Модель в подводной фотографии

В подводной фотографии модель необходима фотографу гораздо чаще, чем в наземной. Подводный мир мало знаком зрителю, и фотографу приходится добавлять в кадр узнаваемый объект просто для того, чтобы зритель понял, какого же размера то, что изображено на снимке. Особенно это касается подводных пейзажей и существ.

Согласно современным стандартам погружений с аквалангом, нырять необходимо с напарником, но это совсем не значит, что он автоматически будет заинтересован вам помогать. Очень часто в паре с подводным фотографом оказывается другой фотограф, и тогда они совершенно не могут договориться, кто же из них будет вести съемку, ведь они оба «главные». Но даже если вам повезло, и ваш бадди готов работать на камеру, у него может оказаться недостаточная подготовка. Это очень важный момент: ваша модель должна иметь высокую дайверскую квалификацию и хорошую психологическую устойчивость, чтобы подолгу неподвижно висеть в толще воды и терпеливо ждать, пока вы разбираетесь с настройками камеры и композицией. 

Диафрагма – f/5
Выдержка – 1/50, ISO 200
Фокусное расстояние – 10,5 мм
Камера – Nikon D200
Объектив – AF DX Fisheye-NIKKOR 10.5mm f/2.8G ED

Если бы на этом фото не было людей, было бы невозможно определить, что это – огромный зал в пещере, небольшой ход или вовсе микроскопические каверны в породе. Таким образом, самая важная роль, которую играет модель в подводной фотографии, это человек-линейка.

Диафрагма – f/8
Выдержка – 1/125, ISO 200
Фокусное расстояние – 10,5 мм
Камера – Nikon D200
Объектив – AF DX Fisheye-NIKKOR 10.5mm f/2.8G ED

Но не стоит преуменьшать роль модели в кадре, даже если она там находится только для масштаба. Поскольку образ человека очень узнаваем, то становятся важны все мелочи, с ним связанные. Первое, на что стоит обратить внимание, это взгляд. Зритель всегда подсознательно обратит внимание на то, куда смотрит модель. Так модель может усилить впечатление от фотографии, а может разрушить.

Диафрагма – f/8
Выдержка – 1/160, ISO 200
Фокусное расстояние – 10,5 мм
Камера – Nikon D200
Объектив – AF DX Fisheye-NIKKOR 10.5mm f/2.8G ED

На фото выше взгляд дайвера, выпуклости потолка подземного хода и «ходовик» – прочная веревка, с помощью которой пещерные дайверы находят путь к выходу, - задают сильную диагональ. Зритель понимает, что дайвер плывет куда-то по пещере. Но представьте, что человек смотрит в кадр. Тогда будет казаться, что он зачем-то остановился, но причины остановки в кадре нет. Впечатление от фото ослабнет. А если бы модель решила смотреть в угол, противоположный движению, то фото вообще развалилось бы. Направление взгляда можно продублировать направлением луча света от фонаря. Это удобно, поскольку на общем плане не всегда можно разглядеть глаза. Фонарь указывает зрителю, куда нужно смотреть, куда движется дайвер и просто разбивает черную массу силуэта.

Диафрагма – f/5.6
Выдержка – 1/50, ISO 400
Фокусное расстояние – 16 мм
Камера – Nikon D3s
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

А на фото ниже пример, как модель может испортить фотографию: несмотря на то, что получился очень красивый свет и рельефно отрисовалась фактура стен пещеры, модель смотрит вниз и светит в сторону. Этого было достаточно, чтобы кадр «потерялся».

Диафрагма – f/8
Выдержка – 1/160, ISO 100
Фокусное расстояние – 10,5 мм
Камера – Nikon D200
Объектив – AF DX Fisheye-NIKKOR 10.5mm f/2.8G ED

А вот другой пример. Фото сделано на Белом море, где мы снимали уникальное природное явление: сероводородную реку, текущую подо льдом. Здесь модель фонарем и взглядом выделяет главное в фотографии и объединяет элементы композиции воедино. Без этого кадр сам по себе распался бы на две части:

Диафрагма – f/9
Выдержка – 1/125, ISO 800
Фокусное расстояние – 16 мм
Камера – Nikon D3s
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Желательно, чтобы на общих фото угадывался силуэт модели. Человеческий мозг хорошо натренирован узнавать силуэты. Помните: «палка, палка, огуречик…»? И в подводной фотографии лучше работают те фото, на которых очертания модели хорошо читаются. Если вернуться к тем примерам, которые я привел выше, то кадры, на которых силуэт человека не угадывается, знамениты в среде дайверов, но у обычной публики гораздо менее популярны, потому, что зрителю они непонятны. Модель на фото с деревом находится в нехарактерной для дайвера позе: ей приходится выпрямлять ноги и вытягивать руку, чтобы «проявился» человеческий силуэт. Попробуйте прикрыть вытянутую руку – это же какой-то жук-плавунец. А если бы дайвер держался в воде, как положено, то из этого ракурса мы бы увидели ноги только до колен, - они превратились бы в обрубки.

Диафрагма – f/10
Выдержка – 1/100, ISO 200
Фокусное расстояние – 10,5 мм
Камера – Nikon D200
Объектив – AF DX Fisheye-NIKKOR 10.5mm f/2.8G ED

Силуэт, поза, направление взгляда – все важно. Центральная композиция фото очень статична, и именно поза дайвера сообщает динамику этому сплит-кадру ниже. В реальности на этом сплит-кадре дайвер никуда не плывет, он привязан. Он лишь изображает, что плывет, но его позы достаточно, чтобы любой зритель додумал происходящее в кадре.

Диафрагма – f/13
Выдержка – 1/80, ISO 200
Фокусное расстояние – 16 мм
Камера – Nikon D3s
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Силуэт человека – очень важная и сильная деталь композиции. Он может «рифмоваться» с остальными деталями или им противоречить. Несмотря на то, что по цвету фигура человека и стены подводного каньона совпадают, мы сразу обращаем внимание на модель, так как человеческий мозг склонен узнавать силуэт человеческого тела. Положение тела модели мягко рифмуется с изгибами стен, подчеркивая их округлые формы.

Диафрагма – f/16
Выдержка – 1/100, ISO 800
Фокусное расстояние – 16 мм
Камера – Nikon D4s
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Здесь положение тела дайвера напоминает букву «V», повторяя рисунок трещин во льду, и тем самым, завершает композицию:

Диафрагма – f/11
Выдержка – 1/60, ISO 1600
Фокусное расстояние – 16 мм
Камера – Nikon D3s
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Одним из достоинств модели, которое совершенно не востребовано на суше, является умение вовремя пускать пузыри. Это звучит смешно, но так и есть. Пузыри, выдыхаемые дайвером, это одна из дополнительных возможностей водной среды; они напоминают, что дело происходит в воде. Например на этой фотографии:

Диафрагма – f/8
Выдержка – 1/80, ISO 800
Фокусное расстояние – 16 мм
Камера – Nikon D3s
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Человек погружается в подводный сероводородный слой. Без пузырей не будет понятно, где же находится дайвер – под водой или вообще на суше.

А на этом фото я попросил модель задержать дыхание на как можно больший срок, чтобы успокоилась поверхность воды и появилось отражение, и нажал на спуск камеры в тот самый момент, когда модель не могла уже сдерживать дыхание и выдохнула, но пузыри еще не коснулись поверхности.

Диафрагма – f/11
Выдержка – 1/80, ISO 1600
Фокусное расстояние – 16 мм
Камера – Nikon D4s
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Поскольку под водой нельзя разговаривать, всплывать на поверхность тоже не всегда удобно, все подводные фотографы общаются с моделями с помощью системы жестов. Часть из них универсальная, такие как «смотри туда», «выше», «ниже», «повернись», «повтори», а часть придумывается для конкретного случая - «ноги», «пузыри», «свет». Но все же основная часть работы над кадром происходит на суше, где вы должны заранее объяснить модели, что нужно делать, и отрепетировать возможные варианты поведения.  

Диафрагма – f/9
Выдержка – 1/100, ISO 400
Фокусное расстояние – 16 мм
Камера – Nikon D3x
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Здесь мы подошли к новому очень важному разделу – позированию на задержке дыхания. Хорошие фотографии с моделью под водой имеют магическую привлекательность, и другим фотографам хочется повторить это волшебство в собственных снимках. Поэтому многие с этого начинают, хотя занятие это довольно непростое, и нужно сразу определиться, для чего оно нужно. Человек на задержке дыхания в качестве линейки используется довольно редко, зато в направлениях fashion, арт и концепт мы часто видим именно такие работы. Что же такого особенного дает вода, чего нельзя было бы получить на суше? Зачем кому-то мучиться и задерживать дыхание? Дело в том, что под водой расслабляются становые мышцы, и человек как будто парит в невесомости. Это видно на фото, у моделей очень необычное положение тела. Такого эффекта нельзя достичь, подвесив модель на трапеции.

Диафрагма – f/8
Выдержка – 1/60, ISO 400
Фокусное расстояние – 16 мм
Камера – Nikon D3x
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Вторая причина – это обстановка и животные подводного мира. Когда рядом с ними появляется человек на задержке дыхания, создается впечатление, что он там живет, ведь те моменты, когда он дышит, остаются за кадром. 

Диафрагма – f/4
Выдержка – 1/400, ISO 800
Фокусное расстояние – 16 мм
Камера – Nikon D3s
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Хорошо, если у вашей модели уже есть хорошая фридайверская и/или дайверская подготовка. Но если и нет, научиться этому несложно. Важнее уметь позировать, ведь умению владеть своим телом и лицом учатся гораздо дольше. Поэтому лучшие модели получаются из балерин, танцовщиц, гимнасток и манекенщиц.

Многие считают, что модель должна уметь задерживать дыхание очень надолго. Это вовсе не так. Она должна задержать дыхание ровно на столько, чтобы оказаться в нужном месте и принять нужную позу, а вы успели нажать на кнопку. Это может быть и две минуты, и минута, и даже 20 секунд. Важно, чтобы модель могла это повторить достаточное количество раз, чтобы вы могли выставить нужные настройки, поправили свет и успели сделать достаточно дублей.

Если вы прочли это, и решили, что все просто и уже договорились сходить в бассейн на фотосессию со своей моделью, то вынужден вас предупредить о тех трудностях, с которыми модель наверняка столкнется под водой.

Диафрагма – f/6.3
Выдержка – 1/100, ISO 100
Фокусное расстояние – 20 мм
Камера – Nikon D200
Объектив – AF NIKKOR 20mm f/2.8D

Поскольку коэффициент преломления воды значительно выше, чем воздуха, то человек под водой практически ничего не видит, и взгляд его становится бессмысленным. Бороться с этим можно лишь одним способом: не пытаться рассмотреть, а представлять что-то перед собой и смотреть на этот воображаемый объект. Что интересно, делать осмысленный взгляд под водой лучше получается у людей с сильной близорукостью. Вероятно потому, что для них наличие размытых цветных пятен вокруг – привычная ситуация. 

Диафрагма – f/6.3
Выдержка – 1/125, ISO 100
Фокусное расстояние – 20 мм
Камера – Nikon D200
Объектив – AF NIKKOR 20mm f/2.8D

Вторая проблема – это напряженные губы, подбородок, шея и зажатые плечи. Непроизвольное напряжение возникает от того, что человек задерживает дыхание. Чтобы не возникало зажимов в плечах и шее, могу посоветовать модели не жадничать и не вдыхать полной грудью, а задержать дыхание на полувдохе. Но если шею и плечи можно расслабить даже произвольно, то с мимическими мышцами все сложнее. По моему наблюдению, в таком случае лучше всего помогает такое упражнение: нужно петь песни под водой, старательно открывая рот и артикулируя все слова, но не выдыхая воздух. Так мышцы лица «вспомнят», когда нужно напрягаться, а когда расслабляться.  

И третья сложность, которая вас ждет, это физические свойства самой воды, которые отличаются от свойств привычной нам воздушной среды. Но об этом в другой статье. Дерзайте. На пути у подводного фотографа много трудностей, но дорогу осилит идущий.