Пейзажи Антарктиды никогда не надоедают

Я убежден, что в Антарктиде надо побывать хотя бы раз в жизни. Два года я убеждал команду барка «Европа» организовать фототур. До этого у них были туристы-матросы, но таким составом в плане фотосъемки многого не сделаешь. И вот наконец-то они согласились, мы набрали 40 фотографов и отправились в путешествие.


Диафрагма — f/14
Выдержка — 1/320, ISO — 200
Фокусное расстояние — 130 мм
Камера — Nikon D850
Объектив — AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II


Диафрагма — f/18
Выдержка — 1/250, ISO — 200
Фокусное расстояние — 62 мм
Камера — Nikon D850
Объектив — AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR

С собой я взял всего 3 объектива, которыми снимаю 99% времени. С фокусными расстояниями 14-24 мм, 24-70 мм и 70-200 мм. Я даже не стал брать большой телевик, потому что в Антарктиде, в отличие от Байкала или Гренландии, животные подпускают человека довольно близко.

Часто здесь животные и сами подходят поближе, чтобы изучить тебя. Сошёл на берег, и уже стайка пингвинов заинтересовалась, цокает клювами и идет знакомиться. Киты подходят близко, подныривают под судно, разглядывают тебя буквально на расстоянии вытянутой руки!

Классно, что на барке всегда можно было залезть на самый верх мачты: там я чувствовал себя словно на самолете — такая она была высокая. Оттуда видно и морских котиков, и китов, и пингвинов, можно сидеть часами с фотоаппаратом и снимать все вокруг.


Диафрагма — f/20
Выдержка — 1/60, ISO — 250
Фокусное расстояние — 14 мм
Камера — Nikon D850
Объектив — AF-S NIKKOR 14–24mm f/2.8G ED

Мое самое любимое место в Антарктиде — узкий пролив Лемэра с очень высокими горами. Мы тут провели потрясающую сессию: корабль шел под парусами, а мы его снимали с моторной лодки. Через каждые 25 минут меняли фотографов, так как в лодку помещалось только 7 человек. Правда, фотосессия началась со шторма: стояли волны метра по четыре, и мы, и наша техника были абсолютно мокрыми. Но буквально через полчаса погода начала улучшаться, а через час было яркое ясное небо, и вышло солнце. Проход парусного судна во льдах через это красивейшее место смотрелся фантастически.


Диафрагма — f/8
Выдержка — 1/800, ISO — 400
Фокусное расстояние — 32 мм
Камера — Nikon D850
Объектив — AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR


Диафрагма — f/13
Выдержка — 1/800, ISO — 320
Фокусное расстояние — 120 мм
Камера — Nikon D850
Объектив — AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

Маршрут фототура, конечно, был составлен заранее. Надо понимать, что в Антарктиде существуют свои достаточно жесткие правила. Так, вместе с нами одновременно там было порядка 20 кораблей. Территория большая и всем хватает места, но поток туристов контролируется организацией IAATO (Международная ассоциация туроператоров Антарктики) – она выдает кораблям временные слоты на посещение разных мест. Есть четкие инструкции: когда, куда и сколько человек могут высадиться. Благодаря контролю IAATO Антарктида остается чистой, красивой и защищенной.

Наш маршрут состоял из трех этапов. Первый: мы шли через пролив Дрейка в Антарктиду. Второй: дней 9-10 провели в самой Антарктиде. Заключительный этап: снова идем через пролив Дрейка. Каждый из нас нес вахту: нужно было находиться на палубе в течение 40 минут либо в качестве смотрящего, либо стоять за штурвалом. Это было частью настоящего приключения — управлять судном под парусами. Во время шторма и сильных волн это особенно захватывающе!

В самой Антарктиде фотографы освобождались от вахты и просто наслаждались процессом. Утром после завтрака высаживались в каком-нибудь красивом месте, снимали, потом перемещались на новую точку, — и так до самого вечера. График был достаточно насыщенный, мы много ходили в походы, в горы, на видовые точки, снимали красивые бухты. Много съемок вели с лодки: подходили к айсбергам или диким животным. Но со зверями нужно много терпения: хорошего кадра порой приходится долго ждать.


Диафрагма — f/14
Выдержка — 1/500, ISO — 500
Фокусное расстояние — 70 мм
Камера — Nikon D850
Объектив — AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR


Диафрагма — f/16
Выдержка — 1/160, ISO — 200
Фокусное расстояние — 48 мм
Камера — Nikon D850
Объектив — AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR

Главное представление об Антарктиде у человека, который там ни разу не был, — что там дико холодно. На самом деле мы ходим в Антарктиду с ноября по февраль — в это время там лето. В этой поездке нам очень повезло: все время было 10-15 градусов тепла, светило солнце, мы иногда ходили в футболках и даже купались. Но ближе к вечеру или рано утром температура ощутимо падала до нуля и легкого минуса. Однажды мы из бухты ушли в горы, а когда вернулись, оказалось, что с ледника сошел лед, и вся бухта превратилась в огромное ледовое поле. Ребята несколько часов пробивались на лодках, чтобы вырваться из этого плена и дойти до корабля.

Если вы думаете, что в Антарктиде обязательно спартанские условия, это не так. У нас на кораблях есть электричество, горячая вода, вкусное питание. А вот о фотографической оснастке нужно позаботиться самому.

В плане техники фотографу нужны линзы с быстрым автофокусом, китовые объективы тут не подойдут. В Антарктиде все происходит быстро и чаще всего именно в тот момент, когда ты отвернулся, расслабился и пошел пить кофе. Камеру нужно всегда держать наготове. Плюс обязательно: быстрые флешки, чтобы снимать длинные серии, и жесткие диски для слива фотографий. Я, например, из одной поездки отобрал 70 картинок, но в общей сложности сделал порядка 15 000 снимков.

Также обязательна хорошая непромокаемая мембранная одежда и обувь. Качественный рюкзак с водонепроницаемым чехлом и чехлы от дождя и снега для объективов и камер. Я обычно покупаю сразу по несколько дешевых чехлов OP/Tech USA. Дело в том, что много приходится снимать с лодки, бывает, волна соленой воды накрывает с головой, так что к дополнительной защите техники от брызг стоит отнестись серьезно. Штатив практически не нужен: 95% съемок происходит днем с рук, а ночью в большинстве мест в Антарктиде находиться запрещено. Если без штатива все-таки никак, при записи видео, например – выбирайте самый легкий.


Диафрагма — f/13
Выдержка — 1/250, ISO — 100
Фокусное расстояние — 14 мм
Камера — Nikon D850
Объектив — AF-S NIKKOR 14–24mm f/2.8G ED


Диафрагма — f/20
Выдержка — 1/400, ISO — 320
Фокусное расстояние — 70 мм
Камера — Nikon D850
Объектив — AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR

Само собой, условия, в которых приходится снимать в Антарктиде, — большой стресс для любой техники. Но зеркалки Nikon в моих экспедициях пока всегда выживали, плюс на одном аккумуляторе можно сделать больше 1000 кадров. Бывали случаи, когда туристы ездили с нами в экспедиции с беззеркальными камерами, но те быстро теряют заряд. Поездка в Антарктиду сама по себе недешевая, большая часть туристов и фотографов сможет побывать там раз в жизни. Так что и на камере для такого путешествия, я считаю, не стоит экономить.

Вообще, в Антарктиде лучше иметь с собой даже две камеры. Одну полнокадровую, вторую можно взять формата DX. Моей любимой парой в поездке были Nikon D850 с объективами AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR или AF-S NIKKOR 14–24mm f/2.8G ED, а также Nikon D500 с AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II. Кроме фото я снимал видео: обе камеры умеют записывать ролики в формате 4K.

В съемке подобных пейзажей просто необходим поляризационный фильтр: убрать отражение на воде при съемке китов или для красивых кадров с мачты. А вот градиентные фильтры я даже не брал — когда много брызг, они неудобны. ND фильтры там тоже не нужны.


Диафрагма — f/20
Выдержка — 1/100, ISO — 320
Фокусное расстояние — 14 мм
Камера — Nikon D850
Объектив — AF-S NIKKOR 14–24mm f/2.8G ED


Диафрагма — f/3.2
Выдержка — 1/2500, ISO — 200
Фокусное расстояние — 27 мм
Камера — Nikon D850
Объектив — AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR

Световые условия в Антарктиде довольно сложные, при этом очень много приходится снимать с рук, да еще и с лодки. Поэтому я рекомендую снимать на выдержках, разделенных на двойное фокусное расстояние. Если мы снимаем на 35 мм, выдержка не должна быть длиннее 1/70. При фокусе 100 мм — не больше 1/200 и так далее.

Обязательно проверяйте свои кадры, и если что-то не так, повышайте значение ISO, открывайте диафрагму, но не увеличивайте выдержку, иначе кадры потеряют резкость.

ISO подбирается исходя из возможностей камеры: на Nikon D850 и D500 я стараюсь не поднимать чувствительность выше 1600 единиц, но если происходит что-то действительно выдающееся — кит выпрыгивает из воды! — могу поднять значение до 3200. Самое главное — не допустить смазки кадра, а для этого всегда нужно контролировать выдержку. В Антарктиде постоянно что-то происходит и очень легко увлечься, забыть о ТТХ съемке. Время от времени возвращайтесь к этому моменту и проверяйте, все ли в порядке с настройками.


Диафрагма — f/8
Выдержка — 1/640, ISO — 160
Фокусное расстояние — 24 мм
Камера — Nikon D850
Объектив — AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR

Я был в Антарктиде дважды, и все равно каждый новый день там — это новое чудо. Даже хмурая погода очень уместна: айсберги и льды начинают буквально дышать цветом, переливаться синим и бирюзовым. В солнечную погоду пейзаж вокруг вообще похож на сказку. Животных вокруг невероятно много, постоянно что-то происходит. Бывает, высаживаешься, а перед тобой тысячи пингвинов, они все разговаривают, толкаются, взаимодействуют, и ты ошеломленно наблюдаешь за их возней. В Антарктиду можно ездить хоть каждый год, если есть такая возможность, и это никогда не надоест, каждый раз поездка будет восхищать по-новому.