Победы и поражения в фотоконкурсах

По своему опыту участия в фотоконкурсах признаюсь, что «ноша победителя» плеч не тянет, в отличие от факта проигрыша. Сначала ты вкладываешь силы и время в свою работу, потом ждешь оценки судей, нервничаешь и переживаешь. Принять победу — это облегчение, а вот поражение, зачастую, ложится на сердце тяжелым грузом. Для некоторых это повод идти дальше с ещё большей энергией. Другие, наоборот, сдаются. Результаты конкурсов, на каком бы уровне вы ни выставлялись, нужно уметь принимать. А еще лучше — анализировать и идти вперед. Я хотел бы поделиться с вами своим опытом.

В начале октября прошло награждение победителей всемирного конкурса фотографии в области экстремальных видов спорта RedBull Illume 2016. Этот конкурс — лучшее, что есть в экшн мире, и именно он собирает топовых мировых фотографов.

Я всегда считал, что профессионализм фотографа держится на трех столпах: качественные публикации в журналах, собственные фотовыставки и победы в конкурсах. Первое показывает востребованность фотографа, второе — умение организовать процесс вокруг себя, правильно выстроить работу со своими работами, да и просто банальная популярность автора, что тоже немаловажно. А вот третье — это признание тебя профессиональным сообществом. Ведь победа в фотоконкурсе — это выбор жюри. Первые два пути я освоил хорошо, работаю над третьим. 

Мои снимки на этот раз остались в аутсайдерах. Я нисколько не сомневаюсь в компетенции тех, кто оценивал фотографии RedBull Illume. Это авторитетные профессионалы из разных областей, которые крутятся вокруг путешествий и экстремальных видов спорта. Ну, вот не заинтересовал я их в этом году. И это даже при том, что один из членов пророчил моей выборке работ победу.

На конкурс выставилось 5645 фотографов, которые прислали почти 35 000 фотографий. Представляю, как сложно было судьям выбрать победителя. У меня был опыт участия в работе жюри не единожды и, поверьте, выбрать достойного очень сложно.

Правило номер один для тех, кто хочет попасть в шот-лист — ваш кадр должен сразу привлекать внимание. Если там есть какая-то очень-очень интересная деталь, но её сразу не разглядишь, то шансов, что её заметят, очень мало. Да и всегда выбор отдельно взятого судьи — это абсолютно субъективный взгляд, и попасть в сферу его вкусов может быть не так просто.

Посмотрите на те 11 кадров, которые победили в своих номинациях:


Категория: New Creativity
Фотограф: Ale Du Lulli


Категория: Spirit
Фотограф: Dean Treml


Категория: Wings
Фотограф: Micky Wiswedel


Категория: Playground
Фотограф: Lorenz Holder


Категория: Masterpiece
Фотограф: Lorenz Holder


Категория: Sequence
Фотограф: Daniel Vojtěch


Категория: Lifestyle
Фотограф: Jody MacDonald


Категория: Enhance
Фотограф: Dean Treml


Категория: Mobile
Фотограф: Vegard Aasen


Категория: Energy
Фотограф: Luke Shadbolt

Список финалистов хотелось бы закончить этим кадром нашего соотечественника, Дениса Клеро, который первым из России дошел до победы в этом конкурсе. Знаю, что российские фотографы не раз отправляли свои работы на этот конкурс. В 2016-м российские имена впервые были замечены судьями и появились в предварительных лонг-листах. Этот факт сам по себе уже большой прорыв для всех нас.


Категория: Close Up
Фотограф: Денис Клеро

Интересно, что в 2010 году в финале был очень похожий, на мой взгляд, кадр Рики Адама, но это не отменяет победы Дениса с кадром рук скалолаза Рустама Гельманова.

Кроме Дениса, в шот-листе конкурса оказались ещё несколько российских фотографов, в том числе и Виктор Лягушкин, мой сокомандник в Nikon. Я предложил ему участвовать в этом году — и вот результат. Мои поздравления, Витя!


Диафрагма — f/9
Выдержка — 1/100, ISO 800
Фокусное расстояние — 16 мм
Камера — Nikon D4s
Объектив — AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Есть в финале несколько карточек, которые я бы отметил отдельно. Мне кажется, они больше всего достойны победы:


Category finalist: New Creativity
Photographer: Jaanus Ree


Категория: Masterpiece
Фотограф: Lorenz Holder


Category finalist: New Creativity
Photographer Lorenz Holder

Что же касается моих работ, то вот часть кадров, которые я послал на конкурс в этом году:


Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/200, ISO 500
Фокусное расстояние — 70 мм
Камера — Nikon D750
Объектив — AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II


Диафрагма — f/2.8
Выдержка — 1/640, ISO 2000
Фокусное расстояние — 70 мм
Камера — Nikon D4s
Объектив — AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II


Диафрагма — f/5
Выдержка — 1/6400, ISO 400
Фокусное расстояние — 16 мм
Камера — Nikon D800
Объектив — AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D


Диафрагма — f/2
Выдержка — 1/250, ISO 500
Фокусное расстояние — 50 мм
Камера — Nikon D810
Объектив — AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G


Диафрагма — f/1.8
Выдержка — 1/1000, ISO 1600
Фокусное расстояние — 24 мм
Камера — Nikon D4s
Объектив — AF-S NIKKOR 24mm f/1.4G ED

 


Диафрагма — f/2.5
Выдержка — 1/5000, ISO 100
Фокусное расстояние — 50 мм
Камера — Nikon D4
Объектив — AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Диафрагма — f/6.3
Выдержка — 1/5000, ISO 500
Фокусное расстояние — 16 мм
Камера — Nikon D800
Объектив — AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D


Диафрагма — f/8
Выдержка — 1/200, ISO 200
Фокусное расстояние — 70 мм
Камера — Nikon D800
Объектив — AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Давайте рассмотрим, что дает фотографу участие в конкурсах? В практическом смысле, это прежде всего опыт сравнения своих работ с чужими. Ты понимаешь, на каком уровне ты находишься в выбранном жанре и теме, какая в этой «нише» конкуренция, какие модные тенденции правят бал в настоящее время и куда стоит двигаться. Финалисты – это своеобразные ориентиры. Раньше я рассматривал победившие работы как основной ориентир для своего вектора развития, а сейчас я скорее слежу, кто куда двигается, но начал «топтать свою тропу». Это не просто, но очень интересно. 

Также конкурсы учат участников критическому взгляду на свои работы. Тебе же кажется, что твои фотографии лучшие, ведь друзья и знакомые хвалят их, тебя зовут на съемки. А потом конкурс все расставляет на свои места. И тут важно понять, почему победители оказались впереди всех, что в этих снимках этакого: начиная с того, как сюжет мог прийти фотографу в голову, заканчивая технической стороной вопроса. 

Я сформулировал несколько советов тем, кто только подумывает участвовать в фотоконкурсах: 

— участвуйте обязательно!
— выберите шот-лист из 20-30 работ и просто дайте им полежать в этой папке;
— через недельку откройте шот-лист и выберите те несколько работ, что вы отправите на конкурс (количество зависит от конкретного конкурса, во многих есть ограничения по количеству работ от одного автора в одну категорию). Можно ещё раз обработать их, выделив важные детали, сделать снимки чуть более эффектными
— посылайте! 

Очень важно следить за новостями и не проспать даты приема работ. Я бы советовал посмотреть в интернете тематические подборки интересных для вас конкурсов и отметил себе в календаре дедлайны подачи заявок, чтобы случайно не опоздать. 

Я начал с того, что проигрывать всегда тяжело. Да, но одновременно – проиграть бывает полезнее. У тебя есть цель или мечта, и ты точно знаешь, что двигаешься к ней. Ни имя, ни предыдущие заслуги не гарантируют автоматической победы. Ну, вспомните хотя бы Оскар в мире кино. Главное не терять веру и стремление к победе. Следующий прием работ будет через три года, и я уже строю планы, чем удивить судей.