От мечты к экспедиции. Часть 1

О том, как мечты превращаются в спланированные долгосрочные проекты, как долгие годы наблюдений через объектив собираются в книги, рассказал известный анималист, амбассадор Nikon Сергей Горшков.

В начале любого проекта обязательно лежит идея или мечта. Как правило, я берусь за темы, которые никто раньше не освещал, и стараюсь раскрыть их по максимуму. Мне не интересны единичные кадры, мне нравится создавать историю про место или конкретное животное. Такие проекты требуют времени: два-три года. Получается, задачи перед собой я ставлю самые сложные, а уж природа будет расставлять все по своим местам. Но пока ни в одном проекте не ошибся: каждый из них оказался востребованным и интересным, книги снова и снова переиздаются.


Камчатка

Остров Врангеля
Диафрагма – f/5.6
Выдержка – 1/5000, ISO – 500
Фокусное расстояние – 165 мм
Камера – Nikon D3S
Объектив – AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

Мой самый большой проект сегодня — «Русская Арктика». Сейчас все мои мысли заняты этим амбициозным объемом, работа идет постоянно. Я хочу запечатлеть этот строгий и прекрасный мир на всем протяжении от самой восточной до самой западной части. «Русская Арктика» состоит из локальных проектов. Часть уже сделана – «Остров Врангеля» и «Плато Путорана», в стадии завершения «Таймыр», начаты «Земля Франца-Иосифа» и другие. Все они связаны, это звенья одной цепи. По каждому из них я выпускаю отдельный фотоальбом, а выставки и презентации уже проходят в России и по всему миру. По завершении проекта все наши Арктические регионы будут показаны в большом общем альбоме «Русская Арктика».

Параллельно я уже много лет работаю над другим проектом — «Тайга».

У нас она занимает больше 60% территории, простирается от Приморского края до западных границ, и всюду разная. Для меня символы непроходимой тайги: росомаха, рябчик, глухарь, кабарга, соболь. В воспоминаниях детства запечатлелось, как тетеревятник охотится на уток и как сбивает на току глухаря. Я помню поединок лосей, помню косуль, которые перед закатом выходят кормиться на лесные поляны.

В тайге повсюду кипит жизнь, нужно только знать, куда смотреть и куда повернуть камеру! Задача, которую я себе поставил — показать тайгу во всем ее многообразии. И тут, боюсь, стандартными 160 страницами книги я не обойдусь, потребуется куда больше места.


Остров Врангеля


Камчатка
Диафрагма – f/5.6
Выдержка – 1/400, ISO – 100
Фокусное расстояние – 200 мм
Камера – Nikon D2X
Объектив – 70-200mm f/2.8 VR G

Обычно мое путешествие начинается задолго до того, как я покидаю порог дома. Когда планирую съемку, задаю себе одни и те же вопросы: что я буду снимать, для чего, куда лучше для этого поехать и в какое время года. Я часто мечтаю и строю историю в своем воображении, потом появляется идея, и она постепенно, как снежный ком, обрастает мыслями. Вот и начинаю двигаться в этом направлении ­– собираю информацию об объекте и месте съемок из любого источника: книги, интернет, фильмы о природе, изучаю и анализирую чужие работы, если такие есть и т.д.                                                                                                                                                                      

А когда в голове сложилась картина предстоящей истории, наступает фаза непосредственной подготовки экспедиции: получение разрешения для посещения, поиск проводников, заказ вертолета, покупка инвентаря и т.д. В таких труднодоступных уголках России нет ничего: ни супермаркетов, ни ресторанов, ни прокатов — все надо иметь с собой. Например, экспедицию на остров Врангеля я готовил почти два года: мне пришлось завезти туда снегоход, квадроцикл, все оборудование, электростанцию, продукты, одежду на все времена года… 

Первым делом, я стараюсь выбрать оптимальное для поездки время: нет ничего хуже и обиднее, чем узнать на месте, что попал в неудачный сезон и все лучшие кадры кто-то снял за неделю до твоего приезда или нужные тебе события случатся только через месяц.
Плато Путорана
Диафрагма – f/5.6
Выдержка – 1/2500, ISO – 400
Фокусное расстояние – 400 мм
Камера – Nikon D4
Объектив – AF-S NIKKOR 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR


Остров Врангеля
Диафрагма – f/5.6
Выдержка – 1/2500, ISO – 500
Фокусное расстояние – 600 мм
Камера – Nikon D300S
Объектив – AF-S NIKKOR 600mm f/4G ED VR

В тех местах, куда я обычно хочу отправиться, сложно найти людей, которые могут помочь в организации и проведении съемки. У нас в стране еще нет услуг по подготовке фотоэкспедиций, в большинстве своём все ориентированы на массового туриста. Как только начинаешь задавать вопросы с шагом влево-право от общепринятого маршрута, у турфирм начинает бегать счетчик в глазах, обещают многое, но по приезду везут по тем же избитым тропам.

То же самое с фирмами, которые в России занимаются организацией фототуров. Большинство людей хотят приключений без неудобств и неприятностей, поэтому в большой группе по популярному маршруту сложно получить хорошие кадры.

Чтобы этого не было, лучше самому продумывать и контролировать все этапы подготовки поездки, независимо от того, в России будет съемка или за рубежом. Я отправляюсь в настоящие экспедиции: от двух недель до двух месяцев. Чтобы понять место, там надо пожить, прочувствовать его и узнать, что там происходит в разные сезоны. Поэтому эти поездки я строю только под себя. И максимум, кто может быть рядом со мной, — это оператор.


Остров Врангеля


Таймыр
Диафрагма – f/5.6
Выдержка – 1/3200, ISO – 320
Фокусное расстояние – 400 мм
Камера – Nikon D5
Объектив – AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

В первый год работы над проектом я охватываю все четыре сезона, выделяю для себя знаковые моменты. На примере острова Врангеля: в начале года первое, что интересно — выход медведя из берлог. Второе — рождение овцебыков в конце мая, прилет белых гусей. В августе — моржи и белые медведи, отлет белых гусей, молодые песцы и совы.

Понаблюдав за местом в первый год, я узнаю, когда и что здесь происходит. Этот год больше пристрелочный, второй — уже активная работа, много съемок. В третий год дорабатываешь то, что не снято, заполняешь пробелы, «доукомплектовываешь» свой проект. Бывает, многое в первый год получается снять даже лучше, чем во второй. Или наоборот — первые два года ровные, зато третий — обязательно выдающийся.

После первой разведки я могу многое спланировать на следующий заезд. Так я прямо сейчас могу выбрать нужные мне даты для съемки на Камчатке и буду точно знать, что смогу снять нужный материал. Часто в один год я снимаю сразу несколько проектов, например, на острове Врангеля пытаюсь застать «переодевающихся» подростков песцов и практически оттуда улетаю в африканский парк Лондози на брачный сезон антилопы импала, чтобы снять там буквально два нужных мне кадра: выразительный портрет и драку.

Так было, например, с плато Путорана. Первые полтора года я пытался понять, когда лучше туда приехать. На третий уже ехал с точным пониманием, знал, в какое время суток и года каньон будет хорошо освещен. Лучшее время — когда солнца вообще нет и облачно. Но, увы, пилоты в такую пору не летают. Тогда я ставил задачу найти пилота, который согласится. И мне повезло: удалось лететь и снимать в полную непогоду.

Моменты съемки мы заранее обговариваем с ответственными лицами: что можно снимать и где можно работать. В заповедниках обычно со мной находится кто-то из сотрудников. По правилам, я не могу находиться там один.

Читать часть 2