
Выдержка - 1/160, ISO 2500
Фокусное расстояние - 50 мм
Камера - Nikon D3s
Объектив – NIKKOR AF-S 50mm f/1.4G

Как выбрать с заказчиком стиль и сюжет съемки

Съемка – это совместное творчество. Мое, родителей и детей. Я озвучиваю свои идеи, родители свои. Чаще всего мама является инициатором, а папы соглашаются на любые идеи. Снимаем только то, что близко данной семье: увлечения, пикники, семейные обеды, чаепития, игры, отношения. Можно планировать, представлять картинку, а потом по каким-то причинам и обстоятельствам ее не получить. Лучше не зацикливаться на своей идее. Если суждено сделать этот кадр, он будет сделан позже. Мне важно не упустить то, что дарит жизнь прямо сейчас. Порой это гораздо интереснее всяких идей.

В коммерческих поездках меня привозят на выбранное заказчиком место, и моя задача - быстро сориентироваться. Но все же стараюсь заранее узнать, в каких местах планируем снимать. Еще у меня есть какие-то мечты, что мне было бы интересно снять. Делюсь ими с заказчиками, и если им идея нравится, снимаем. 


Диафрагма - f/13.0
Выдержка - 1/500, ISO 640
Фокусное расстояние - 20 мм
Камера - Nikon D800
Объектив – NIKKOR AF 20mm f/2.8D
 
Как распределить время на съемку и отдых во время путешествия

Я не фотографирую постоянно - и днем, и ночью, без перерывов на обед. Конечно, мы делаем передышки. И не только детей надо кормить, взрослые тоже поесть любят. За это время детки отдыхают и восстанавливают силы. 

Мои дети днем уже не спят. А когда спали, то обычно я с ними ложилась, подстраивалась под их режим. Ведь днем всё равно не рекомендуется снимать, свет жесткий, да и жара.


Диафрагма - f/8.0
Выдержка - 1/80, ISO 3200
Фокусное расстояние - 20 мм
Камера - Nikon D800
Объектив – NIKKOR AF 20mm f/2.8D

Глянцевые фотографии любящих друг друга детей – миф или реальность?

Все очень индивидуально. Я знаю семьи, в которых старшие детки проявляют трогательную заботу о младших, ухаживают. Они вместе играют, старшие отчитывают младших за непослушание, как родители. Моя дочка очень заботливая, нежная. А сын всякие нежности от сестры не любит. Зато когда он засыпает, она его целует, обнимает. Когда они были маленькие, Леон играл во врача, а Маша была его пациенткой. И сейчас они вместе играют, снимают забавные видео о себе. 


Диафрагма - f/5.0
Выдержка - 1/250, ISO 200
Фокусное расстояние - 35 мм
Камера - Nikon D4
Объектив – NIKKOR AF 35mm f/2.0D

Как облегчить себе отбор фотографий из путешествия.

Со временем процесс отбора проходит быстрее, глаз уже наметан. Сначала сразу отсекаю брак, а лучшие фотографии отправляю в папку Best, далее сокращаю количество в рамках лучшего - удаляю дубли, выбираю наилучшие ракурсы, наиболее эмоциональные снимки. С коммерческой тревел съемки, которая обычно длится 1-3 дня, привожу от 1000 до 4000 кадров. Лучших отбираю от 60 до 300. Очень трудно сокращать. Компьютерная обработка в целом занимает от 2 до 4 недель, в зависимости от вида обработки: художественная или естественная.

Свой выбор отправляю на согласование клиентам. Многие соглашаются со мной, кто-то заменяет часть кадров, кто-то меняет прилично. Так как это съемка для их семейного альбома, то я принимаю их конечный выбор. Я понимаю, что технически и композиционно несовершенный кадр может иметь для них огромную ценность. Ребенок кого-то напоминает, или «тот самый» взгляд, «та самая» улыбка. 


Диафрагма - f/11.0
Выдержка - 1/80, ISO 3200
Фокусное расстояние - 20 мм
Камера - Nikon D800
Объектив – NIKKOR AF 20mm f/2.8D