Съемка на длиннофокусную оптику

При съемке диких животных, как правило, очень пугливых и осторожных, без длиннофокусной оптики никак не обойтись. Я обычно пользуюсь супертелеобъективами AF-S NIKKOR 600mm f/4G ED VR и AF-S NIKKOR 800mm f/5.6E FL ED VR. Часто бывают случаи, когда помогают зумы. Вот модели, которые у меня есть: AF-S NIKKOR 80–400mm f/4.5–5.6G ED VR, AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, AF-S NIKKOR 200–500mm f/5.6E ED VR. И в моей работе они незаменимы.

В дикой природе часто все происходит очень быстро – просто не успеешь переставить оптику, а зумы позволяют быстро менять фокусное расстояние, выстраивать красивый и правильный кадр. Качество картинки, получаемое современными зум-объективами Nikon, не так сильно уступает качеству «фиксов».

Мой стандартный набор объективов: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II, AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II, а дальше в зависимости от условий – беру еще 600 либо 800 мм. Это оптимальный набор, который позволяет перекрыть, в общем-то, все возможные фокусные расстояния.

Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/1000
ISO: 800
Фокусное расстояние: 800 мм
Камера: Nikon D4S
Объектив: AF-S NIKKOR 800mm f/5.6E FL ED VR

Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/400
ISO: 640
Фокусное расстояние: 160 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

Каждой линзе – своя задача

Я снимал всеми длиннофокусными объективами Nikon и могу сказать: преимущество каждого из них проявляется в зависимости от задач, места и времени съемок. Например, сейчас я работаю над большим проектом «Русская Арктика». Там открытые пространства, очень осторожные и пугливые животные, так что я часто использую самый длиннофокусный объектив. У Nikon на данный момент это AF-S NIKKOR 800mm f/5.6E FL ED VR. Если и этого мне не хватает, беру камеру с кроп-матрицей.

Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/2500
ISO: 400
Фокусное расстояние: 400 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 80–400mm f/4.5–5.6G ED VR

Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/640
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 300 мм
Камера: Nikon D4S
Объектив: AF-S NIKKOR 200–500mm f/5.6E ED VR

Новый объектив AF-S NIKKOR 200–500mm f/5.6E ED VR я использовал всего несколько раз, но был поражен его качеством. У него отличный VR, очень хорошее стекло, картинка получается резкой. Единственный его недостаток – на полном зуме он становится очень длинным и начинает немного «клевать», держать его в руках непросто. Впрочем, к этому быстро привыкаешь. И второе – лично для меня оказался не самым удобным длинный ход фокусировочного кольца, приходится перехватываться, тогда как на AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II хватает одного движения руки. Это не критично, но иногда возникают ситуации, где требуется быстро реагировать, крутить кольца.


Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/1600
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 800 мм
Камера: Nikon D4S
Объектив: AF-S NIKKOR 800mm f/5.6E FL ED VR

Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/1000
ISO: 250
Фокусное расстояние: 390 мм
Камера: Nikon D4S
Объектив: AF-S NIKKOR 200–500mm f/5.6E ED VR

Весной я начал работу над проектом «Тайга» и для него приобрел объектив AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR. Честно говоря, поражен тем, насколько красивую, качественную картинку он дает. Картинка на диафрагме 2.8 – загляденье, снимать с ним можно практически в любых условиях освещенности! В тайге всегда темно и сумрачно, там нужен светосильный объектив.

Мне много приходится работать в Африке – как на открытых пространствах, так и в буше. Если я еду в Танзанию, беру с собой AF-S NIKKOR 600mm f/4G ED VR или AF-S NIKKOR 800mm f/5.6E FL ED VR, если в ЮАР или Ботсвану, тут хватит AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II. Это самый универсальный объектив и один из моих самых любимых.

Если бы я мог взять с собой всего одну линзу, это однозначно был бы AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II. В Африке в основном снимаешь из машины и никогда не знаешь, где начнут развиваться события, а с зумом ты всегда готов работать. К тому же, я стараюсь не снимать постоянно на одном фокусном расстоянии. Во-первых, картинка должна быть разнообразной, кадры – разноплановыми. Во-вторых, бывает, поменяешь 600 мм на 70–200 – и уже совсем другие кадры получаются, более интересные.


Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/4000
ISO: 320
Фокусное расстояние: 600 мм
Камера: Nikon D300S
Объектив: AF-S NIKKOR 600mm f/4G ED VR

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/1600
ISO: 1000
Фокусное расстояние: 400 мм
Камера: Nikon D4S
Объектив: AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

Телевиками не стоит увлекаться, объективы нужно комбинировать. У меня всегда 2–3 камеры с разными объективами, так что я могу снимать одну и ту же картину разной техникой с разными фокусными расстояниями. Это позволяет раскрыть момент шире, и в дальнейшем, если съемка попадает в книгу, такой подход дает возможность выбирать наиболее интересные кадры и ракурсы.

Если вы только начинаете снимать и задумываетесь о покупке длиннофокусника, хорошо подойдут 80–400 мм, 200–500 мм, они оптимальные. Следующий шаг – это AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II. Это топовый объектив, который закроет все основные потребности фотографа. Если человек хочет продолжать снимать дикую природу, развиваться, следующий шаг – дальнобойные объективы с фиксированным расстоянием.

Аксессуары для длиннофокусных линз

Важный момент: штатив и хорошая штативная голова, которая позволит избежать «шевеленки» и получить резкие, четкие кадры. Обычно я подвешиваю на штатив какой-нибудь камень для большего веса. Когда-то я возил с собой в такие поездки обычную советскую авоську, это было очень удобно: накидал в нее камней, подвесил на штатив за крючок – и получаешь неубиваемую конструкцию. И в багаже она место совсем не занимала.

Еще при съемке дальнобойной оптикой всегда нужно использовать тросик, а если в кадре не происходит никакой динамики, то, возможно, и подъем зеркала, потому как вся эта конструкция очень чувствительна и к ветру, и к любому внешнему воздействию. Съемка животных обычно происходит рано утром либо поздно вечером, когда освещенности не хватает, приходится работать на достаточно длинных выдержках.

Конверторы на длиннофокусной оптике я использую редко. Все-таки качество, которое так важно для меня, с ними чуть уходит. Впрочем, у меня есть AF-S Teleconverter TC-17E II, и я всегда его вожу с собой – редко, но приходится его использовать. У AF-S NIKKOR 800mm f/5.6E FL ED VR есть родной конвертор 1,25. Замечательный! С ним я не заметил снижения качества, при том  что фокусное расстояние вырастает до 1000 мм!

Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/6400
ISO: 200
Фокусное расстояние: 600 мм
Камера: Nikon D300S
Объектив: AF-S NIKKOR 600mm f/4G ED VR

Транспортировка «монстров»

Зимой я ездил по острову Врангеля на снегоходе в поисках берлог белого медведя. В таких условиях, как правило, объектив привязан и укутан где-то сзади, на багажнике. Возишь камеру и объектив отдельно друг от друга, ведь ситуации разные бывают. Во-первых, в собранном виде на ходу техника может сломаться от тряски. Во-вторых, по дороге могу заметить что-то интересное: для таких ситуаций у меня всегда наготове камера с зумом 200–400 либо 200–500 мм.

Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/3200
ISO: 400
Фокусное расстояние: 600 мм
Камера: Nikon D300S
Объектив: AF-S NIKKOR 600mm f/4G ED VR

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/6400
ISO: 640
Фокусное расстояние: 400 мм
Камера: Nikon D4S
Объектив: AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

Кейсы для длиннофокусной оптики – большая проблема, потому что в обычный рюкзак она не помещается, нужно быть готовым покупать специальные большие рюкзаки. У меня есть товарищ в Словакии, который шьет такие кофры. Он мне сделал рюкзак, куда входят 400 и 800 мм – немаленькая, довольно тяжелая конструкция, зато удобная, все лежит герметично и на своих местах, можно нести оборудование на себе. Объективы весят килограммов 14, плюс всякую мелочь туда набиваешь, выходит 20–25 килограммов.

Выживание техники в суровом климате

Когда снимаешь в суровых природных условиях, перепад температур – серьезное испытание для техники. Например, однажды на Камчатке мы летели на облет на вертолете и вдруг увидели волков – я тогда впервые их увидел на Камчатке. Я моментально извлек технику из сумки, а в вертолете было тепло, и объектив тут же запотел. Мы зависли прямо над волками, они совершенно не обращали на нас внимания, бегали, прыгали и резвились, а я не мог сделать ни кадра, упустил момент! Нужно следить за тем, чтобы температура оптики совпадала с температурой окружающей среды, не вносить в тепло с холода.

Иногда я храню оптику на улице, а если снаружи очень холодно, то укутываю технику, заношу сначала в тамбур, затем в помещение. И так оставляю, чтобы температура выравнивалась постепенно. Но если есть возможность, лучше все-таки объектив оставить в прохладном тамбуре, ничего с ним не произойдет, а вот камеру нужно забирать в тепло.

Бывало такое на острове Врангеля: заходишь с мороза в тепло, вдруг – медведь идет, выскакиваешь обратно на улицу, а техника уже запотела. Это, наверное, самая большая проблема при съемке в холодных условиях.


Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/8000
ISO: 640
Фокусное расстояние: 800 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 800mm f/5.6E FL ED VR

Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/250
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 800 мм
Камера: Nikon D4S
Объектив: AF-S NIKKOR 800mm f/5.6E FL ED VR

Был у меня случай много лет назад на Таймыре (у нас с друзьями есть давняя традиция: кто-то ходит в баню, а мы уже 18 лет ездим в тундру встречать весну). Однажды я попал в тундре под проливной дождь. Укрыть камеру не было возможности, и когда я вернулся в дом, с техники вода лилась ручьями. Я все просушил, но через пару дней снова попал в точно такую же ситуацию. По уже накатанному пути дома повесил камеру на крючок в стороне от печки и жду, пока все просохнет. В конце концов, на объективе (это был AF-S NIKKOR 600mm) осталось внутри одно влажное пятнышко конденсата, я придвинул его чуть ближе к печке, просушил до конца и отложил в сторону. В этот момент в дом зашел мой товарищ и сказал, что недалеко от нас олени переходят реку. А дело было к вечеру, на улице здорово похолодало. Я взял камеру с просушенным объективом, вышел на улицу… и от резкого перепада температуры самая большая линза на объективе лопнула. Природу не обманешь – но тут я сам, конечно, виноват.


Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/2000
ISO: 200
Фокусное расстояние: 400 мм
Камера: Nikon D3
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/125
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 800 мм
Камера: Nikon D4S
Объектив: AF-S NIKKOR 800mm f/5.6E FL ED VR

А иногда технике угрожает не климат, а сами звери. У меня был забавный случай: я снимал в Ботсване, правда, не на длиннофокусный объектив, а на широкоугольный. Моя любимая точка съемки – с земли. Установил низко на штативе камеру (у меня для этого есть специальные приспособления), к камере вплотную подошел молодой леопард и заметил в линзе свое отражение. Сначала он начал строить гримасы, трогать объектив лапой, а потом схватился зубами за бленду и попытался что-то отгрызть. Чтобы спасти ситуацию, я дернул за штатив – леопард испугался и убежал.

Вообще, профессиональная техника редко подводит, и, как правило, это случается из-за твоей собственной ошибки. Сам уронил, сам утопил – всякое бывает. Обидно, но никто от этого не застрахован, всегда нужно это учитывать.

Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/1000
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 500 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 500mm f/4G ED VR

Дикая природа – погоня или ожидание

Когда снимаешь белых медведей в Арктике, просто подходишь к ним на то расстояние, на которое они позволяют к себе приблизиться. У каждого животного своя дистанция. Съемка зверей в дикой природе – это искусство, ведь надо знать их повадки, расписание – когда и куда они ходят, где живут, чем и в какое время заняты. Надо подстраиваться под их «график» и пытаться жить в их ритме, чтобы все это снять. Большинству людей не суждено этого увидеть, можно сказать, это особая привилегия – наблюдать, снимать дикую природу и показывать ее зрителям.


Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/3200
ISO: 1000
Фокусное расстояние: 380 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/8000
ISO: 500
Фокусное расстояние: 400 мм
Камера: Nikon D300S
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Первое время я пытался бегать за животными: медведь идет – и я за ним, с рюкзаками и фотоаппаратом наперевес. Быстро понял, что это бесполезно: зверь тебя все равно услышит, учует и уйдет. Поэтому я пошел по другому пути.

Благодарю Алексея Маслова за те уроки, которые он мне преподнес на Камчатке. Он научил: хочешь снять медведя на определенном камне – сиди и жди. День, два, три. И ты его обязательно снимешь. Он придет.

Тут не только везение – надо учитывать, что, например, там, где живут медведи, есть места, которые они обязательно обходят. Тебе остается выбрать кадр и дождаться момента. Так везде, даже в Африке. У каждого животного своя территория.  Хочешь снять на дереве леопарда – езжай, посмотри, где они бывают и когда. Если ты увидел зверя в каком-то месте однажды, он обязательно туда вернется: придет проверять местность, ставить свои метки. И вот тут главное, чтобы к его возвращению ваш надежный супертелевик уже был наготове.


Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/1250
ISO: 800
Фокусное расстояние: 280 мм
Камера: Nikon D300S
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/80
ISO: 800
Фокусное расстояние: 400 мм
Камера: Nikon D4S
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II