Нешелковый путь монгольских кочевников. Часть 2

Начало в части 1.

После охотников мы отправились в пустыню Гоби и побывали еще в одних гостях — у монгольских кочевников. У них в хозяйстве 150 верблюдов, лошади и козы. Хотя жизнь здесь весьма сурова, в юртах нет ни электричества, ни душа, они счастливы и не хотят возвращаться в город, где их дети только учатся.

Очевидно, что некоторые кадры носят постановочный характер: мы просили наших героев встать так или этак, где-то подсвечивали сцену дополнительными источниками света. Но сам быт ­— такой, как есть. Они носят именно эту одежду и именно так ведут себя, действительно живут в этих жилищах.

День семьи начинается до рассвета: готовят завтрак, весь день работают со скотом. Чтобы кочевникам позаботиться о своих животных и перебраться с одной стоянки на другую, особенно ближе к зиме, они сворачивают юрты и порой перемещаются на сотни километров. Пурга или минус 30 градусов — не важно. Этой жизни совершенно не позавидуешь.


Камера: Nikon D850
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/2000
ISO: 125
Фокусное расстояние
: 180 мм

Семья оказалась очень дружелюбной, мы им тоже были интересны в определенном этнографическом смысле. На некоторых снимках вся семья в обычной современной одежде, удобной для работы и дома. Более парадные национальные костюмы надевают для торжественных моментов: фестивалей, церемоний, встречи гостей. Но отдельные элементы используются и в обычной жизни. Например, куртки и шапки из лисьих шкур зимой.


Камера: Nikon D850
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR
Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/60
ISO: 1250/
Фокусное расстояние
: 28 мм


Камера: Nikon D850
Объектив: AF-S NIKKOR 58mm f/1.4G
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/320
ISO: 250
Фокусное расстояние
: 58 мм

В самом начале тура я неосторожно пошутил над местным гидом: он спросил, сколько верблюдов нам нужно для съемки, а я взял и ляпнул, что сто. Гид был порядочный человек и привел нам сотню верблюдов, чем весьма нас шокировал. Мы быстренько отобрали 5-7, и уже с ними работали. Фотографы взбирались на дюну, что само по себе не просто, и по рации просили погонщиков поставить животных в наиболее интересные для съемки места. Верблюды на этих пустынных пейзажах были не главными героями, а использовались для масштаба и оживления ландшафта. Без слаженной командной организации вряд ли нам удалось бы сделать столько живописных снимков в рамках скоротечного режимного времени. Зачастую в пустыне свет бывает интересным буквально пять минут до заката, когда солнце уже теплое-теплое, едва касается песка, и совместить в этих пяти минутах все составляющие идеального кадра очень сложно.

Погонщикам верблюдов мы заплатили за съемки, но это была наша инициатива как знак благодарности. Кочевники в основном занимаются скотом и живут спокойной жизнью. Мы немножко разнообразили их «поселок» своим присутствием, и, когда я предложил провести постановочную фотосессию с верблюдами на закате, хозяин запросто согласился.

Коммерческого давления на туристов в Монголии нет, как это обычно бывает в популярных туристических странах. Здесь наоборот нам всегда шли навстречу, уговаривать кого-то позировать не требовалось. Они просто хотели узнать от нас про внешний мир и взамен показать нам, как живут сами. Это совершенно не испорченная Монголия. А пустыня Гоби теперь входит в мой рейтинг топ-3 мест для съемки ночных пейзажей, наравне с боливийской Атакамой и африканской Намибией.


Камера: Nikon D850
Объектив:
AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 15
ISO: 6400
Фокусное расстояние
: 24 мм


Камера: Nikon D850
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/16
Выдержка: 1/200
ISO: 250
Фокусное расстояние
: 200 мм

Обычно при пейзажной съемке мне не приходится пользоваться дополнительным светом, ну разве что налобным фонариком ­— моей любимой «светилкой», а тут получился очень интересный опыт. Свет был достаточно простым, вспышку ставил на стойку и, выстраивая кадр, просил помощника перемещать ее то справа, то слева, то чуть позади от себя, и с внешним контроллером делал снимки. Мне было очень важно, чтобы кадры были сняты хоть и со вспышкой, но при соответствующем естественном свете: в пасмурный день или после заката, или до рассвета, когда еще достаточно темное небо, чтобы получился интересный контраст между освещением и задником, и на снимках «проявилось» реальное ощущение, например, грозы и шторма.

Если у вас мало опыта работы со вспышкой, не надо ее бояться. Прямой свет от вспышки «в лоб» в фотографии не работает, снимки становятся «плоскими». А если вывести свет на модель чуть правее-левее от фотографа, портрет получится потрясающим. Главное ­— не пересветить модель и использовать и натуральный свет, и вспышку. Такой микс освещения даст наилучший результат.


Камера: Nikon D850
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/4000
ISO: 1250
Фокусное расстояние
: 60 мм

Если соберетесь в Монголию, езжайте в октябре. Я специально выбрал пик осени из-за великолепных природных красок в это время: красивые горы, желтые лиственницы. Алтай и Монголия очень живописны осенью.

Поездка получилась удивительной, особенной, незабываемой. Страна и ее культура все еще недостаточно исследованы фотографами. В красоте степи и пустыни можно найти свои особенности и свои нотки, это меня очень вдохновило. Две недели мы снимали нон-стоп: днем, ночью, на рассвете, на закате, со вспышками и без. Я ужасно вымотался, но снял такой интересный проект! Пожалуй, больше всего меня вдохновили люди ­— потрясающе открытые, принявшие нас в свою семью. Это помогло нам лучше понять и показать фотографиями интересный таинственный мир кочевников. У них невероятно сложная жизнь, но они абсолютно счастливые люди, и нам, городским, можно немножко этому позавидовать.


Камера: Nikon D850
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/1250
ISO: 100
Фокусное расстояние
: 190 мм