Особенности подводной съемки

В рамках Фотофорума 2015 в Крокус Экспо на стенде Nikon прошел мастер-класс фотографа National Geographic и друга компании — Виктора Лягушкина. Виктор рассказал гостям выставки о своих проектах, поделился особенностями подготовки к ним, показал подводные и подземные фотографии, от которых захватывало дух.

Первым большим проектом Виктора стала съемка в Ординской пещере. Это уникальная гипсовая пещера, расположенная в Пермском крае. Длина ее подводной части составляет 4600 метров.

Ординская пещера холодноводная, в ней очень тяжело нырять. В мире всего человек 200, кто способен в нее погрузиться, и при этом никто из них не пытался эту пещеру снять. Таким образом у нас возникла главная идея проекта — открыть миру Ординскую пещеру, — рассказывает Виктор.

Семь месяцев ушло у фотографа и его команды на реализацию этого непростого проекта. С июля 2010 по январь 2011 они работали в Ординской пещере, сняв, буквально, каждый ее сантиметр.  После завершения съемок, показавших всю красоту этого уникального природного объекта, Виктор и его команда организовали фотовыставку и выпустили книгу «Ординская пещера. Познание». Позднее этот проект был напечатан на страницах русскоязычного и американского National Geographic.

В National Geographic есть обязательный принцип для фотографов: надо снимать либо то, что никто не снимал, либо так, как никто не снимал. Это обязательное условие и идеально, если выполняются оба.

После завершения работ в Ординской пещере было решено, что следующим проектом станет «Принцесса китов», - так его окрестили журналисты, положив начало традиции давать проектам Виктора имена. Идею проекту дала двухкратная чемпионка мира по фридайвингу  Наталья Авсеенко, у которой была мечта — поплавать обнаженной в Белом море с белухами. Для Натальи было важно сделать это именно зимой, чтобы, по словам спортсменки: «быть честной с животными: они голые и я голая». 

Суть фотографии в том, чтобы для каждого проекта придумывать что-то новое.

Для подготовки к этому проекту Виктор и его команда 2 месяца тренировалась на карьере Лазурный. Сама же съемка с Натальей и китами на Белом море длилась всего 11 минут и 40 секунд. Температура воды на момент съемок была -1.5 градуса и не замерзала она только из-за большого количества соли. 

Проекты у нас, по сути, короткие, а подготовка к ним всегда очень долгая, — делится Виктор. — Но это уже стало характерной особенностью всех наших работ — мы долго-долго готовимся, потом все очень быстро происходит, главное - успеть все снять.

Виктор выложил фотографию с Натальей на Flickr, и уже на следующий день получил письмо от редактора Daily Mail — крупнейшей английской газеты — с запросом на эксклюзивные права на этот материал. Так, в скором времени вышли: первополосный материал с «Принцессой китов» в Daily Mail, 2 обложки воскресного приложения Times и 2 обложки воскресного приложения Stern. Таким образом Виктор принял решение заниматься фотографией профессионально.

 Когда меня спрашивают, как стать знаменитым, я отвечаю, что надо выложить свои фотографии в интернете: если они хорошие, значит наверняка найдут своего зрителя.

Первые два проекта Виктор снимал на камеру Nikon D200 в самом дешевом защитном боксе. Тогда подводная съемка была для фотографа увлечением в свободное от работы время, о профессиональной деятельности он даже не думал. Сейчас Виктор использует Nikon D4s, новую камеру с оптимизированными функциями для создания великолепных снимков с очень высокой скоростью. Готовясь к съемкам, фотограф составляет список оборудования, которое ему понадобится. Благодаря программе NPS (Nikon Professional Services).  необходимые камеры и объективы Виктор берет в представительстве Nikon.

Особенность подхода мастера к своей работе состоит в тщательном продумывании идеи и ее реализации, вплоть до раскадровок всего сюжета. - Важно понимать, что будешь снимать и что хочешь рассказать зрителю с помощью своей работы, - считает Виктор. С учетом этого разрабатывается схема света. Под водой фотограф снимает на широкоугольные объективы, например, AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED. Обычно объекты подсвечиваются вспышками. Одновременно фотограф работает сразу с 9 фотовспышками, - с ними по строго разработанной схеме плавают ассистенты.

Под водой я чаще всего снимаю днем, когда солнце находится перпендикулярно земле, и часть света попадает под воду. Поверхность воды выступает в роли зеркала, а угол падения, как известно, равен углу отражения, поэтому с определенного градуса солнце под воду не попадает. Это, приблизительно, 30 градусов над уровнем горизонта. Поэтому, например, на рассвете, под водой будет темно.

Во время подводной съемки с естественным освещением, нужно обращать внимание не только на солнце, но также и на волны. Солнечный свет, попадая на волну, создает самые необычные рисунки. Соответственно, время съемки выбирается в зависимости от того, какой рисунок света нужен фотографу. Часто бывает так, что волна тоже создается ассистентами, которые, например, во время съемки бьют веслами по воде.

Благодаря таким проектам приходит понимание, что главное волшебство подводной съемки создает тщательная постановочная работа, сравнимая с театральной. В ней участвует большое количество людей и все продумано заранее до мелочей, а детали, как известно, решают все.