Путевые фотозаметки и Гранд Каньон

Роберт Максимов ― легенда российского спортивного фоторепортажа, его снимки публикуют известные мировые издания. Однако настоящий фотограф берет с собой камеру не только на работу. Роберт рассказал о своем большом увлечении ― съемке в путешествиях.


Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/800
ISO: 320
Фокусное расстояние: 70 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Из поездок я стараюсь привезти небольшой фоторепортаж о том месте, где я был: это такой ритуал и отчет для моей жены, она большая любительница фотографий из новых мест и всегда ждет их с интересом. Если она не едет со мной, значит, я обязательно привезу для нее то, что увидел сам.

Спортивный фотограф очень ограничен отсутствием свободного времени. Мы приезжаем на соревнования всего на несколько дней, нужно аккредитоваться, осмотреться, изучить локации, отснять мероприятие ― и вот уже пора лететь домой. Единственное время, которое я могу уделить местным достопримечательностям, ― это несколько часов в первые день-два, пока идут предварительные соревнования.

Кто-то предпочитает отдыхать в отеле, мне же нравится осматривать новые места и знакомиться с местным колоритом. Очень люблю необычные скульптуры, а еще у меня есть мини-хобби: я коллекционирую снимки красивых и необычных крышек люков. Я много летаю по миру и по России и стараюсь каждый раз найти что-то новое, передать это по-своему, не «открыточно», а так, как это вижу я. Иногда перед поездкой я просматриваю фотографии мест, куда мне предстоит отправиться, однако редко повторяю увиденное: найти на каждой локации «свой» ракурс намного увлекательнее.



Как правило, на соревнованиях я снимаю на Nikon D5 ― это моя рабочая лошадка. А в поездках пользуюсь второй камерой ― Nikon D810, она потрясающая и позволяет делать очень качественные снимки с высокой детализацией. Рекомендую сразу выставлять свои настройки в камере в зависимости от условий освещения и погоды ― тогда кадры будут получаться именно такими, какими вы их видите.

На прогулку всегда беру два объектива ― AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR и AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II. Они вполне универсальны и полностью отвечают моим требованиям. Все объективы Nikon разрабатывает под свои камеры, учитывая матрицу, резкость и, что самое главное для нас, работу автофокуса. Во всех экстремальных, жарких и холодных, условиях, где мне приходилось снимать, техника Nikon меня никогда не подводила, поэтому я никогда не снимал объективами других фирм.

Уверен, снимать в поездках, пусть и для себя, очень полезно ― это отличный способ лишний раз потренировать свое видение. Спортивные фотографы отличаются от остальных мгновенной реакцией на события. Их задача ― быстро увидеть, отследить, оценить, выбрать точку и скомпоновать снимок. У нас нет возможности долго сидеть и ждать удачного кадра: мы подмечаем интересные моменты, запечатлеваем их и двигаемся дальше. Иногда вообще приходится снимать буквально на бегу или из окна автобуса.

Кстати, по этой причине я никогда не убираю камеру на полку в самолете, если у меня хорошее место: красивые кадры можно сделать и через иллюминатор, и фотоаппарат должен быть под рукой. Например, этот снимок Гренландии я сделал во время полета в Америку.


Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/1000
ISO: 640
Фокусное расстояние: 70 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

В моей жизни было множество увлекательных путешествий, одна из самых запоминающихся поездок была на Камчатку. Там совершенно потрясающая природа, удалось заснять медведей. А Австралия покорила потрясающим народом, прежде всего. Там все улыбаются, помогают друг другу, здороваются.


Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/800
ISO: 800
Фокусное расстояние: 280 мм
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II


Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/800
ISO: 800
Фокусное расстояние: 280 мм
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

Еще мне очень нравится Норвегия ― природой и отношением к ней самих норвежцев. Запомнился забавный эпизод: я работал на Зимней Олимпиаде в Норвегии в 1994 году. Тогда мы работали на пленке, в день фотографы получали по 20 катушек. Во время съемки пленку часто приходилось быстро перезаряжать. Мы снимали трамплин, и кто-то бросил пустые баночки из-под пленки под ноги (а надо сказать, что это было делом привычным ― после нас всегда убирались, это была нормальная практика, ведь фотографы полностью поглощены процессом!). И вот после этого эпизода был такой был скандал! «Вы портите нашу природу, как вы смеете?!» ― набросились на фотографов местные, причем очень агрессивно.


Я много раз был в США, но никак не удавалось исполнить давнюю мечту ― увидеть Гранд Каньон. И в этом году у меня выпало три свободных дня, мы с сыном взяли в Сан-Диего машину и проехали 850 км навстречу этой мечте. Когда я оказался на месте, был, мягко говоря, в шоке. Много пересмотрел фотографий и альбомов, но когда увидел Каньон живьем, обомлел. Первое впечатление ― будто мы не на Земле. Подходишь к краю и видишь два километра обрыва прямо перед собой. Это что-то невероятное! Ширина каньона ― от 6 до 20 км, длина ― 450 км. И это абсолютно ни на что не похоже, стоишь на краю и не веришь, что это все происходит с тобой на самом деле. В этом месте, в каньоне Антилопы, фотограф Питер Лик снял самую дорогую в истории фотографию «Фантом».


Диафрагма: f/7.1
Выдержка: 1/500
ISO: 250
Фокусное расстояние: 46 мм
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR


Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/500
ISO: 250
Фокусное расстояние: 44 мм
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR


Диафрагма: f/18
Выдержка: 1/640
ISO: 250
Фокусное расстояние: 48 мм
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR

В марте-апреле месяце северная часть Каньона закрыта из-за погоды. Два дня из нашего путешествия мы катались по окрестностям. Дорога идет вдоль каньона на расстоянии 200-300 метров, есть помеченные повороты на обзорные площадки для туристов. Оказалось, что спуститься вниз можно только с группой и гидом: идут 5-6 мулов, везут палатки и багаж, ведь спуститься на 1800 метров и подняться затем наверх непросто. Существуют разные маршруты: и на лодках, и пешеходные, они рассчитаны на несколько дней и заказывать в них участие нужно за месяц. А можно заказать вертолет для обзорного полета.

Со мной была камера Nikon D810 и новый объектив AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR, потрясающе резкий. Фотографии из поездки получились фантастические, но, к сожалению, они все равно не передают всего объема и грандиозности даже на 10 процентов! Определенно, Гранд Каньон ― место, которое стоит увидеть своими глазами, потому что оно просто космическое и вызывает очень сильные эмоции. Тут тебе все цвета радуги, невероятный размах и красота.

Многое в Каньоне зависит от погоды и времени суток. Там потрясающие грозы: все плато пробивают молнии, и от этого зрелища дух захватывает. Уже под конец нашего путешествия стала портиться погода, я собирался немного поснимать на закате, но пошел густой туман, сквозь который ничего не было видно, все затянуло… А наутро все вокруг было в снегу, и Гранд Каньон закрыли. Поэтому перед поездкой обязательно мониторьте прогноз.


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/400
ISO: 500
Фокусное расстояние: 40 мм
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR


Диафрагма: f/18
Выдержка: 1/500
ISO: 250
Фокусное расстояние: 34 мм
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR


Диафрагма: f/14
Выдержка: 1/640
ISO: 250
Фокусное расстояние: 70 мм
Камера: Nikon D810
Объектив: AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR

Я обязательно вернусь сюда еще, только, пожалуй, поеду в другое место. И обязательно спланирую путешествие так, чтобы у меня было достаточно времени на исследование окрестностей. В мире столько красивых и необычных мест ― пусть они и популярны среди туристов, но у преданного своему делу фотографа всегда есть шанс привезти из каждой поездки что-то свое, уникальное и запоминающееся. Главное ― наблюдать, подмечать и получать от этого процесса настоящее удовольствие.