О съемках на Камчатке и в Арктике

12 апреля 2015 года в рамках международной фотовыставки «Фотофорум» на стенде Nikon прошел мастер-класс известного фотографа-натуралиста и хорошего друга компании Nikon — Сергея Горшкова. 

Сергей рассказал слушателям о своих крупнейших проектах: съемках на Камчатке и в Арктике. Рассказ сопровождался слайд-шоу из наиболее значимых для фотографа снимков. Особенностями каждого из них Сергей поделился с участниками мастер-класса.

Курильское озеро — самое любимое озеро мастера не только в России, но и в мире. Ничего подобного нет ни в одном другом уголке нашей планеты.

Я провел сотни часов, наблюдая за медведями на Курильском озере, видел очень многое, но ни до, не после этого, мне не удалось сделать подобный кадр, на котором медведь поймал сразу три нерки.  Была еще и четвертая рыба, но ее не видно на фотографии, она у медведя за спиной. Здесь я оказался в нужное время и в нужном месте.

Таких мест, как это, в мире существует всего два, одно находится в Америке, а второе в России. Это река Камбольная, июль — месяц самого массового хода лосося. В это время на перекате собирается около сотни медведей, но, несмотря на это, их очень сложно застать всех месте. Дело в том, что как только медведь ловит рыбу, он убегает, чтобы сородичи не отобрали ее.

Сергей прожил на этом перекате месяц, наблюдая за медведями и фотографируя их. Когда фотограф уезжал, вокруг его палатки была утоптана целая медвежья тропа. Каждую ночь эти любопытные животные приходили проверять, кто здесь жил.

Для фотографа большая удача, когда в одном кадре можно поймать росомаху и лису.  Росомаха очень редкое и осторожное животное, снимать его не так просто.

Я был очень рад этому снимку, но сделав его, у меня начались проблемы: росомаха утащила мой штатив и мои лыжи. Затем эти животные съели ручки у снегохода, они вообще ели все, что могли. Росомахи начали приходить каждый день и потихоньку объедать меня. Так я понял, насколько это коварное и суровое животное.

Самой сложной работой на Камчатке для Сергея была съемка белоплечих орланов. Это очень осторожные птицы, без укрытия к ним невозможно подойти ближе, чем на 100-150 метров.

Я прилетал на Курильское озеро около 6 лет в разное время года, построил там несколько десятков укрытий. И однажды, в 2007 году мне повезло, озеро замерзло. Тогда было очень много рыбы и белоплечие орланы собрались на берегу незамерзающей полыни, где они ловили лосося. Там мне удалось поснимать этих удивительных птиц.

Камера Nikon D4s, которой снимает Сергей, имеет расширенный диапазон ISO и систему обработки изображений EXPEED 4, благодаря чему эта фотокамера отлично работает как при хорошем освещении, так и в темноте. «Нужно уметь правильно настроить камеру и не упустить мгновение», — советует Сергей.

За 7 лет работы на Камчатке, фотограф провел порядка 500 часов в самолете, пролетев около 450000 километров. Завершив этот проект, в 2005 году Сергей начал собирать экспедицию на остров Врангеля, положив начала своему новому большому проекту «Русская Арктика», над которым фотограф работает и сейчас.

На Камчатке я всегда старался жить среди диких животных. Этот снимок был сделан в конце марта, можно сказать, прямо с крыльца моего домика на берегу Тихого океана. Это последний кадр, сделанный мной со вспышкой. Буквально через день после этого, я ее утопил и уже много лет не пользуюсь вспышкой.

Главная часть Арктического проекта Сергея — это остров Врангеля. Он является одним из самых труднодоступных и удаленных арктических заповедников не только в России, но и в мире. Добраться сюда можно только на вертолете или корабле. Остров Врангеля можно назвать необитаемым, сейчас на нем живет всего 6-10 человек. Подготовка к этой съемке заняла у Сергея больше года:  на острове нет даже магазинов, все оборудование и продукты пришлось доставлять самостоятельно.

Климат на острове Врангеля очень суровый, выжить здесь могут только самые выносливые животные и птицы, — рассказывает Сергей. — Здесь обитает четыре вида белых существ: песец, численность которого зависит от лемминга; белые совы — самые красивые модели; снежные гуси, которые образуют единственную в мире и одну из самых крупных гнездовых колоний в России; а также белый медведь — главный герой острова Врангеля. Для меня все четверо — символы.

Сергею приходилось жить среди диких животных, поскольку необходимо было постоянно находиться в центре событий, чтобы не пропустить интересные кадры.

Снежная сова — самая красивая модель острова Врангеля. Но снять ее очень сложно. Мне удалось подойти незамеченным и сделать портрет этой птицы с такого близкого расстояния. До этого момента я даже не знал, что совы умеют плавать. Если вдруг молодому совенку не удается перелететь реку, он может легко ее переплыть.

На этом снимке медведи поедают выброшенного на берег моржа. Белые медведи достаточно социальные животные: и взрослые особи, и медвежата и самки едят все вместе. Для бурых медведей такое поведение не свойственно, они принимают пищу по отдельности.

Для того, чтобы сделать этот кадр, я спрятался за камнем и снимал медведей оттуда. У меня был объектив AF-S NIKKOR 500mm f/4G ED VR, который давал возможность снимать с большого расстояния и оставаться незамеченным. Но в какой-то момент ветер переменился и медведи учуяли мой запах. Они отвлеклись от приема пищи, начали смотреть в мою сторону. Спустя какое-то время, часть медведей вернулась к еде, а часть отправилась проверить, кто там прячется за камнями. Я не знал, как повести себя, но в итоге побежал к квадроциклу и уехал. Это был один из самых потрясающих моментов на острове. Через два дня я вернулся на это место, но такого количества медведей уже не было.

Выбор техники для фотосъемки зависит от места, куда едет Сергей. Для съемок в Арктике, где преобладает открытое пространство, а животные более пугливые, фотограф выбирает самые длиннофокусные объективы, которые есть у Nikon, например, AF-S NIKKOR 800mm f/5.6E FL ED VR или AF-S NIKKOR 600mm f/4G ED VR. Если Сергею предстоит пеший маршрут или съемка в горах, он отдает предпочтение объективам, которые легче нести, например AF-S NIKKOR 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR.

Снимая дикую природу, самое главное — это оказаться в нужном месте в нужное время и с правильно настроенной камерой в руках.