С камерой на яхту

Тревел-фотограф, а на досуге еще и яхтенный капитан, Александр Железняк постоянно расширяет географию своих путешествий, отправляясь в парусные походы по Средиземному, Черному, Карибскому морям, в Таиланд, Турцию, на Дальний Восток и Сейшелы. Конечно, на яхте с Александром путешествует и камера. NikonPro.ru расспросил фотографа о творчестве под парусами.


Диафрагма — f/5.6
Выдержка — 1/500, ISO 100
Фокусное расстояние — 116 мм
Камера — Nikon D200
Объектив — AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR

Круиз на яхте и регата — в чем разница?

Я активно занимаюсь круизными путешествиями. Яхтенные походы хорошо развиты в районах с сильно изрезанным побережьем с большим количеством бухт. Это позволяет, с одной стороны, увидеть много интересного, а с другой — укрыться в случае непогоды. Скажем, в Эгейском море больше тысячи островов, и именно Греция стала меккой для любителей путешествий под парусом.

Когда ты идешь на яхте капитаном, к сожалению, полноценно снимать не получается: ты отвечаешь за лодку и людей на борту, следишь за погодой, за другими судами, постоянно контролируешь лоцию и, конечно, физически невозможно делать все вместе. Зато можешь заниматься обучением — сочетание моря, парусов и островов — идеальная фактура для любителей сумасшедших пейзажей и тревел фотографии. Остается только оказаться в нужное время в нужном месте, разобраться с техникой и композицией. В этом и заключается моя задача как преподавателя.

Но если я иду пассажиром на яхте, обязательно снимаю людей, портреты, работу на судне. Мне всегда интересные жанровые картинки. Особенно интересны регаты — настоящий драйв.


Диафрагма — f/7.1
Выдержка — 1/640, ISO 100
Фокусное расстояние — 56 мм
Камера — Nikon D200
Объектив — AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR

В наших яхтенных путешествиях преобладает пейзажная тема. Конечно, и паруса «работают» в кадре, можно делать множество жанровых снимков изнутри всей этой кухни. Это очень удобно: например, если на одной точке не заладилось с погодой и не удается что-то снять, есть возможность достать камеру и снимать, например, переход под парусом на новое место, переключаться между жанрами, следить за работой команды, вести своеобразный фотографический бортовой журнал.

В яхтенном фототуре мы, конечно, снимаем и сами яхты, но в отличие от регаты, где они — главный объект съемки, у нас несколько иные акценты. В большей степени это пейзажи, немного динамики и жанра. Плюс часто получается находить интересные места — например, аутентичные деревушки, куда можно высадиться и пойти снимать этнику, добавить в съемку лайфа, репортажа. Словом, в яхтенном путешествии каждый может найти себе любую картинку, даже во время перехода, когда ты просто загораешь на палубе, можно увидеть нечто особенное.

Во время фотопутешествий на яхтах мы устраиваем вечерами разбор полетов: каждый из участников отбирает десяток лучших снимков, сделанных за день, и мы все это смотрим и обсуждаем. Ведь даже если мы все были в одном и том же городке, но каждый увидел и снял его по-своему.


Диафрагма — f/5.6
Выдержка — 1/12500, ISO 200
Фокусное расстояние — 150 мм
Камера — Nikon D700
Объектив — AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR

На регате есть возможность снимать не только на одной-двух яхтах, как в обычном круизе, но и передвигаться между лодками на катере — это совсем другая история, можно снять то, что не снимешь ни в каком путешествии.

В регате много динамики и жанровой съемки. Можно «подсесть» к одному из экипажей и снять процесс гонки изнутри: как поднимают паруса, как идет слаженная работа команды — это все очень интересно. Можно сделать динамичные кадры со стороны, как лодка идет под парусами. Яхты — очень фотогеничная история, а гоночные это вообще не сравнимо ни с чем! Например когда сто лодок выходят на старт — это непередаваемо...


Диафрагма — f/8
Выдержка — 1/1600, ISO 200
Фокусное расстояние — 14 мм
Камера — Nikon D700
Объектив — AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Пейзажи и красоты в формате регаты поснимать не получится, ведь это очень насыщенное соревнование с четким регламентом. Уже с утра фотограф должен быть наготове, на рассвете старт, и до 6-7 вечера ты гоняешь, а если нет ветра — можешь вернуться на берег только посреди ночи. Снимать красоты попросту нет возможности, в каком бы красивом месте на планете это ни происходило.

Какую технику взять на борт

Лучше взять две «тушки», чтобы не переодевать линзы на одной камере. Если получится выйти в море на скоростном катере, возможности спокойно сменить оптику будет мало. Два объектива — ширик и телевик — позволят перекрыть максимум рабочих расстояний. Очень важно договориться с организаторами и найти себе катер с правильным водителем, который знает, куда можно подойти во время гонки, а куда нельзя. Сама съемка — это ваша задача, а ее организация — зависит от опытности рулевого. Если не повезет, ничего и не получится.


Диафрагма — f/9
Выдержка — 1/1000, ISO 200
Фокусное расстояние — 14 мм
Камера — Nikon D700
Объектив — AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Если мы хотим снимать на яхте жанровые темы — не обойтись без хорошего широкоугольного объектива. Пространство на яхте достаточно небольшое, не развернуться.


У Nikon есть прекрасный объектив AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED — для яхты это идеальный вариант. Конечно, понадобится и телевик, чтобы запечатлеть красоту вокруг. В поездках лично я пользуюсь тревел-зумом AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR. Может быть, он не дает «звенящей» супер-качественной картинки, зато он компактный и легкий. С ним можно быстро перестроиться с достаточно широкого угла на хороший зум. У Nikon есть еще один интересный объектив для путешественников — AF VR ZOOM-NIKKOR 80-400mm f/4.5-5.6D ED, он тоже отлично подойдет для яхтенных задач.


Диафрагма — f/5.6
Выдержка — 1/640, ISO 100
Фокусное расстояние — 170 мм
Камера — Nikon D200
Объектив — AF-S DX NIKKOR 18-200mm f/3.5-5.6G ED VR II

Интересно взять с собой на борт и водонепроницаемую камеру. Например Nikon 1 AW1. Здорово снять яхту, погрузив полкадра под воду, поплавать вокруг нее на якорной стоянке, а может быть, сплавать на риф и поохотиться с фотоаппаратом за рыбками и другими морскими жителями.

Еще Nikon выпустил панорамную камеру KeyMission 360, которая появится в России осенью 2016 года. Думаю, на яхте было бы очень интересно ее использовать — например забраться на мачту.


Диафрагма — f/5.6
Выдержка — 1/1600, ISO 250
Фокусное расстояние — 160 мм
Камера — Nikon D700
Объектив — AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR

Что касается особенностей съемки на яхте — тут все точно так же, как и в любом outdoor жанре — ветер, брызги, техника безопасности. Особенно стоит учесть опасность соленой воды и одновременно попробовать использовать брызги для эффекта динамики. В зависимости от того, хотим ли мы «заморозить» капли воды на картинке, либо смазать — подбираем соответствующую выдержку, наблюдаем, какой рисунок создается, экспериментируем.

Еще очень здорово взять с собой штатив, чтобы вечером с причала снимать звезды и стоящие на темной воде яхты. Получаются замечательные кадры, которые передают атмосферу путешествия. А если получится совершить ночной переход и встретить рассвет в море — тут можно сделать совершенно потрясающие снимки, когда солнце встает из воды, природа просыпается, небо наполняется свежими красками! Вообще, когда ты живешь на яхте и передвигаешься между двух стихий — это завораживающе.


Диафрагма — f/6.3
Выдержка — 10, ISO 3200
Фокусное расстояние — 14 мм
Камера — Nikon D700
Объектив — AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Во всех моих поездках со мной моя камера Nikon D800. Вспышкой я практически не пользуюсь: современные матрицы позволяют не беспокоиться по поводу качества снимков в любых условиях освещенности. Хотя иногда с помощью вспышки можно создать очень интересные портреты. Я веду съемку в форматах RAW+JPEG, чтобы сделать быстрые превью, а RAW это уже для дизайнеров, если понадобится для печати.

Электроника и море

Теоретически влажность на технику влияет негативно — но из моего опыта многочисленных экспедиций никаких неприятностей с Nikon не случалось. Самая проблемная история в путешествии — это песок и пыль. Если приходится в таких условиях переодевать оптику, то попадания грязи на матрицу не избежать.


Диафрагма — f/10
Выдержка — 1/1000, ISO 200
Фокусное расстояние — 14 мм
Камера — Nikon D700
Объектив — AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Вся моя техника Nikon до сих пор прекрасно переносила мелкие соленые брызги. По поводу защитных кейсов и боксов могу сказать одно: это очень круто, они здорово все защищают, но также они сильно ограничивают возможности съемки, поэтому я практически ими не пользуюсь. Беру с собой UV-фильтры, если линза позволяет их использовать — например, на 12-24 их нет.

Не забывайте на стоянках заряжать батарейки камеры. Если предполагается несколько дней без стоянок в маринах, возьмите с собой инвертер, который преобразует напряжение от прикуривателя в 220 вольт. Иногда на яхтах бывают встроенные инвертеры, но не часто.


Диафрагма — f/6.3
Выдержка — 1/2000, ISO 200
Фокусное расстояние — 14 мм
Камера — Nikon D700
Объектив — AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Впервые на яхте

Если вы впервые отправляетесь в яхтенное путешествие, в первую очередь, нужно понять и принять, что главный на яхте — капитан. У него в голове огромное количество информации и разных вводных, которые он просто не может проговорить экипажу, а потому не стоит спорить или выяснять отношения, и доказывать, например, что лучше выйти на берег именно у этой деревни, потому что Tripadvisor указывает хороший рейтинг местного ресторанчика. Если вы думаете, что главный на яхте вы, например, потому что именно вы наняли капитана — это в корне неверная установка, и в таком случае я советую вообще не подниматься на борт.

Форматы путешествия и гонки очень отличаются. Перед гонкой, если посчастливится оказаться на борту с командой, стоит расспросить капитана, где можно находиться фотографу и в какие моменты. Иначе есть риск попасть под горячую руку, ногу или голову. В самом начале путешествия капитан проведет брифинг команды по безопасному поведению на борту и озвучит основные требования. Вот тут самое время обсудить ваши желания и возможности их реализации. Иногда, чтобы сделать хорошие кадры на яхте, приходится немного рискованно вывешиваться за борт, подниматься на мачту и так далее. Впервые подняться на мачту без квалифицированной помощи капитана у вас никак не получится, а если вы уже можете справиться сами, все равно нужно будет спросить капитана, можно ли реализовать задумку именно в данный момент.


Диафрагма — f/8
Выдержка — 1/640, ISO 100
Фокусное расстояние — 105 мм
Камера — Nikon D200
Объектив — AF-S NIKKOR 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR

Смотрите в оба

Не так давно я снимал в Антарктиде, смотрели китов. Заметить их в открытой воде можно по фонтанчику на горизонте либо по выбросу пара: так они дышат и выдыхают теплый воздух. Затем мы оказались в Карибском море, и в какой-то момент я заметил такие фонтанчики недалеко от лодки. Вообще, в этих местах киты бывают довольно редко, но нам повезло — оказалось, мы нашли на спящего кашалота. Подобрались к нему поближе, наматывали вокруг него круги, фотографировали, пока он не обращал на нас внимания. Потом ему это надоело, он взмахнул хвостом и удалился. В этот момент, надо сказать, немного не по себе, когда существо размером с твою яхту поднимает свой хвост и обрушивает его на воду.


Диафрагма — f/5.6
Выдержка — 1/500, ISO 100
Фокусное расстояние — 18 мм
Камера — Nikon D200
Объектив — AF-S DX NIKKOR 18-200mm f/3.5-5.6G ED VR II

Практически всегда в море есть дельфины, а этой весной на Майорке рядом с нашей яхтой однажды скакал на хвосте марлин — то ли охотился, то ли сам удирал от кого-то. Другой раз мы стояли в Греции, на острове Гидра. Проснулись утром и обнаружили рядом тюленя-монаха. Их всего штук 300 осталось в Средиземном море, увидеть его — большая удача. Это только кажется, что кругом яхты вода и вода. В море надо быть наготове, кругом кипит жизнь. В каждом походе удается встретить какую-то живность, и это интересный опыт.