Профессиональная съемка автоспорта. Советы начинающим фотографам.

Многие мечтают стать профессиональным фотогграфом автогонок, но с чего начать и как добиться успеха? Мы попытались выяснить у профессионального спортивного фотографа Сергея Саврасова все важные пункты, начиная от создания портфолио и заканчивая гонораром на съемках. 

Как создать профессиональное портфолио? Ты начинал со зрительских трибун?

Да! Первый раз я попал на гонки в 2015 году, когда мне подарили билеты на Гран При России Формулы 1 в Сочи. К тому моменту у меня уже была моя первая зеркальная камера Nikon D7100, и конечно же я ее взял с собой из любопытства. Честно скажу, что тогда я понятия не имел как снимать автоспорт. Просто пробовал снимать “с проводкой”, зная примерно, как это делать в теории. Наснимал, конечно, полной ерунды. Но приехав снова в Сочи в следующем 2016 году, я уже намеревался собрать именно какое-то подобие креативного портфолио, чтобы в дальнейшем с ним можно было подаваться на аккредитацию на другие гонки. И я советую всем поступать именно так же! На самом деле многие профессиональные фотографы, и я в том числе, зачастую во время гоночного уикенда ходят фотографировать с трибун, потому что оттуда можно снять много интересных и необычных кадров, как, например, кадр ниже, который был снят в Сочи с трибуны в третьем повороте в 2019 году.

Как получить разрешение на съемку?

Разрешение на съёмку в спорте называется “аккредитация”. Фактически это признание соответствия вашего профессионального уровня проводимому спортивному мероприятию со стороны его организаторов. Обязательным условием для получения аккредитации для всех серьезных соревнований является либо наличие реальных клиентов среди команд/пилотов/спонсоров, либо подтверждение того, что вы работаете на крупное интернет/печатное издание, фотоагентство, или же сами по себе являетесь, к примеру, крупным автоспортивным блогером с большой аудиторией.

Аккредитацию на автоспортивные соревнования всегда выдают их организаторы. Например, если говорить о Формуле 1 и WEC (Чемпионат мира по гонкам на выносливость), то это Международная Автомобильная Федерация (FIA), если говорить о 24 часах Ле Мана или ELMS (Чемпионат Европы по гонкам на выносливость), то это ACO (Automobile Club de l’Ouest). Если касаться русского автоспорта, то в РСКГ и RDS GP, то нужно связываться напрямую с организаторами гонок, которые, кстати, более гостеприимны к прессе, чем европейские коллеги.

Новичку намного реальнее попасть на региональные/российские соревнования?

Да, конечно! Но если вы только купили камеру и захотели вдруг стать гоночным фотографом, не стоит сразу бежать подавать заявку на аккредитацию в РСКГ или Формулу 1. Спешу вас разочаровать, в 99,9% случаев вам откажут. В спортивной фотографии, как и в самом автоспорте, нужно постепенно набираться опыта с самых низших гоночных серий и двигаться вверх по мере накопления опыта. Я уверен, практически в каждом крупном городе России есть картинг секции (не путать с прокатным картингом), где дети получают базовые гоночные знания. Фотограф по сути должен пройти ту же школу, что и пилот, и начать с местного картинга - самая верная дорога на пути к большому спорту. Я сам начинал со съёмок младших картинговых категорий в Воронеже, постепенно продвигаясь выше и выше.

Получить аккредитацию, скажем, на Чемпионат России по картингу гораздо проще, чем попасть на любое международное соревнование. Дальше можно идти в РСКГ или RDS GP - это действительно сильные чемпионаты с профессиональными пилотами. В RDS GP так вообще уже который год выступают представители других стран, и наш чемпионат является одним из самых сильных в мире.

 Аккредитация и официальный фотограф? Есть ли какая-то разница?

Конечно, разница здесь принципиальная. Ну точнее официальный фотограф тоже будет иметь аккредитацию, но ключевое различие здесь по сути в том, на кого фотограф работает. Официальный фотограф работает на организаторов гоночной серии. Как правило, у такого фотографа несколько больший доступ на трассе, чем у обычного аккредитованного фотографа. Фотограф, просто получивший аккредитацию, работает на всех прочих заказчиков, помимо организаторов (команды, пилоты, спонсоры, издания, фотоагентства и т.п.). Кстати, доступ на трассе для фотографов, работающих на команду, и других фотографов тоже отличается - одни могут работать в гараже команды, другие нет.

Можешь рассказать о ключевых гонках: в России, Европе. Самые топовые и самые доступные для новичка.

В России на данный момент по сути 4 самых крупных чемпионата, связанных с гонками на асфальте: Чемпионат России по картингу, РСКГ (Российская Серия Кольцевых Гонок), RDS GP (Чемпионат России по дрифту) и RDRC (Чемпионат России по дрэг рейсингу). Есть еще очень крутой чемпионат, к сожалению, с небольшим количеством гонок в сезоне, - Russian Endurance Challenge (российский чемпионат по гонкам на выносливость). Здесь я не буду касаться ралли, ралли рейдов, трофи рейдов и прочих связанных с раллийной тематикой соревнований, т.к. я не специалист в этой области. Так же я не очень в теме мото соревнований, поэтому здесь читателю придется изучить этот вопрос самостоятельно. В плане доступности проще всего аккредитоваться на Чемпионат России по картингу, там требования безопасности ниже, больше доступа в целом на трассе и к пилотам. РСКГ и RDS GP предъявляют уже достаточно серьезные требования к фотографам, и здесь нужно иметь уже достаточно неплохой опыт съёмки в идеале, но аккредитоваться вполне реально новичку и туда, опять же, если у вас есть клиент, связанный с этими гоночными сериями. Честно говоря, насчет RDRC ничего не могу сказать, так как снимать дрэг пока не приходилось.

Что касается Европы, то здесь гораздо больше чемпионатов по кольцевым гонкам. Все конечно же знают королеву автоспорта - Формулу 1. Помимо нее есть куча региональных чемпионатов младших формульных серий, начиная от F4, F3, заканчивая чемпионатом F2. То же самое с картингом - много региональных чемпионатов, венцом которых является Чемпионат Европы и Чемпионат Мира по картингу. В Европе очень популярны кузовные гонки: это может быть чемпионат BTCC, ADAC GT Masters, DTM, серия гонок на выносливость 24H Series by Creventic, GT World Challenge, есть чемпионаты, поддерживаемые автопроизводителями Lamborghini и Porsche. Наконец, есть два крупнейших чемпионата по гонкам на выносливость, где выступают не только кузовные автомобили, но и спортпрототипы - ELMS (Чемпионат Европы) и WEC (Чемпионат мира).

Уже имея за плечами опыт съёмок автоспорта, а главное, имея клиентов в гоночной серии, получить аккредитацию на региональные европейские соревнования будет достаточно просто. Однако переходить в чемпионаты Европы, а тем более мира, нужно будучи готовым к съёмкам таких крупных мероприятий.

Вообще, если вы ищете способ получить аккредитацию, только чтобы быть ближе к машинам, то вам не стоит этого делать. Поверьте, с трибун наблюдать за ходом гонки гораздо интереснее. Аккредитация предназначена только для профессионалов, что подразумевает собой наличие клиентов в данной сфере. Автоспорт действительно опасен, и 90% людей, которые работают рядом с гоночными автомобилями, знают, зачем они там и как работать в этой среде максимально безопасно.

Техника: какой минимальный комплект ты берешь на соревнования и почему? Что важно в камере: автофокуса, скорость съемки?

Самый минимум для съёмки автоспорта - это любая современная камера и телевик от 300 мм, а лучше от 400 мм. Ну и конечно набор стандартных фокусных расстояний для съёмки простого репортажа в паддоке или на пит лейне. Когда я начинал снимать автоспорт, у меня было две Nikon D700 с батарейными блоками, телевик 150-600 мм среднего ценового сегмента, фиксы 35 мм и 85 мм и всё.

Лично для меня обязательным требованием является наличие двух камер на съёмке. Во-первых, это подстраховка в случае выхода одной камеры из строя. Во-вторых, это очень удобно, когда не надо менять объектив в процессе съёмки для получения разноплановых кадров.

При выборе камеры, конечно, предпочтение нужно отдавать моделям с высокой скоростью следящего автофокуса, большим буфером для непрерывной серийной съемки и как можно большей скоростью съёмки. По сути, любая топовая репортажная камера будет лучшим выбором, даже если это не самая свежая модель. Например, сейчас одна из моих камер - это Nikon D4. Конечно, она уже достаточно медленная по сравнению с D5 или D6, но все еще позволяет мне снимать отличные кадры. Очень хочу попробовать Nikon Z 6II в условиях автоспорта, надеюсь, в скором времени получится это осуществить.

При выборе телевика, нужно иметь в виду минимальное достаточное фокусное расстояние для съёмок на трассе. Для меня оптимальное фокусное - это 400 мм, я обожаю свой Nikkor 400mm f/2.8G ED VR. В принципе можно снимать и с 300 мм, но уже придется достаточно серьезно кропать изображение. В целом 400-500 мм - это универсальные фокусные для работы на трассе.

Как происходит подготовка к съемкам?

Съёмка гонки начинается из дома. Я подбираю подходящие по времени и бюджету перелеты, отель, планирую трансфер из аэропорта до отеля и от отеля до гоночной трассы. Последние два года проблема выбора маршрута особенно актуальна из-за COVID-19 и связанных с ним ограничениями на путешествия. Конечно, организаторы гонок предоставляют приглашения, но они не всегда помогают беспрепятственно попасть в нужную страну.

Обычно все затраты на командировку закладываются в общую стоимость услуг фотографа. Однако если вы являетесь постоянным сотрудником команды или работаете на организаторов, то скорее всего всей логистикой будет заниматься сотрудник команды / организаторов, и это будет не ваша головная боль. Но в 90% случаев фотограф планирует и оплачивает все сам из своего гонорара.

Начало съёмочного дня достаточно вариативно и зависит от расписания соревнований. Но в целом это с 8-9 утра и до 6-7 вечера (если это, конечно, не 24 часа Ле Мана), а после наступает прекрасная пора отбора и обработки фотографий, ведь отдать их клиенту нужно в этот же день. В среднем за день я снимаю около 5 000 кадров, поэтому пробег у камер за год набегает приличный, но на своей долгожительнице Nikon D4 я с 2018 года до сих пор ничего не менял.

Отбор фотографий происходит в программе Photo Mechanic 6. На мой взгляд, это лучшая программа для быстрого отбора. Сразу после завершения гоночной сессии я стараюсь обработать как можно больше фотографий, которые я успел снять, и загрузить их клиенту. Обрабатываю я в Adobe Lightroom Classic, очень редко использую Photoshop. Ключевое в съёмке любого вида спорта на сегодня - это скорость передачи фотографий клиенту. Чем вы быстрее это делаете, тем лучше. Однако для меня ключевым, помимо скорости, является качество самих снимков и качество их обработки, поэтому я стараюсь здесь соблюдать некий баланс между скоростью и качеством.

Сколько в среднем зарабатывает фотограф в твоем жанре?

Что касается заработка, то здесь сложно дать однозначный ответ. Уровень дохода очень сильно различается от ценового сегмента и качества работы фотографа, от клиента и его потребностей и т.д. В целом есть две модели поведения фотографов на рынке: первые набирают много клиентов и продают им фотографии низкого качества, но дешево; вторые делают качественные фото, работают с меньшим количеством клиентов и при этом за большую цену. Мне ближе вторая модель ведения бизнеса. В первом случае цена может колебаться в районе 200-400 евро за пакет фото для команды. Во втором случае - от 1000 евро и выше. Опять же все зависит от количества фотографий, особых пожеланий клиента, эксклюзивности контракта и т.д.