Набор объективов action и travel фотографа Кирилла Умрихина
Очень часто меня просят посоветовать линзы для съемки спорта или рассказать о том, какими я пользуюсь сам. Выбор объективов очень широк: только у Nikon в линейке более 400 моделей. И это одна из главных причин, почему я использую в работе именно их продукцию. Сегодня речь пойдет о моем идеальном наборе объективов.
Все объективы я условно разделю на зум- и фикс-оптику. Первые универсальны и дают больше маневренности, вторые — неповторимую резкость и супербоке. В своей работе я использую и зумы, и фиксы. Все они производства Nikon. Что касается сторонних брендов, то я знаю, что есть желающие сэкономить и купить объектив подешевле, я раньше и сам так делал, но постепенно пришел к выводу: лучше вложиться в объектив один раз и, если не колоть им орехи, он прослужит долгие годы. Плюс профессиональная серия объективов действительно лучше выдерживает сложные погодные условия (влажность, мороз), брызги и даже падения. А значит, и результат будет гарантирован.
ЧАСТЬ 1. Zoom-объективы
цена: 135 000 руб.
Это, наверное, самый популярный объектив в моей работе. Во всяком случае, на него сделано больше всего кадров. Универсальная лошадка для любых сюжетов. Резкий и с хорошим боке. До него я пользовался зумом 17-35 mm, он давал более широкий угол, но, как показала практика, диапазон фокуса в сторону 70 мм универсальнее.
В горах, в помещении или на уличном концерте, портрет или репортаж, общие планы или крупные портреты — везде 24-70. Сейчас вышла новая версия этой линзы с фильтром на 82 мм, но я на нее еще не перешел. Брал несколько раз на тесты и убедился, что она того стоит, да еще при разнице всего в 30 тысяч рублей.
Более дешевым аналогом 24-70 может быть объектив AF-S NIKKOR 24-120mm f/4G ED VR за 55 тысяч. Он удобнее за счет длинного конца на 120 мм, а значит вы «дотянетесь» еще дальше. Но он и немного темнее — диафрагма 4. С современными матрицами это не большая проблема. Также придется немного пожертвовать боке. Чем больше зум, тем оно скучнее — такое у меня правило.
Совсем малобюджетной заменой может являться AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR, который за 75 тысяч рублей сразу перебьет и 24-70, и 70-200. Но и результат будет совершенно другой. Хотя стоит сказать, именно этот объектив я выбрал в качестве единственного, который взял на плато Путорана, когда понимал, что у меня нет возможности везти целый рюкзак.
Диафрагма — f/5
Выдержка — 1/500, ISO 320
Фокусное расстояние — 35 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR
Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/2, ISO 3200
Фокусное расстояние — 70 мм
Камера — Nikon D810
Объектив — AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/3200, ISO 100
Фокусное расстояние — 24 мм
Камера — Nikon D4
Объектив — AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
Диафрагма — f/8
Выдержка — 1/1000, ISO 200
Фокусное расстояние — 32 мм
Камера — Nikon D850
Объектив — AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR
AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Цена: 180 000 руб.
70-200mm — это лучшее, что придумали в Nikon! Мой любимый зум-объектив для спорта. В меру увесистый, невероятно шустрый, неубиваемый (первая версия при падении с 10 метров просто проломила камеру и продолжила работать). А какое у него боке! С момента выхода второй версии этого объектива я сразу перешел на него. Разница колоссальна, в том числе и внешне: теперь кольцо зумирования ушло вперед и поначалу это было непривычно. Чаще всего этот объектив я использую в съемке спорта, когда можно менять свою позицию и перемещаться —ближе к объекту или дальше от него. Если речь идет про водные виды спорта, то 200 мм бывает мало, и тогда я ставлю конвертер 1.4, таким образом «разгоняя» фокусное расстояние до 300mm f/4. С этим объективом я практически всегда работаю в режиме приоритета диафрагмы с максимальным открытием на f/2.8 и очень редко закрываю ее.
Вместе с 24-70mm 70-200mm полностью перекрывают 90% необходимых фокусных расстояний и могут служить долгие годы основным набором объективов на любые случаи жизни.
Дешевым аналогом может быть AF-P NIKKOR 70-300mm f/4.5-5.6E ED VR за 60 тысяч. Но вы никогда на нем не получите такую картинку. Хороший 70-200 — это то, во что нужно вложиться раз и навсегда, если вы хотите снимать спорт и репортаж.
Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/640, ISO 2000
Фокусное расстояние — 70 мм
Камера — Nikon D4s
Объектив — AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/5000, ISO 160
Фокусное расстояние — 200 мм
Камера — Nikon D850
Объектив — AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/2500, ISO 50
Фокусное расстояние — 170 мм
Камера — Nikon D4s
Объектив — AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма — f/14
Выдержка — 1/4000, ISO 100
Фокусное расстояние — 80 мм
Камера — Nikon D4s
Объектив — AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/640, ISO 80
Фокусное расстояние — 200 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/1250, ISO 50
Фокусное расстояние — 200 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR
AF-S NIKKOR 80-400mm f/4.5–5.6G ED VR
Цена: 207 000 руб.
Тем, кому мало фокуса 200 мм, а в основном это фотографы дикой природы или больших спортивных событий, можно присмотреться к 80-400mm или AF-S NIKKOR 200-500mm f/5.6E ED VR. Второй темнее, но и стоит в два раза дешевле — 105 тысяч. Оба объектива позволяют дотянуться до очень отдаленного объекта и сделать высококачественный кадр. Одна проблема — из-за зума они не светосильные, но свою цену полностью оправдывают. Иногда без такой оптики просто не обойтись. Я работал несколько раз с 80-400. Он не очень тяжелый, можно снимать с рук без штатива. Когда у меня появилась возможность брать фиксы 300 или 400mm, я полностью перешел на них.
Как аналог можно взять AF-S NIKKOR 300mm f/4D IF-ED за 85 тысяч рублей и конвертер. Картинка получится на уровень выше. Или AF-S NIKKOR 300mm f/4E PF ED VR уже за 150 тысяч, но вы серьезно выиграете в габаритах — он размером с 24-70.
Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/8000, ISO 200
Фокусное расстояние — 400 мм
Камера — Nikon D810
Объектив — AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II
ЧАСТЬ 2. Объективы с фиксированным фокусным расстоянием
Можно сказать, что фиксы, как хороший виски – когда распробуешь, другого не захочется. Для них нужно созреть и понять, зачем они тебе нужны. Когда увидишь разницу, отговаривать будет бесполезно. В своей работе я стараюсь совмещать фиксы и зумы. В первую очередь, это связанно с весом и маневренностью. Не всегда можно подойти ближе или отойти, из-за веса не всегда есть возможность положить в рюкзак лишний объектив. Тем не менее, у меня есть любимчики, без которых я уже не вижу свои съемки.
Цена: 67 000 руб.
Классика экстремальной фотографии — знаменитый фишай 16mm. На него были сняты сотни, если не тысячи, лучших скейтовых фотографий, обложки. Без него сложно обойтись и найти ему адекватную замену тоже непросто. Недавно вышел AF-S FISHEYE NIKKOR 8-15mm f/3.5-4.5E ED за 100 тысяч рублей. Он невероятно резкий и дает очень красивую картинку при съемке против солнца, но он значительно темнее — на 2,5 ступени. Плюс он немного больше по размеру. Сложно сказать, что я выбрал бы сейчас, но пока остаюсь со своим родным: в него отлетали скейтборды, попадали камни, но он продолжает работать так же идеально и при съемке серфинга из воды, и широких пейзажей, и ночного неба.
Диафрагма — f/8
Выдержка — 1/1250, ISO 200
Фокусное расстояние — 14 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S FISHEYE NIKKOR 8–15mm f/3.5–4.5E ED
Диафрагма — f/5
Выдержка — 1/1250, ISO 500
Фокусное расстояние — 16 мм
Камера — Nikon D810
Объектив — AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D
Диафрагма — f/8
Выдержка — 1/5000, ISO 800
Фокусное расстояние — 16 мм
Камера — Nikon D850
Объектив — AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D
Диафрагма — f/4.5
Выдержка — 1/5000, ISO 400
Фокусное расстояние — 16 мм
Камера — Nikon D800
Объектив — AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D
Диафрагма — f/5
Выдержка — 1/8000, ISO 400
Фокусное расстояние — 16 мм
Камера — Nikon D800
Объектив — AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D
Диафрагма — f/7.1
Выдержка — 1/2500, ISO 400
Фокусное расстояние — 16 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D
Диафрагма — f/10
Выдержка — 1/1000, ISO 80
Фокусное расстояние — 16 мм
Камера — Nikon D850
Объектив — AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D
Диафрагма — f/8
Выдержка — 1/2500, ISO 640
Фокусное расстояние — 16 мм
Камера — Nikon D800
Объектив — AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D
Диафрагма — f/10
Выдержка — 1/2500, ISO 640
Фокусное расстояние — 16 мм
Камера — Nikon D800
Объектив — AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D
Цена: 140 000 руб.
На смену AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G я нашел для себя универсальный объектив. Если мне скажут, что есть возможность оставить только одну линзу, это будет 35mm f/1.4.
Легкий, в меру широкий и с прекрасным боке — все, что мне нужно для путешествий. Опять же работаю с ним только на открытой диафрагме. Вместе с камерой Nikon D750 или Nikon Df он просто идеален и размером с беззеркалку. Недавно взял попробовать его дешевый аналог — AF-S NIKKOR 35mm f/1.8G ED ценой в 40 тысяч рублей, и удивился, что он еще интереснее по боке и картинке, а также немного проще по конструкции и легче. Возможно, менее защищен от воды. Но в целом даже и не знаю, что выбрать: дорогую версию этого объектива или дешевую. Скажу одно, что лучшее фокусное расстояние — это 35 мм.
Диафрагма — f/1.4
Выдержка — 1/8000, ISO 80
Фокусное расстояние — 35 мм
Камера — Nikon D810
Объектив — AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G
Диафрагма — f/3.5
Выдержка — 1/2500, ISO 80
Фокусное расстояние — 35 мм
Камера — Nikon D850
Объектив — AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G
Диафрагма — f/1.4
Выдержка — 1/3200, ISO 40
Фокусное расстояние — 35 мм
Камера — Nikon D850
Объектив — AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G
Диафрагма — f/1.4
Выдержка — 1/5000, ISO 80
Фокусное расстояние — 35 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G
Цена: 150 000 руб.
Король боке и портретной фотографии. Я с ним познакомился в прошлом году на Quiksilver New Star Camp, и оказалось, что он вполне может дать фору моему любимому 70-200. В связке 35mm, 50mm и 105mm могут полностью перекрыть набор 24-70 и 70-200. Придется, конечно, больше бегать, но результат будет налицо.
Основная задача 105mm, конечно, это портреты. То, что он делает, — просто космос! Снять бегущего на тебя ребенка с диафрагмой 1.4 в серию не так просто, скажу я вам, но вместе с супербыстрым фокусом он справился. Я бы крайне рекомендовал 105mm свадебным и концертным фотографам, вы останетесь довольны. Аналогов ему предлагать не буду, потому что на то он и король боке, что без аналогов.
Диафрагма — f/1.4
Выдержка — 1/1250, ISO 250
Фокусное расстояние — 105 мм
Камера — Nikon D810
Объектив — AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED
Диафрагма — f/1.4
Выдержка — 1/6400, ISO 80
Фокусное расстояние — 105 мм
Камера — Nikon D850
Объектив — AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED
Диафрагма — f/1.8
Выдержка — 1/6400, ISO 64
Фокусное расстояние — 105 мм
Камера — Nikon D850
Объектив — AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED
Диафрагма — f/1.4
Выдержка — 1/8000, ISO 100
Фокусное расстояние — 105 мм
Камера — Nikon D850
Объектив — AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED
Диафрагма — f/1.8
Выдержка — 1/4000, ISO 50
Фокусное расстояние — 105 мм
Камера — Nikon D850
Объектив — AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED
Диафрагма — f/1.4
Выдержка — 1/4000, ISO 100
Фокусное расстояние — 105 мм
Камера — Nikon D850
Объектив — AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED
Диафрагма — f/1.4
Выдержка — 1/8000, ISO 250
Фокусное расстояние — 105 мм
Камера — Nikon D850
Объектив — AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED
Диафрагма — f/1.8
Выдержка — 1/2000, ISO 250
Фокусное расстояние — 105 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED
AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR
Цена: 900 000 руб.
И завершает нашу подборку еще один король, но теперь спортивных объективов — 400mm за 900 тысяч рублей. Тут нужно поставить охающий смайлик. Не подумайте, что я миллионер. Даже профессионально фотографируя 10 лет, я пока не могу позволить его себе и беру по программе NPS.
Думать о стоимости этого объектива в момент работы с ним вредно, не думать — сложно, особенно, когда фотографируешь с ним в ЮАР, а рядом с тобой ошиваются подозрительные личности. Знали бы они его стоимость, я бы не писал эти строки.
Но цена и размеры — это первое, на что все обращают внимание. Еще просят подержать и сфотографироваться. Подержать его действительно сложно — у меня была пара съемок, когда я весь день таскал его на себе — к вечеру спина с руками просто отваливались. Особая сложность — снимать с движущихся объектов, с лодки, например. Тут можно случайно и себя убить им, и того, кто рядом.
Но непревзойденное качество картинки, которое просто невозможно получить ни одним другим объективом — это его главный конек. Я просто выложу фотографии ниже, а вы сами все поймете.
Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/1000, ISO 1600
Фокусное расстояние — 400 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR
Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/8000, ISO 100
Фокусное расстояние — 400 мм
Камера — Nikon D4s
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR
Диафрагма — f/4.5
Выдержка — 1/1600, ISO 160
Фокусное расстояние — 550 мм
Камера — Nikon D4s
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR
Диафрагма — f/3.5
Выдержка — 1/1600, ISO 100
Фокусное расстояние — 400 мм
Камера — Nikon D4s
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR
Диафрагма — f/3.2
Выдержка — 1/320, ISO 200
Фокусное расстояние — 400 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR
Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/8000, ISO 100
Фокусное расстояние — 400 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR
Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/1000, ISO 100
Фокусное расстояние — 400 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR
Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/640, ISO 500
Фокусное расстояние — 400 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR
Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/3200, ISO 200
Фокусное расстояние — 550 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR
Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/400, ISO 800
Фокусное расстояние — 400 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR
Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/3200, ISO 100
Фокусное расстояние — 400 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR
Надеюсь, я ответил на ваши вопросы по поводу объективов. Есть доступные модели, есть дорогие и очень дорогие. Все они созданы, чтобы делать высококлассные фотографии, и каждый уникален по своему. Вы увидели то, с чем я работаю. Теперь выбор за вами.