Секретное дополнение для секретной камеры

Амбассадор Nikon Виктор Лягушкин и глава фирмы SUBAL с прототипом подводного бокса под Nikon D5

Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/50
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 85 мм
Камера: Nikon Df
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G

Ничто не в силах остановить человеческое любопытство и страсть к фотографии, даже такая враждебная среда, как вода. В воде невозможно дышать, и поэтому под водой человеческая жизнь ограничена несколькими минутами, а жизнь камеры и того короче. Но чем труднее препятствие, тем больший это вызов для человеческой мысли. И поэтому для человека изобретены разнообразные дыхательные аппараты, батискафы и подводные лодки, а для фотосъемки – камеры-амфибии и сложнейшие боксы для обычных камер. Страсть запечатлеть то, что увидел сам, присуща человеку с самого появления его как вида на нашей планете.

В этой инженерной гонке компания Nikon сразу заняла ведущее место, еще в 1961 году выпустив камеру-амфибию Nikonos. И по сей день в линейке новой продукции обязательно есть водонепроницаемая модель. Также Nikon выпускает отличные широкоугольные объективы, в том числе AF NIKKOR 16mm f/2.8 FISHEYE для полного кадра и AF NIKKOR 10,5mm f/2.8 FISHEYE для кропнутых матриц, – объективы, которые есть в рюкзаке любого подводного фотографа. Но производить боксы для камер такой огромной компании, как Nikon, невыгодно, ведь подводных фотографов даже во всем мире немного. Однако их работа очень важна. Как же поступить, чтобы и отрасль поддержать, и не вкладываться в невыгодное производство? Правильно – нужно партнерство с компанией поменьше, которая эту работу возьмет на себя.

«Поправь это отверстие, – говорит серб Звонимир австрийцу Эрнсту, – оно должно быть круглым».  Звонимир осторожно, как ребёнка, укладывает на мягкую фланель, постеленную на столе, большую серебристую деталь. Это передняя панель прототипа бокса под Nikon D5, выточенная из цельного куска алюминия.

«Да, оно получилось овальным, я вижу», – отвечает Эрнст и достаёт с полки увесистый томик с документацией, чтобы свериться с чертежами.

Токарь Эрнст Винклер трудится над задней панелью прототипа подводного бокса под Nikon D5

Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/160
ISO: 200
Фокусное расстояние: 35 мм
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G

Компания SUBAL, в которой работают оба мастера, находится в небольшом австрийском местечке Штайр. Много столетий этот городок славился предприятиями металлообрабатывающей промышленности – в Средние века здесь делали ножи и ружья, а сегодня производят двигатели для BMW, знаменитые грузовики MAN и... боксы для подводной съёмки. В наше время, когда производства массово мигрируют в Китай, где дешёвая рабочая сила и природные ресурсы, некоторые все же остаются на родине, пускай в ущерб цене, но на пользу качеству. 

Механик Звонимир Вугрин на своем рабочем месте

Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/125
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 35 мм
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G

Компания SUBAL родилась в Штайре в 1954 году, когда ее основатель, тогда совсем еще молодой парень Арнольд Степанек отлил из алюминия по собственным чертежам свой первый бокс для пленочной камеры, подаренной отцом.

Талантливый инженер, влюбленный в подводную фотографию, вскоре стал конструировать боксы для других камер на заказ, в том числе и для Nikon. Несмотря на тот факт, что с 1963 года практически все подводные фотографы снимали на камеру-амфибию Nikonos, ее возможности были несколько ограничены. Но это только разжигало аппетит профессиональных фотографов, снимающих мир морей и океанов. Они хотели пользоваться самой передовой техникой, ведь они уже поняли, какой потенциал у подводной фотографии. Камеру-амфибию должна была сменить топовая сухопутная профессиональная зеркальная камера в надежном герметичном боксе, который давал бы полный доступ к управлению функциями.

И первой камерой Nikon, для которой Степанек сконструировал бокс, стала Nikon F2, которая и по сей день считается одной из лучших когда-либо созданных инженерной мыслью механических зеркальных камер.

Арнольд приблизил эргономику бокса к эргономике камеры, чтобы все управление оказывалось в тех же местах, как и на камере внутри – непросто с точки зрения инженерии, но настолько удобно для фотографа, что вызвало огромный ажиотаж на рынке, а затем его примеру последовали и многие другие производители.

Бокс под Nikon F4, фото из архива Арнольда Степанека

За ней была Nikon F4 – первая в мире профессиональная камера с автофокусом. Из-за оптических свойств воды сфокусироваться на объекте при подводной съемке до появления этой камеры было сложнейшей задачей, ведь оценить расстояние на глаз в воде почти невозможно. И появление бокса под Nikon F4 было настоящим прорывом в съемке обитателей морей и океанов.

Но несколько лет назад Арнольд понял, что ему уже трудновато вести дела и успевать за ускоряющимся темпом современных технологий. То есть, пора на пенсию. И тогда он продал фирму своему соседу Харальду, подводному оператору и режиссеру, так же влюбленному в подводную съемку, как и сам Степанек. 

Новый глава SUBAL Харальд Карл в своем кабинете. Слева на полках стоят прототипы самых первых боксов, выпущенных компанией

Диафрагма: f/7.1
Выдержка: 1/60
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 35 мм
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G

Харальд сумел сохранить секрет успеха SUBAL, состоящий в гармоничном равновесии между верностью традициям и открытостью новому. SUBAL была первой компанией, которая перешла от проектирования по старинке – с чертежами и кульманами – к компьютерному проектированию в специальных программах, что позволило существенно ускорить этап проектирования. Харальд нашел и нанял нового инженера-дизайнера – профессора Белградского университета, а тот предложил дополнительно нанять молодых инженеров-сербов. Харальд засомневался, возможно ли вообще найти там кого-то толкового. Но профессор предложил попробовать дать творческое задание некоторым студентам и аспирантам университета. Результаты были ошеломляющими. В отличие от старой гвардии, они работали очень быстро и были в состоянии сделать бокс с нуля за месяц (сам Степанек в одиночку мог делать бокс полтора года). Сегодня это позволяет угнаться за современными темпами выхода новых цифровых камер. Надо заметить, что боксы для всех новых камер делаются с нуля, так как это проще, чем переделывать. 

Выйдя на пенсию, Арнольд продолжает часто заходить в гости: узнать, как идут дела, и помочь советами инженерам-проектировщикам

Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/200
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 16 мм
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G

Вот так и получилось, что компания SUBAL из увлечения молодого австрийского инженера превратилась в сложное современное предприятие, а отношения с компанией Nikon развились в доверительное партнерство.

«Nikon обеспечивает нам возможность получить прототип до выхода камеры в серийное производство. И тогда бокс появляется одновременно с выходом камеры. В случае с другими фирмами пользователям приходится еще несколько месяцев ждать, пока кто-нибудь сделает для них бокс. И как итог: боксы для камер Nikon – это почти две трети всех продаж. А вот как раз прототип для новой камеры», – Владимир Младенович, один из топ-менеджеров компании SUBAL, показывает мне фото на телефоне. Но я не могу узнать на снимках камеру – все логотипы тщательно заклеены.  «Это в целях безопасности, – объясняет Владимир, – если я потеряю телефон, или его украдут, на этих фото никто не узнает, что это. Мы обещали Nikon, что никакая информация о D5 не выйдет за пределы нашей компании»

Прототип бокса под Nikon D5 в собранном виде

Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/125
ISO: 800
Фокусное расстояние: 85 мм
Камера: Nikon Df
Объектив: AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G

Но скоро камера появится в продаже, и у SUBAL тоже все должно быть готово, иначе некоторые амбассадоры Nikon, такие как Брайан Скерри и Виктор Лягушкин, да и многие другие подводные фотографы, окажутся в неудачном положении. И пускай на дворе еще март, но прототип бокса, выточенный из цельного куска алюминия, уже лежит на столе у Эрнста. У него очень сложная форма – только на то, чтобы выточить переднюю панель, специальная машина тратит 10 часов. Чтобы исправить возможные огрехи, Звонимир и Эрнст внимательно проверяют, всё ли соответствует чертежам. После детали отправятся на обработку в пескоструйный аппарат, чтобы выровнять поверхность и убрать следы фрез, а затем обратно к Эрнсту, который отшлифует стыки деталей и вручную снимет фаски. Это такая операция, которую на станке не сделаешь: если где-то останется микроскопическая заусеница, она может порвать о-ринг – резиновую прокладку, обеспечивающую герметичность, и поэтому Эрнст трудится над отверстиями для кнопок особенно тщательно.

Эрнст обрабатывает края отверстий прототипа бокса под Nikon D5

Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/200
ISO: 200
Фокусное расстояние: 60 мм
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF NIKKOR 60mm f/2.8D

А впереди еще много этапов скрупулёзной работы: все детали бережно завернуты в мягкую фланель, их отправляют затем на анодирование. После анодирования серебристые боксы изменят цвет на чёрный и станут твёрдыми. Под водой их ждет суровое испытание – давление в десяток атмосфер, так что к прочности металла предъявляются очень высокие требования. После чего их ждет покраска, а затем сборка.

А мы из мастерской Эрнста идем вслед за Звонимиром в сборочный цех. По пути он рассказывает, что работает здесь с 96-го года. На полтора года уходил работать на конвейер завода BMW, так как там больше платили, но вернулся, так как понял, что деньги – это не главное. «В SUBAL сотрудник должен думать, он ответственен за все, что делает, – объясняет свое решение Звонимир. – В Австрии очень легко сменить работу. Наниматель просто не может отказать работнику с подходящей квалификацией. Но я проработал в SUBAL 20 лет. Мы – одно поколение, мы вместе женились, рожали детей, мы – одна семья. И работать в такой компании – совершенно другое ощущение, чем в обычной».

Механик Звонимир Вугрин на своем рабочем месте

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/250
ISO: 800
Фокусное расстояние: 105 мм
Камера: Nikon Df
Объектив: AF DC-NIKKOR 105mm f/2D

На сборке Звонимира уже дожидается два десятка боксов под Nikon D750, только что пришедших с покраски. Сегодня сборочный цех занимается ими, после выходных придет с покраски прототип для Nikon D5, и настанет самый волнующий момент – точная подгонка бокса под камеру и тестирование. Если все хорошо, то начнется серийное производство бокса. Но это не единственная новинка этой весны – уже на подходе прототипы под Df и D500, так что сотрудникам SUBAL отдыхать не приходится. 

Механик Звонимир Вугрин сверяется с чертежами

Диафрагма: f/11
Выдержка: 1/80
ISO: 800
Фокусное расстояние: 24 мм
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF NIKKOR 24mm f/2.8D

Мы прощаемся со Звонимиром и благодарим токаря Эрнста за работу:
– Вы дарите радость многим людям, которые получили возможность снимать под водой.
– Я надеюсь, что так и есть. Но вообще я это не для других, а для себя делаю. Мне нравится закруглять уголки, полировать и все остальное. Посмотрите на эту деталь – она идеально ровная, – видите, как красиво солнечный блик скользит по ней? Вот ради этого момента я и работаю. 

Токарь Эрнст Винклер с прототипом бокса под Nikon D5

Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/125
ISO: 200
Фокусное расстояние: 35 мм
Камера: Nikon D4s
Объектив: AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G