Особенности съемки животных в зимний период. Часть 2

Начало в части 1.

Я часто снимаю на Камчатке. Зимой там наметает сугробы высотой с двухэтажный дом. Один раз я наблюдал, как с неба падали снежинки размером с кулак. Снег, метель, лед и иней — такое разнообразие делает кадр более выразительным. К примеру, в морозную безветренную погоду все деревья покрываются инеем, который великолепно искрится в лучах восходящего солнца. За полчаса до рассвета и первые полчаса после заката краски здесь наиболее живописны. По моему мнению, именно в это время можно сделать наилучшие кадры. Чтобы воплотить свои замыслы, следует заранее отыскать и выбрать объекты съемки. Если все складывается удачно, очень важно не упустить момент, не замешкаться, и периодически менять ракурс, делать кадры как по солнцу, так и против него, менять объективы. С помощью этих простых приемов можно добиться впечатляющих результатов.


Камера:  Nikon Z 7
Объектив:  AF-S NIKKOR 800mm f/5.6E FL ED VR
Диафрагма: f/7.1
Выдержка: 1/800
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 800 мм

Съемка зверей в дикой природе – это искусство, ведь надо знать их повадки, расписание: когда и куда они ходят, где живут, чем и в какое время заняты. Надо подстраиваться под их «график» и пытаться жить в их ритме, чтобы все это снять.


Камера: Nikon Z 7
Объектив:  AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR
Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/800
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 400 мм

Кого же запечатлеть в зимнее время года? Чаще всего в кадр попадают орланы, лебеди, куропатки, глухари, но можно также встретить северных оленей, лосей, волков, росомах, лис, соболей и зайцев. Единственная сложность заключается в том, что в эту пору звери предпочитают выходить из своих укрытий в основном по ночам. И ради удачного кадра придется осваивать ночную съемку. Иногда я нахожу нору лисицы и наблюдаю, пока животное не выйдет на ночную охоту. Порой ждать приходится очень долго.


Камера:  Nikon D3
Объектив:  AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR
Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/60
ISO: 200
Фокусное расстояние: 200 мм

На Камчатке есть множество мест, где сезонно обитают животные и птицы. К примеру, сотни лебедей ежегодно собираются в холода у открытых пресных водоемов. Это прежде всего Жупановский лиман, незамерзающие полыньи Кроноцкого озера (район Унаны и Истока), и многие другие маленькие реки восточного побережья полуострова. На озере Орланьем в декабре нерестится кижуч. А уже в феврале из его икры начинают вылупляться мальки. Если оказаться на нерестилище в это время, то можно успеть сфотографировать выход мальков из нерестовых гнезд.


Камера:  Nikon D500
Объектив: AF-S NIKKOR 800mm f/5.6E FL ED VR
Диафрагма: f/13
Выдержка: 1/4000
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 800 мм

На Курильском озере обитают орланы. Там собирается до полусотни птиц. Орлан — самый крупный пернатый хищник северного полушария. Ареал его обитания — берега Охотского моря и Тихого океана. Принято считать, что белоплечих орланов лучше всего снимать зимой в Японии, однако, когда я просматривал множество подобных снимков, они все показались мне однообразными и статичными. Поэтому в течение пяти зим я по два раза летал на Камчатку, чтобы запечатлеть этих горделивых птиц в естественной среде их обитания.

Я построил множество шалашей в снегу и терпеливо ждал, когда птицы привыкнут. Орланы очень осторожны, и ближе чем на 100—150 метров они никогда не подпустят человека. При постройке укрытия важно учитывать направление ветра, так как взлетать и садиться птица будет всегда с наветренной стороны. Также нужно предварительно рассчитать, где будет находиться солнце в период съемки, расстояние до гнезда и другие детали. Необходимо виртуозно маскировать шалаши, и в особенности окна, откуда ведется наблюдение, поскольку орланы — очень недоверчивые, их легко спугнуть. Меняя укрытия, можно изменить точку съемки и добавить разнообразие ракурсов. Я провел в шалашах, в общей сложности, более 100 дней, и только один раз мне улыбнулась удача: я смог снять именно то, что хотел.

Сразу скажу, что широкоугольные объективы в этом случае не пригодятся. Лучше всего подойдут телеобъективы, например AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II — у него очень хороший зум, резкость, скорость фокусировки. Съемка телеобъективом позволяет сделать основной акцент на птице, эффектно размывая все детали переднего и заднего планов.

Восточное побережье Камчатки — прекрасное место, чтобы фотографировать лис. Здесь сохранилась самая большая их популяция, так как охота в этих местах запрещена. Лисица — животное мелкое, чтобы сделать красивый снимок, придется достаточно много времени провести лежа на животе, потому что наиболее выигрышный ракурс — съемка на уровне ее глаз. Обычно в качестве опоры я использую низко установленный штатив. Для этих целей подойдут любые объективы, однако надо иметь в виду, что лиса может подойти и вплотную, а объектив может не сфокусироваться так близко. Поэтому настоятельно рекомендую поэкспериментировать с макро.


Камера:  Nikon D3
Объектив:  AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G ED VR II
Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/1600
ISO: 200
Фокусное расстояние: 300 мм

Зима на Камчатке не слишком торопится уступать позиции весне. До конца марта здесь еще лежит снег. В это время в лесах начинают поодиночке просыпаться медведи. Массово они встречаются только ближе к концу апреля — началу мая. Но все равно, стоит быть начеку. Вторая половина марта — старт периода брачных игр у многих диких животных и птиц. Для фотографа это благодатное время: звери активно передвигаются, их легко заметить и сфотографировать даже в дневное время.

Камера:  Nikon Z 7
Объектив:  AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR
Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/1000
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 400 мм

Например, выдры в поисках партнера проплывают вдоль ручьев и рек. Если вы заметите их свежие следы, то можно сделать укрытие в этом месте, и подождать, пока появятся животные. Выдра очень маленький и осторожный зверек, к ней трудно подойти близко. Я советую использовать линзу AF-S NIKKOR 600mm f/4E FL ED VR. Это один из лучших длиннофокусных объективов, что сейчас есть у Nikon. Сделать хорошую фотографию выдры сложно: обычно удается снять животное, либо когда оно плывет, либо когда отдыхает на стыке льда и воды. Но бывали случаи, когда мне везло и удавалось снять момент поедания рыбы и даже взаимоотношения двух животных. По моему мнению, высший пилотаж для фотографа — снять выдру под водой. Но об этом я расскажу уже в другой раз, потому что это совсем другая история.


Камера: Nikon Z 7
Объектив:  AF-S NIKKOR 600mm f/4G ED VR
Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/800
ISO: 1000
Фокусное расстояние: 600 мм


Камера:  Nikon Z 7
Объектив:  AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR
Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/1250
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 400 мм