С камерой в руках или жизнь в фотопутешествиях

Пейзаж — очень популярный жанр как у фотографов, так и у их аудитории. Горы, закаты, озёра, долины — смотреть на это можно вечно. И только профессионалы знают, какой труд стоит за этими снимками. Один из самых заметных пейзажистов, молодой фотограф Даниил Коржонов не понаслышке знаком с ураганными ветрами, запредельными морозами и палящей жарой. Всё это он пережил ради уникальных кадров.

Работы лауреата премии Best of Russia и амбассадора Nikon Даниила Коржонова можно встретить в известных зарубежных изданиях. Кроме того, кадры, сделанные Даниилом, настолько впечатлили компанию Apple, что она выкупила фотографию с изображением норвежской деревушки Рейне для презентации MacBook Pro.


Диафрагма – f/14
Выдержка – 5, ISO 100
Фокусное расстояние – 24 мм
Камера – Nikon D800
Объектив – AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Коржонов, являющийся участником международного проекта о фотографах в разных жанрах NikonPro, специально не обучался этому искусству и самостоятельно постигал все тонкости ремесла. За свои 27 лет он успел увидеть чуть ли не полсвета. Лофотенские острова, Ирландия, Франция, Северный Урал, Алтай, Камчатка — молодой человек не боится трудностей и способен найти и показать уникальные краски, настроение и даже дружелюбие самых суровых уголков планеты.


Диафрагма – f/11
Выдержка – 1/320, ISO 160
Фокусное расстояние – 16 мм
Камера – Nikon D810
Объектив – AF-S NIKKOR 14–24mm f/2.8G ED

Чаще всего Даниил катается по миру не один: он организует фотопутешествия, в которых вместе с попутчиками ищет новые ракурсы, виды, а в перерывах делится с фотографами своим опытом.



Диафрагма – f/11
Выдержка – 1/160, ISO 125
Фокусное расстояние – 50 мм
Камера – Nikon D810
Объектив – AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Диафрагма – f/14
Выдержка – 30, ISO 200
Фокусное расстояние – 27 мм
Камера – Nikon D800
Объектив – AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Естественно, такие путешествия способны поднять уровень адреналина в крови до максимума. Про одну из уральских фотоэкспедиций Коржонов вспоминал: «Мы построили иглу, в которой 2 ночи пережидали непогоду, периодически выглядывая наружу, словно в огромный безграничный космос из шлюзового люка. Иногда происходящее снаружи напоминало подводный мир, иногда просто не было видно ни зги на расстоянии в 5 метров, а иногда ветер задувал так, что, казалось, иглу разрушит».


Диафрагма – f/3
Выдержка – 1/640, ISO 125
Фокусное расстояние – 24 мм
Камера – Nikon D810
Объектив – AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Такие погодные условия стоит переждать, набравшись смелости и терпения, так как после бури наступает фантастическое затишье, рай для каждого пейзажиста.


Диафрагма – f/14
Выдержка – 1/1250, ISO 320
Фокусное расстояние – 14 мм
Камера – Nikon D810
Объектив – AF NIKKOR 14mm f/2.8D ED

Одной из визитных карточек Даниила является ночная съёмка. При этом он пользуется приёмами, которые позволяют передать всю красоту ночного неба, каким мы его, скорее всего, никогда не увидим невооружённым взглядом. Главный секрет: использование фонариков для проработки отдельных деталей фото. И вообще при ночной съёмке фонарь просто необходим, ведь предугадать, какой будет ночь, крайне сложно.

«Обычно Луна даёт сильную засветку, даже если видна только четверть Луны, поэтому звёзд видно меньше, — делится Даниил. — Однако плюс Луны может быть в том, что она даёт свой собственный холодный свет. Поэтому окружающий пейзаж освещён, в отличие от безлунных сцен, которые приходится освещать фонариком».


Диафрагма – f/3.2
Выдержка – 30/1, ISO 3200
Фокусное расстояние – 14 мм
Камера – Nikon D800
Объектив – AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Любой, кто хоть немного занимался фотографией, скажет, что съёмки с высоты — совершенно другая история, другой уровень воздействия на аудиторию, чем кадры с земли. И работа с пейзажами, запечатлёнными с борта самолёта/вертолёта, резко отличается от фотографирования на земле: свет, ракурс, издержки полётов — со всем этим нужно научиться взаимодействовать. Вспоминая очередную поездку на Лофотены, Коржонов признаёт, что воздушные съёмки — дело крайне непростое.

«Погода часто бывает ветреная, и так как полёт проходит на небольших самолетах, то так или иначе ты не один раз испытываешь в течение полета чувство свободного падения», — отмечает он, добавляя, что снимать в таких условиях нужно из открытого окна на скоростях 100–200 км/ч на виражах с поднятым крылом, что малокомфортно, особенно зимой. Но одним из плюсов небольшого самолёта является то, что на нём можно замедляться для более стабильной съёмки без «шевелёнки» и «смаза» на скорости.


Диафрагма – f/2.8
Выдержка – 1/4000, ISO 80
Фокусное расстояние – 55 мм
Камера – Nikon D810
Объектив – AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Диафрагма – f/5
Выдержка – 1/1000, ISO 110
Фокусное расстояние – 48 мм
Камера – Nikon D810
Объектив – AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Из-за своей работы Даниил редко бывает дома. По его словам, он может заскочить буквально на пару-тройку дней, чтобы разобраться с делами, а затем снова отправляется в путешествия. Естественно, подобная жизнь — мечта огромного количества людей во всём мире, но не стоит обольщаться: на деле это очень сложно.

«Всем кажется, что мальчик-одуванчик в полях бегает, что-то снимает. Но ты постоянно за рулём, целые сутки возишь людей, за ними следишь, всё организовываешь. Сон 3-4 часа в день — это постоянная жизнь пейзажного фотографа. Особенно летом, в midnight sun (в полуночное солнце), когда съёмки ночью, а днём нужно куда-то ехать. Когда я вернулся из Исландии, я проспал двое или трое суток подряд. А потом поехал куда-то ещё», — рассказывает фотограф.


Диафрагма – f/16
Выдержка – 1/13, ISO 160
Фокусное расстояние – 145 мм
Камера – Nikon D800
Объектив – AF Zoom-NIKKOR 80-200mm f/2.8D ED

Диафрагма – f/9
Выдержка – 1/320, ISO 250
Фокусное расстояние – 155 мм
Камера – Nikon D800
Объектив – AF Zoom-NIKKOR 80-200mm f/2.8D ED

Коржонов уже приобрёл собственный почерк, его работы стали узнаваемыми. И стоило это многого. Часы и дни на жаре, в ветер, в ужасный мороз — всё это ради действительно стоящего кадра. Однажды во время зимней съёмки на Лофотенских островах Даниил с коллегами пережидали привычный для тех мест шторм. Домик, стоявший на сваях, качался от ветра так, будто был кораблём в море. «Всё трещит по швам — жуткий шторм на улице, погода беснуется, и мы сидим там пьём чай. Смотрим в окно: хоп, детали соседних крыш начинают пролетать в окне. А по сторонам от моего микроавтобуса лежат крыши!», — вспоминает он. И в подобных условиях они не только пили чай, но и пытались снимать: друг фотографа стоял на мосту, одной рукой держался за поручень, а второй пытался сделать кадр. Причём если бы он отцепился, его бы точно унесло ветром.


Диафрагма – f/14
Выдержка – 1/250, ISO 200
Фокусное расстояние – 170 мм
Камера – Nikon D810
Объектив – AF Zoom-NIKKOR 80-200mm f/2.8D ED

Диафрагма – f/3.2
Выдержка – 1/800, ISO 1600
Фокусное расстояние – 14 мм
Камера – Nikon D810
Объектив – AF-S NIKKOR 14–24mm f/2.8G ED

Естественно, плюсом постоянных путешествий является нескончаемый поток вдохновения, новых лиц, историй. Будучи в Японии и изучая буддийские храмы, Даниил услышал интересную легенду об основателе одной из школ. «Мы встретили молодого монаха по имени Нобу из храма Экоин. Нобу, человек с необыкновенной историей, показал нам город и рассказал множество историй о местных монахах, в том числе и об основателе школы Сингон — Кобо Дайши, который заперся в храме для медитации много сотен лет назад и, по легенде, медитирует там до сих пор. Вход туда доступен только монахам высших рангов, а само место считается настолько почитаемым, что фотографировать и в мавзолее, и около него строжайше запрещено», — поделился Коржонов.


Диафрагма – f/2.8
Выдержка – 1/200, ISO 320
Фокусное расстояние – 24 мм
Камера – Nikon D800
Объектив – AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Диафрагма – f/4
Выдержка – 1/250, ISO 800
Фокусное расстояние – 50 мм
Камера – Nikon D800
Объектив – AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G

Для работы Даниил использует Nikon D810, запасная камера — Nikon D600. Объективы — «олдскульные», старые, железные, без электроники, с механическим фокусом, привод которого приводится в действие, как говорят, «отвёрткой» (например, AF NIKKOR 14 f/2.8D ED), так как в суровых условиях техника должна работать исправно и не подвести владельца. И, конечно, фотохудожнику нужны различные фильтры, которые позволяют «притемнить» яркое небо или увеличить выдержку при съемке воды.



Диафрагма – f/7.1
Выдержка – 1/1250, ISO 800
Фокусное расстояние – 80 мм
Камера – Nikon D810
Объектив – AF Zoom-NIKKOR 80-200mm f/2.8D ED

Диафрагма – f/3.2
Выдержка – 30, ISO 5000
Фокусное расстояние – 14 мм
Камера – Nikon D810A
Объектив – AF-S NIKKOR 14–24mm f/2.8G ED

Очевидно, чтобы стать профессиональным пейзажистом высокого уровня, необходим гремучий коктейль из нескольких качеств: как минимум, смелость, целеустремлённость и колоссальное терпение. И, безусловно, нужно безрассудно обожать своё дело, так как вряд ли простой любитель готов сутками терпеть арктический холод или африканскую жару ради пары кадров.

Диафрагма – f/16
Выдержка – 1/13, ISO 160
Фокусное расстояние – 19 мм
Камера – Nikon D810
Объектив – AF-S NIKKOR 14–24mm f/2.8G ED