Путешествие в национальный парк Таганай

Фотограф Даниил Коржонов любит отправляться в необычные и зачастую не самые климатически приветливые места нашей Родины: прошлой зимой он отправился в двухнедельный лыжный поход на Северный Урал, чтобы запечатлеть северное сияние над плато Мань-Пупы-Нер, увидеть Мансийских Болванов  и пройти перевал Дятлова. В этом году фотограф отправился на Южный Урал, в национальный парк Таганай, где провел 3 дня на метеостанции в Гремучем Ключе, совершая вылазки по нескольким маршрутам: на Откликной гребень, на гору Круглица, Белый Ключ и гору Двуглавая сопка.

«Зиму я очень люблю: она преображает природу в невероятную сказку. Одни снежные ёлки Таганая чего только стоят! Укутанные в снежные шубы, они стоят как духи-призраки Таганая… По парку сейчас очень приятно путешествовать: есть несколько приютов, ночевать можно в тёплых домиках и гулять только со своей камерой»

Диафрагма: f/16
Выдержка: 1/13
ISO: 160
Фокусное расстояние: 19 мм
Камера: NIKON D810
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

«В то утро, а вернее – ночь, мы отправились на Двуглавую сопку. Термометр показывал –25, а снега в парке было столько, что тропу на вершину совсем замело. Через полчаса мы уже карабкались напрямик в лоб почти по пояс в снегу на вершину. И усилия не прошли даром – пожалуй, это был один из самых потрясающих рассветов в моей жизни: клочья тумана срывались с горы, а только что выглянувшее солнце поджигало невероятные формы облаков-драконов. Освещение менялось каждую секунду... Краски были не только в небе, но и на земле, словно отражение рассветного неба»

Диафрагма: f/13
Выдержка: 8 с
ISO: 200
Фокусное расстояние: 27 мм
Камера: NIKON D810
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

«А это фото сделано за несколько минут до рассвета – высокие облака стали опускаться на Откликной, образуя такие необыкновенные волны. Таганай словно накрыло большим прозрачным одеялом»

Таганай в зимнем наряде. Южный Урал, Россия. Январь 2016.

Диафрагма: f/11.0
Выдержка: 1/320
ISO: 160
Фокусное расстояние: 16 мм
Камера: NIKON D810
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Хотя Южный Урал значительно отличается погодными условиями от Северного, не стоит забывать о том, что зимняя съемка на природе сопряжена с определенными опасностями и непредвиденными ситуациями. Следует основательно готовиться к даже самому короткому походу и соблюдать массу условностей относительно работы и хранения камеры.

«Обычно я ношу камеру в компактном кофре под курткой, – рассказывает Даниил. – Но здесь есть большие минусы: если сильно потею, то камера обрастает льдом. Самое неприятное – это когда объективы покрываются льдом изнутри линз. Снаружи лёд можно ещё отскрести, а вот внутри придётся ждать до печки. И на печке нужно их сушить очень аккуратно – я так спалил один кофр и немного обжёг камеру. Ещё есть один очень неприятный момент: кофр холодный и сам промерзает, а он же у лёгких, у груди – так у меня бывало, что я морозил себе грудь, и было больно дышать в конце похода»

Диафрагма: f/7.1
Выдержка: 1/50
ISO: 250
Фокусное расстояние: 14 мм
Камера: NIKON D810
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Даниил выработал целый ряд правил о том, как пользоваться съемочной аппаратурой зимой. Так, например, технику нельзя вносить с мороза сразу в помещение, а на ночь ее нужно убирать в герметичный мешок. Все перепады температур очень плохо сказываются на камере. Отдельный разговор – батарейки. Если GPS на «пальчиковых» батареях, он будет сильно тормозить. Кроме того, их нужно держать не во влажных карманах, а в пакетике. Во время снегопада рекомендуется снимать так: взять полиэтиленовый пакет и надеть его на камеру, замотав всё скотчем или резинками.

Бывают ещё такие проблемы: когда идёшь с палками на лыжах, то на руках в перчатках тоже появляется испарина. Когда перчатки влажные, их нужно снимать, чтобы сделать кадр. Вспышку можно, конечно, зимой использовать, но тогда нужно брать с собой много батареек. Главное – не снимать со вспышкой, когда камера отсырела. А вот батарейный блок абсолютно бесполезен зимой – это увеличивает массу и размеры камеры, что очень критично в походах. «Пальчиковые» батарейки в блоке садятся моментально.

В этот раз поход Даниила на Урал был непродолжительным, к тому же его участники расположились на постоянной базе, где всегда можно было подзарядиться. В этой поездке Даниилу, по его словам, очень помогли  Алексей Яковлев, директор парка Таганай, а также местные фотографы – Дмитрий Гостев и Миша Трахтенберг, которые ходили вместе с ним по маршрутам. 

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 30
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 19 мм
Камера: NIKON D810
Объектив AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

«На Таганае было очень легко: в парке мы жили в приютах, где можно даже подзарядить батареи, покушать и согреться после съёмок. Кстати, техника Nikon ещё ни разу не дала сбой из-за мороза. Всегда работает как часы. Важно также помнить, что батарея быстро садится на холоде, поэтому нужно брать запас. На зимние съёмки у меня обычно уходит 4–5 батарей. Такого запаса хватало на две недели автономных съёмок на северном Урале»

С собой в походы Даниил обычно берет свой «стандартный набор»: камеру Nikon D810, объективы AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED, AF-S NIKKOR 80-200mm f/2.8 IF-ED, AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED и штатив Gitzo. Иногда в рюкзаке может оказаться еще и линза  AF-S NIKKOR 58mm f/1.4G – для съемки портретов друзей. Бывает, что Даниил оставляет объектив AF-S NIKKOR 80-200mm f/2.8 IF-ED дома или в лагере – в сложных трекингах лишний риск и дополнительная тяжесть ни к чему. Однако Даниил всегда берет с собой фонарики в качестве искусственного света:

Таганайская ночь, Южный Урал. Январь 2016.

Вертикальная панорама из 2 горизонтальных снимков.
Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 30
ISO: 3200
Камера: NIKON D810
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

«Я люблю не только снимать сцены с естественным светом, но и расставлять акценты в пейзаже. Фонарики в этом помогают. Это простые туристические фонарики Petzl, их обычно 2–3 в сцене. Контровый свет хорошо работает для подчеркивания фигур, силуэтов, боков кадра, а также четко пишет фактуру. Когда на снимке изображен человек с фонариком, это тоже придаёт отдельный смысл фотографии»

Панорама из 4 вертикальных снимков.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 30
ISO: 3200
Камера: NIKON D810
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Вертикальная панорама из 2-х снимков
Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 30
ISO: 3200
Камера: NIKON D810
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED


«Вот такой космический корабль "припаркован" на Таганае, совсем рядом с метеостанцией. Где ещё, как не в горах, увидишь такое потрясающее звёздное небо?...
А уже через час после сумерек началась метель, и под утро всё было словно в молоке: снежная буря и метель нашли на гору»

Это фото – верторама из 2 горизонтальных снимков, то есть вертикальная панорама:

«Ваня сидел неподвижно, пока камера экспонировала кадры. Из освещения – два фонарика. Один спрятан позади камня, вторым я светил чуть сбоку слева (на 2–3 секунды), отбежав от камеры, чтобы проявить фактуру снега, иначе она будет плоской без направленного света.
Ну а звёзды прекрасно склеиваются автоматически при помощи программы Ptgui»

По словам Даниила, он любит делать панорамные фотографии – в панораме пространство выглядит совсем иначе, чем через видоискатель камеры с широкоугольником. Для создания панорамы Даниил использует от 2 до 50 снимков – все зависит исключительно от композиции и авторской задумки.

Конечно, трех дней недостаточно для того, чтобы обойти все красоты парка Таганай, и, по словам Даниила, осталось еще много мест, ради которых туда стоит обязательно вернуться. Одним из главных достоинств парка является доступность – отправиться фотографу любого уровня туда легко, недорого, да и уровень подготовки может быть любой – сотрудники парка всегда могут довезти на снегоходе до приютов на метеостанции или на Белом и Гремучем ключах. К тому же, у парка есть довольно информативный сайт, где путешественник может найти любую интересующую его информацию.