Мастер-класс Виталия Савельева по ночной съёмке

Ночная съемка — это один из самых технически сложных видов съемки, где от фотографа требуются определённые технические навыки и дополнительное оборудование. 
Вероятно, вы уже слышали о технологии расширения динамического диапазона — HDR (High Dynamic Range) — за счет съемки не одного кадра, а нескольких, с разным уровнем экспозиции и дальнейшим "сведением" их в одно изображение.

Принцип работы HDR - соединение информации из светлых участков недоэкспонированного снимка с тёмными деталями от переэкспонированного. В результате мы получаем изображение с глубокой проработкой всех светов и теней. 
Для ночной съемки необходим штатив, если вы хотите получить фотографию высокого качества. Профессиональные фотографы получают снимки высокого качества, применяя экспозиционную вилку. Установка брекетинга описана подробно в инструкции к фотоаппарату.

Если вы имеете достаточно продвинутые навыки работы с камерой, настройка не доставит вам хлопот. Режим HDR на многих современных камерах устанавливается в упрощённом режиме.

Однако этот режим использует два кадра при съемке, и камера сама обрабатывает снимки, сливая их в один в формате jpeg. В результате вы не получите наилучшее качество и не сможете исправить ошибки экспозиции при съемке. Именно поэтому я пользуюсь трёхкадровой RAW-эксповилкой, как минимум. Для таких сложных съемок я использую Nikon D810, но можно использовать любую серьёзную камеру Nikon. 

Итак, устанавливаем камеру на штатив – желательно, чтобы он был тяжелым и устойчивым для исключения "шевеленки". Далее выставляем параметры съемки в режиме A: как правило, ISO 100, диафрагма 9-11, выдержку камера выберет сама; в RAW-формате делаем 3-5 снимков с вилкой экспозиции Ev -2/0/+2. Обычно я делаю три снимка: один недоэкспонированный, один с нормальной экспозицией и один переэкспонированный. Для съемки нужно использовать либо тросик (хотя у современных фотокамер чаще используется дистанционный пульт), либо снимать на автоспуске длительностью 2 сек.

После этого переходим к обработке, и в программе HDR PRO2 объединяем эти снимки в один. Затем переходим в Lightroom и доводим снимок до нужной вам цветовой гаммы и параметров баланса белого. 
На представленных снимках ночной Дубай, Амстердам и Париж сняты именно так. Данный режим позволяет получить снимки высокого качества и печатать фотографии в большом формате. Конечно, эти сложности при съемке, большие затраты времени на обработку немного пугают, но поверьте, все это компенсируется тем качеством, которое вы получите в итоге и порадуете своих знакомых.