Путешествие к вершине мира. Часть 2. Земля Франца-Иосифа с высоты птичьего полета

В середине лета этого года в составе экспедиции компании «Посейдон» я отправился из Мурманска на атомном ледоколе «50 лет Победы» к Северному Полюсу. Наш путь в обе стороны занял 13 дней. Во время плавания ледокол сделал остановку на три дня возле Земли Франца-Иосифа. Самое главное, что привлекло меня в этой экспедиции — возможность полетать на вертолете над островами и сделать впечатляющие снимки с воздуха. 


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 7
Объектив:‌ ‌NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S
Диафрагма:‌ ‌f/5.6
Выдержка:‌ ‌1/2500
ISO:‌ ‌640
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 70 ‌‌мм‌ 


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 7
Объектив:‌ ‌NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S
Диафрагма:‌ ‌f/5.6
Выдержка:‌ ‌1/2500
ISO:‌ ‌640
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 54 ‌‌мм‌ 

Во время реализации любого проекта я всегда действую целенаправленно: первый год уходит на разведку местности, составление плана, в последующие года — начинаю работать с теми объектами, которые хочу запечатлеть. В этом году я хотел снять мыс Тегетгофф — часть суши, которую первой увидели путешественники Карл Вейпрехт и Юлиус Пайер, когда открыли Землю Франца-Иосифа — с вертолета. Это знаковое место, с высоты птичьего полета оно выглядит впечатляюще. Конечно, также хотелось запечатлеть разнообразных обитателей этого края. 


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 6
Объектив:‌ ‌AF-S NIKKOR 500mm f/5.6E PF ED VR 
Диафрагма:‌ ‌f/6.3
Выдержка:‌ ‌1/3200
ISO:‌ ‌320
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 500 ‌‌мм‌


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 6
Объектив:‌ ‌AF-S NIKKOR 500mm f/5.6E PF ED VR 
Диафрагма:‌ ‌f/5.6
Выдержка:‌ ‌1/8000
ISO:‌ ‌2500
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 500 ‌‌мм‌

Животных на архипелаге очень много, в основном белые медведи, моржи, чайки, киты. Мы даже видели нарвалов, а это большая редкость. Здесь есть свои сложности во время съемок. Найти белых медведей нетрудно: они там, где есть лед. Но человеку дальше кромки льда на лодке не пройти, а медведи зачастую уходят на большое расстояние от открытой воды. Поэтому снимать из лодки приходится с рук и только издалека. А это значит, что к выбору техники нужно подойти основательно.


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 6
Объектив:‌ ‌AF-S NIKKOR 500mm f/5.6E PF ED VR 
Диафрагма:‌ ‌f/7.1
Выдержка:‌ ‌1/1600
ISO:‌ 400
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 500 ‌‌мм‌

Для этой экспедиции я составил для себя такой комплект «оптимум»: камеры Nikon Z 6 и Nikon Z 7, объективы NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S, NIKKOR Z 14-30mm f/4 SAF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR и AF-S NIKKOR 500mm f/5.6E PF ED VR — маленький, очень удобный, легкий. Nikon Z 6 вместе с объективом AF-S NIKKOR 500mm f/5.6E PF ED VR я использовал в основном для съемок с лодки. Как установил его, так практически и не снимал все путешествие. А уже для съемок с вертолета я использовал Nikon Z 7 плюс NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S, NIKKOR Z 14-30mm f/4 S и AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR. С ними камера работала просто превосходно. 


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 6
Объектив:‌ ‌ AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR
Диафрагма:‌ ‌f/14
Выдержка:‌ ‌1/1000
ISO:‌ ‌640
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 200 ‌‌мм‌

Несмотря на сложные арктические погодные условия, нам все-таки удалось облететь мыс Тегетгофф на вертолете. В поездку я взял свою десятилетнюю внучку. У нее была давняя мечта: увидеть своими глазами белых медведей и нарвалов. И вот, в один из завершающих полетов, мы поднялись над водой и увидели в одной полынье десять плывущих в ряд нарвалов! Описать восторг ребенка словами просто невозможно!


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 7
Объектив:‌ NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S
Диафрагма:‌ ‌f/5.6
Выдержка:‌ ‌1/1250
ISO:‌ ‌640
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 70 ‌‌мм‌ 

Они очень быстро скрылись под водой, но мне повезло: я успел сделать один кадр. И, кстати, в полной мере оценил размер матрицы Nikon Z 7. Снимал с помощью NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S, нарвалы были достаточно далеко, но в редакторе я смог обрезать около 30 процентов кадра, и получил четкую и достаточно крупную фотографию нарвалов в отличном качестве. 


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 6
Объектив:‌ ‌AF-S NIKKOR 500mm f/5.6E PF ED VR 
Диафрагма:‌ ‌f/6.3
Выдержка:‌ ‌1/2000
ISO:‌ 400
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 500 ‌‌мм‌

Самое сложное в работе над проектом для меня — это отбирать материал. Когда возвращаешься домой, где тебя ждут гигабайты снимков прошлых лет, нужно все фотографии привести к единому знаменателю. Нужно выбрать 100 лучших кадров, из которых затем сформировать пул из 70 снимков для книги. И ты начинаешь сопоставлять, отбирать: что уже было, а что нет, в какую сторону смотрит зверь, какой был свет в тот или иной момент. Нужно держать в голове весь свой архив по проекту, чтобы вычленить разнообразные и всеобъемлющие кадры. Это очень долгая, сложная и кропотливая работа. 


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 7
Объектив:‌ NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S
Диафрагма:‌ ‌f/10
Выдержка:‌ ‌1/2000
ISO:‌ ‌640
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 69 ‌‌мм‌

Я не очень люблю отбирать снимки сразу в камере, потому что, как показывает практика, сегодня кадр тебе не понравился, а смотришь на него через два-три месяца, через один-два года, и понимаешь, что он все же стоит того, чтобы его показать. У меня так было не раз, поэтому сейчас весь свой архив, за исключением технического брака, я загружаю на жесткий диск, и потом постепенно отсматриваю: выбираю, редактирую или удаляю. 


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 7
Объектив:‌ ‌AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR
Диафрагма:‌ ‌f/8
Выдержка:‌ ‌1/1250
ISO:‌ ‌320
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 200 ‌‌мм‌

Чтобы с отбором было проще, у меня есть одно правило: я никогда не делаю тысячу кадров одного и того же животного в одной позе. Выбрал ракурс, снял — и все, достаточно. Меня всегда удивляют фотографы, которые снимают одного и того же белого медведя 25 тысяч раз. Как потом из этого выбрать один снимок? На основании чего сделать отбор? На мой взгляд, это значительно осложняет работу. Лучше изменить точку съемки, зайти с разных углов. Тогда фотографии получаются разнообразными и более интересными. 


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 6
Объектив:‌ ‌AF-S NIKKOR 500mm f/5.6E PF ED VR 
Диафрагма:‌ ‌f/5.6
Выдержка:‌ ‌1/2000
ISO:‌ 400
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 500 ‌‌мм‌

Из каждой поездки я привожу фотографии, которые, как звенья одной цепи, в итоге должны составить полную картину о Земле Франца-Иосифа. Ежегодно я добавляю в копилку всего по два-три таких звена и наблюдаю, как они, сложенные вместе, составляют рассказ о дикой природе и истории тех мест. 


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 6
Объектив:‌ ‌AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR
Диафрагма:‌ ‌f/5.6
Выдержка:‌ ‌1/1000
ISO:‌ 640
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 70 ‌‌мм‌

Я бы очень хотел закончить свой локальный проект по Земле Франца-Иосифа в этом году, но у меня еще остались три-четыре задуманных кадра, которые мне пока никак не удается воплотить, и это не дает мне покоя. Поэтому я уже планирую лето 2020, которое я опять проведу в «Русской Арктике», на самом северном российском архипелаге.


Камера:‌ ‌Nikon‌ ‌Z 6
Объектив:‌ ‌AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR
Диафрагма:‌ ‌f/8
Выдержка:‌ ‌1/4000
ISO:‌ 800
Фокусное‌ ‌расстояние:‌ 200‌‌ мм‌