Репортажная фотография, или Путешествие – это работа

Амбассадор Nikon Александр Железняк за пятнадцать лет работы в ведущем журнале о путешествиях National Geographic Россия объездил практически весь мир. Фоторепортаж из путешествия – его специализация и родная стихия. Александр рассказал нам о тонкостях этого жанра.

«Репортажная фотография – это не один кадр. Не пейзаж, не портрет, не деталь – это все вместе, это целая история. Именно поэтому в репортажной фотографии нужно уметь снимать всё, любой жанр. Очень часто фотографы, особенно начинающие, говорят: «Вот я снимаю только пейзажи. Давай поставим это фото в журнал, сделаем красивую картинку». Я ему говорю: «А где люди?» – «Ты знаешь, я не люблю людей». Если ты не любишь людей, если у тебя нет человеческой истории, то репортаж не получится. Есть другая крайность: снимают только портреты. Берут телевик, и раз – крупно скадрированное лицо. И это тоже, ребята, не репортажная фотография.

Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/15
ISO: 4000
Фокусное расстояние:16 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR

Хороший репортаж – это как приготовить борщ. Если переложишь, например, капусты или картошки, получится рагу. А если переборщить со свеклой или помидорами, получится свекольник какой-нибудь. Вот и в правильном репортаже должен быть рецепт, который нужно соблюдать. Поэтому репортажник должен уметь снимать и макро, и пейзажи, и портреты. Портреты – не только крупные. Тем же широкоугольным объективом можно снимать жанровую жизнь, погружаться в среду, к людям, не бояться зайти к ним в дом. Многие начинающие фотографы боятся этого. У них такой ступор возникает: как же я зайду в дом, как же я вот так запросто начну снимать?

Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/20
ISO: 500
Фокусное расстояние:18 мм
Камера: Nikon D200
Объектив: NIKKOR 14-24mm f/2.8

Когда мы, еще будучи студентами, учились фотографии, у нас было такое упражнение – снимать людей. Берёшь камеру и прямо в лоб снимаешь, не спрашивая. Раз, раз, раз – и пошёл. Особенно, когда ты по Москве ходишь, людей много разных: есть позитивные, есть агрессивные. Но когда ты не боишься нарушить их приватное пространство, получаются живые снимки. Надо просто выработать в себе эту уверенность. В конце концов, это необходимо для работы. Это такая здоровая журналистская наглость. Конечно, можно взять «никоновский» объектив 400 миллиметров, спрятаться и издалека сфотографировать. А ты попробуй взять широкоугольник, 16 миллиметров, зайти в семью и начать снимать!

Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/250
ISO: 6400
Фокусное расстояние: 230 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR

Фотограф, помимо прочего, должен быть достаточно тонким психологом. Потому что, когда ты попадаешь в пространство чужих людей, ты должен понимать, где та граница, которую нельзя перейти. Если ты будешь слишком сильно нахальничать, лезть под руку, то хозяин дома тебе просто скажет: «Уйди отсюда». Вызовешь негатив, и у тебя никакой картинки не получится.

Вот, например, взять поездку в Северную Осетию к знаменитым башням. Мне показалось, что люди там достаточно гостеприимные, и можно с лёту зайти во двор, поздороваться с дедушкой и расположить его к себе, улыбнуться. Кстати, к вопросу об улыбке. Многие люди не знают, как начать разговор. А ты улыбнись человеку, расположи его к себе, покажи ему, что у тебя нет никакого к нему негатива, и в девяноста процентах случаев эта улыбка сработает. Мы были в Дигорском ущелье и заходили в разные семьи, и старики заводили нас в дом, накрывали стол, приходила внучка, дочка, водка появлялась на столе, осетинские пироги, и всё было очень вкусно. И они с удовольствием не то чтобы позировали на камеру, но от неё не закрывались. Они общались, разговаривали, как будто её нет.

Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/40
ISO: 100
Фокусное расстояние: 16 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR

Диафрагма: f/13
Выдержка: 1/200
ISO: 100
Фокусное расстояние: 16 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR

Я стараюсь не делать постановочных фотографий, потому что это противоречит понятию репортажа. Репортаж – это чужая жизнь чужих людей, и ты в ней только наблюдатель. Если ты делаешь постановочную фотографию – вы встаньте так, держите тазик так, а вы направьте глаза и руки в небо, – ты формируешь пространство, формируешь кадр, реальность, которой не существует. Ты все это придумал, это фальшь. Главная же фишка репортажных фотографий в том, что ты должен подсмотреть кадр, поймать его, хитро углубиться в семью, в отношения, зайти во двор. Ты же не можешь сказать: «Вот это облако надо перенести сюда, а эту вершину сюда, потому что по композиции так получится интереснее». Почему в пейзажной фотографии ты не можешь делать постановку, а в реальности, снимая живую картинку, ты берешь и меняешь местами людей?

Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/320
ISO: 180
Фокусное расстояние: 300 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR

В журнальном понимании репортаж – это не только картинки. Мне же ещё статью надо к ним написать, так что разговаривать для этого с героем просто необходимо! Как правило, заниматься репортажем должны два журналиста – один пишет, другой снимает. Но в российской практике взять с собой второго журналиста практически никогда не удается, и ты занимаешься всем сам. Соответственно, ты должен разговорить человека, вытянуть информацию. Разговоры часто помогают и картинку сделать лучше. Я могу сказать: «А пойдёмте, вы мне покажете, что там во дворе». Человек зашел во двор, сел в кресло, и всё, я не могу его сдвинуть. А мне, например, не нравится свет. Вот он сидит в кресле, позади него окно, и картинка плохая. Я говорю: «Слушайте, а вот покажите, что у вас здесь. А вот расскажите про это». Я не говорю герою, чтобы он держал руку там-то и так-то. Я пытаюсь его мотивировать сделать какие-то действия и снимаю человека в процессе.

Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/80
ISO: 100
Фокусное расстояние: 16 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR

Помню, в National Geographic была такая история: одного фотографа уличили, что он смоделировал репортажный кадр. Распределил на маленькой кухоньке семью из пяти человек и сделал очень интересный снимок. Но потом вскрылось, что он, собственно, сказал этому замереть, другому встать так, третьему этак. У него получился отличный кадр, но в итоге его, по-моему, даже уволили.

Есть мнение, что в советской репортажной фотографии многие кадры были смоделированы. Мне кажется, это глубоко ошибочное мнение. Во-первых, мы никогда не узнаем, как было на самом деле. Да, конечно, кое-какие фотографы рассказывают, как и что они в то время придумывали. Но для примера могу привести известный снимок Роберта Капы «Смерть республиканца», с которого началась его слава. Он снимал во время войны в Испании, из окопа. И у него снято, как человек буквально падает в кадре, поймав пулю прямо в это мгновение, в этот момент. И я знаю, что много людей, многие фотографы обвиняли его потом, что это постановочный кадр, это бурно обсуждалось. Кто может сказать, постановочный кадр это был или нет? Мы можем только отталкиваться от заявления самого фотографа. И я считаю, что определённая мораль репортажного фотографа в том, чтобы не создавать репортажные картинки как искусственно созданный кадр, а пытаться вживаться в жизнь, подглядывать.

Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/20
ISO: 6400
Фокусное расстояние: 180 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR

Сейчас журналисты работают очень поверхностно, и это беда современной журналистики. Мы приезжаем куда-то на несколько дней и думаем, что можем погрузиться и почувствовать страну, место, людей. На самом деле, нам это только кажется, потому что мы снимаем только первый слой ощущений, эмоций, первый слой восприятия. Настоящая картинка происходит тогда, когда люди перестают обращать на тебя внимание. Вот в документалистике есть такое понятие – «привычная камера». Когда оператор, режиссёр начинают жить в семье и снимают неделю, две, три. Первые несколько дней все немножко позируют, видят камеры, хорохорятся. На вторую неделю они уже меньше замечают камеру, но ещё напрягаются, сдержанны. А на третью неделю они начинают при тебе переодеваться, ругаться, снимают весь марафет. И в этот момент документалист, режиссёр, оператор или фотограф схватывают самые настоящие эмоции, неподдельную жизнь.

Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/125
ISO: 100
Фокусное расстояние: 16 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR

Настоящая репортажная фотография не терпит суеты. Нужно приехать на место и потратить месяц жизни, общаться с этими людьми, подружиться с ними, чтоб они тебя принимали как своего. Вот тогда можно получить хорошую глубокую картинку. Скажу честно, мне никогда не удавалось задержаться где-то надолго. Именно поэтому я и ушёл из журналистики. Потому что ощущаю её поверхностность, и для репортажа нет возможности провести где-то месяц или хотя бы две недели. У нас же в тревеле очень часто все командировки сокращаются до одного-двух дней, такая экономика. Это своего рода отголоски глобализации в журналистике. Сидит продюсер в Москве, находит место, где мы должны снимать. Мы приезжаем неподготовленные и не знающие материала. Таким образом работают все журналисты. В силу того, что для них это что-то новое, необычное, они на этой эмоции могут снять интересную картинку, а реальной глубины не показывают. Или перенести нас в Африку, так мы и там будем ходить с фотоаппаратами, водить направо-налево, снимать всё подряд, потому что это нам необычно и непривычно глазу, и как бы материал сопротивляется. А когда ты материал знаешь, должен копать глубже, выискивать такие детали, которые уже не будут банальными.

Диафрагма: f/7.1
Выдержка: 1/320
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 300 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AAF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR

Так работала известная Лени Рифеншталь, которая, после того как её в Германии предали анафеме из-за связи с партией Гитлера, уехала и много лет прожила в Африке, путешествовала по Судану, Намибии. И снимала. По много месяцев она погружалась в среду, дружила с этими людьми. Она снимала, конечно, потрясающие, удивительные картинки этих народов. У нее есть толстенный альбом «Африка». Это, по большому счёту, фотодокумент эпохи. А всё, что снимается сейчас современными журналистами, – это не документ эпохи. Это развлечение на потребу дня, по моему мнению.  Наверное, это тоже имеет право на жизнь. Но когда ты уже вдоволь наснимался вот этих поверхностных картинок, это должно быть естественным желанием настоящего журналиста – делать глубокие истории.

Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/320
ISO: 6400
Фокусное расстояние: 300 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR

Я начал заниматься travel-журналистикой, когда поступил на журфак. Тогда один умный человек дал мне совет, который я понял значительно позже. Этот человек не был travel -журналистом, но он очень точно почувствовал мысль. Он сказал, что если хочешь быть удачным и востребованным журналистом, ты должен писать и снимать одновременно, потому что редко когда редакция может позволить себе отправить двух людей в экспедицию. Особенно, если это дорогостоящая поездка – Австралия или Новая Зеландия. И, соответственно, едет фотограф, а потом пишущие журналисты или редакторы, проклиная этого фотографа, пытаются написать какой-то текст, потому что фотограф, как правило, даже не может толком подписи к снимкам сделать, да простят меня коллеги. А если едет только пишущий человек, то он, как правило, снимает на свой смартфон или какую-нибудь мыльницу – тоже потом проблема. В итоге в статью идут картинки из фотобанка, и хороший репортаж не складывается.

Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/320
ISO: 200
Фокусное расстояние: 300 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR

Поэтому в современной журналистике ты должен быть универсален – и писать, и снимать. А сейчас, с развитием технологий, даже еще больше – к примеру, увидел интересного героя, который поёт на шарманке песенку, записал на видео, а потом этот фрагмент редакция может вставить в онлайн-версию репортажа. Но для этого ты должен понимать, как и в каком помещении звук будет нормально записываться. Или, допустим, ты видишь, как молнии бьют красиво или инопланетяне приземляются, журналист должен уметь снять и на видео, поставить камеру на штатив или на камень и снять этих инопланетян для своего издания. Журналистика становится мультимедийной, и универсализация в профессии – это естественный процесс. Понятное дело, что один человек в экспедиции не может заниматься всем тотально – и писать, и снимать, и видео, и звук, и так далее. Это физически невозможно. Но в тех или иных обстоятельствах эти навыки помогают делать эксклюзивные вещи. Так случилось, что сначала я начал писать статьи, но потом стало ясно: чтобы состояться, нужно еще и фотографировать.

Диафрагма: f/7.1
Выдержка: 1/320
ISO: 100
Фокусное расстояние: 122 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR

Когда я поработал главным редактором National Geographic Traveler, я научился улавливать некую гармонию между текстом и фотографиями. Это значит, что ты не отдаёшь предпочтение ни одному, ни второму. Ты понимаешь ценность обеих вещей. Откройте разные travel-журналы, и сразу увидите, кто главный редактор – журналист или фотограф. Бывает очень смешно видеть вёрстку: везде фотографии, только фотографии, потому что человек не понимает ценности текста. Подписи под снимками примитивные, из двух слов. Точно так же я видел журналы, которые делали абсолютные текстовики, у которых нет хорошей фотослужбы, и все снимки фотобанковские. И все, в отдельном репортаже или даже журнале в целом теряется гармония. В travel, страноведческой, географической журналистике это очень важно, потому что человек воспринимает в первую очередь визуальную составляющую. Но журнал – это не набор открыток. Так что мне очень помогло в редакторской работе то, что я умел и писать, и снимать.

 

Конечно, в идеале перед поездками нужно изучать материал, пространство, куда едешь, и планировать репортаж. Например, если ты в Северной Осетии не знаешь правильного тоста, да ты через несколько дней сопьёшься. Это такой казусный пример. Нужно задумываться о тех героях, которых планируешь ввести в репортаж. Скорее всего, в 80% или 90% случаев это могут быть абсолютно другие люди. В реальности все может пойти не по плану. Но поскольку ты изучил бэкграунд, понимаешь, где что находится, изучил карты, кто где живёт из героев, можешь легко переехать в другое место, знаешь, где запасной аэродром. А еще, зная бэкграунд, ты разговоришься с людьми и вытащишь из них новую информацию, которую они обычному туристу не рассказали бы.

Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/80
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 78 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR

Я вот очень люблю карты, перед каждой экспедицией смотрю, где какие дороги, как можно проехать, и что можно сделать, что нельзя. Очень часто дают гида, который абсолютно не понимает, что нужно журналистам. Часто это случайные люди, не из профессии, которые не представляют, что нужно для хорошей картинки. Они просто везут по своему обычному маршруту – там показали красивый отель, там смотровую площадку. Или «встречаемся в 9 утра после завтрака». Ну, какие 9 утра для фотографа?! В 9 утра уже всё, плоский свет и картинка неинтересная. Чтобы оказаться в хорошем месте с хорошим светом, нужно выехать в 5 утра, и в 6 уже быть на точке, потому что ты ждёшь картинку, как развивается и раскрывается природа. Или ты можешь приехать в какое-нибудь селение, там в 6 утра люди выходят убирать улицы, кормить скот, поднимаются на пастбище, ещё что-то. Происходит жизнь! Нам кажется, что она-то днём происходит, а на самом деле нет. И если ты абсолютно к этому не готов, если твой гид не в курсе твоих задач, в итоге ничего не получается.

Диафрагма: f/9
Выдержка: 1/800
ISO:100
Фокусное расстояние: 16 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR

Или вот еще из командировочного. Частенько для журналистов организовывают такие моменты, как ужин на закате. И вот ты сидишь, ужинаешь на этом закате, и понимаешь – чёрт побери, в это время ты должен своих героев снимать, потому что свет красивый и красивое состояние природы. Но тебе запланировали ужин, потому что вот им показалось – это важно для журналиста. Если журналисту важен ужин, то он либо специализируется на кухне, либо он просто поехал в эту поездку отдохнуть.

Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/320
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 300 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR

В съемке репортажей мне очень помогает живучая и надежная техника Nikon. И в горах, и в море, и в пустыне – все выдержит. Мой Nikon D810 много чего испытал – и дожди, и падения, но продолжает работать. В поездку обычно много техники невозможно набрать, поэтому я беру, например, AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR и AF-S NIKKOR 80–400mm f/4.5–5.6G ED VR, и этого вполне хватает для разностороннего репортажа и с портретами, и с пейзажами. А с современным ISO можно, даже зайдя в темное помещение с улицы, просто поднять ISO, скажем, до 12000, и продолжать съемку без лишней суеты. Частенько ленюсь брать с собой штатив, и каждый раз себя потом ругаю. Вы берите, не будьте мной!

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/750
ISO: 250
Фокусное расстояние: 300 мм
Камера: Nikon D200
Объектив: NIKKOR 300mm f/2.8

Бывали и хорошие сюрпризы в экспедиции. Например, та же Намибия. Я очень люблю эту страну, там много красивых, хороших мест. В планах у нас была съёмка обычного такого travel-репортажа, достаточно лёгкого: дюны, закаты, восходы. В процессе поездки мы узнали, что рядом живёт доктор Флип Стандер, который спасает львов. Он нашёл несколько уцелевших прайдов популяции пустынных львов. И надел на них спутниковые ошейники. И так он за ними уже 12 лет путешествует по пустыне. Как только видит, что его датчики приближаются к поселению людей (а это значит, что возникает конфликт между людьми и львами: львы съедают ослов, коров, а люди убивают львов – таким образом и была практически уничтожена эта популяция), он тогда приезжает в это место и начинает их отпугивать. Разжигает костёр, траву поджигает, чтобы львы уходили в горы и охотились на антилоп. Он объясняет людям, почему не нужно охотиться на львов. И вот таким образом он помогает животным выжить!

Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/350
ISO: 100
Фокусное расстояние: 18 мм
Камера: Nikon D200
Объектив: NIKKOR 14-24mm f/2.8

Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/125
ISO: 100
Фокусное расстояние: 12 мм
Камера: Nikon D200
Объектив: NIKKOR 14-24mm f/2.8

Когда я узнал про эту историю, про этого человека, и оказалось, что он где-то совсем рядом, попросил ребят организовать встречу с ним. Приезжаем, а у него как раз в этот момент машина упала с обрыва. Не катастрофически, но… И ему пришлось её доставать. Он нас сразу предупредил: «Дальше 20 метров от машины не отходите, потому что кругом львы, они смотрят за нами, и это опасно». Мы помогли спасти его машину, потом встретили львов. И он за то время дал очень хорошее интервью. Это заняло буквально час. Но к тому моменту у меня уже был собран бэкграунд пространства, я отснял пустыню, местных людей, где и как они живут, я уже видел львов и сделал их портреты. И вот этот фрагмент со спасением его машины и его рассказом, как он мне показывает и рисует на песке, как они спасают львов, это всё позволило сформировать абсолютно иной материал. Изначально это было простое развлекательное путешествие, а с помощью этого человека мы вытащили проблематику убийства этих кошек. И я очень горжусь этим материалом, потому что это была хорошая журналистская удача. За таким героем нужно ещё погоняться, побегать по пустыне, чтобы его найти.

Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/250
ISO: 100
Фокусное расстояние: 12 мм
Камера: Nikon D200
Объектив: NIKKOR 14-24mm f/2.8

Диафрагма: f/4.8
Выдержка: 1/640
ISO: 320
Фокусное расстояние: 700 мм
Камера: Nikon D200
Объектив: NIKKOR 300mm f/2.8 с конвертером

Некоторым журналистам комфортнее работать за границей, кому-то «роднее» Россия. Мне везде комфортно. Всё зависит от людей, с которыми ты работаешь. И если команда понимает твою задачу, свои задачи, и все объединены целью, тогда страна не имеет значения. Я человек мира, мне и в Африке хорошо, и в Антарктиде. Везде интересно, везде люди, везде есть своя специфика».