Съемка пейзажа на объективы AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED и AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR

Съемка пейзажа на объективы AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED и AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR

В моем рюкзаке, как правило, лежат всего три объектива. Примерно 70% пейзажных снимков делаются на широкоугольные линзы. Обзор по работе AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED я уже делал ранее, поэтому теперь речь пойдет о 24-70mm и 70-200mm.

В использовании широкоугольного объектива есть один нюанс — слишком много внимания уделяется переднему плану. Если же есть красивые объекты на заднем плане, либо уходящая вдаль тональная перспектива (например, тосканские пейзажи), широкий угол попросту не позволит их показать. Тут и пригодится средний зум. Он важен, когда мы хотим показать всю перспективу — те же горы позади — или когда мы не хотим «схлопывать» задний план.

Таким образом, чтобы показать красоту заднего плана, я использую AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED, либо длиннофокусный AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR, если нужный объект находится еще дальше. Эти объективы позволяют добиться компрессии пространства и «сблизить» объекты заднего плана.


Диафрагма — f/16
Выдержка — 1/800, ISO 320
Фокусное расстояние — 70 мм
Камера — Nikon D850
Объектив — AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR


Диафрагма — f/13
Выдержка — 1/20, ISO 100
Фокусное расстояние — 32 мм
Камера — Nikon D850
Объектив — AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Кроме пейзажей я снимаю и travel – небольшие жанровые зарисовки, когда в кадре присутствуют люди или животные. Тут эти объективы тоже приходят на помощь, потому что шириком снимать достаточно непросто: надо быть очень близко к объекту съемки, что возможно далеко не всегда. Да и пропорции при съемке на тот же 14-24mm сильно искажаются. Поэтому с людьми в кадре предпочтительнее работать стандартными зумами.


Диафрагма — f/16
Выдержка — 1/500, ISO 200
Фокусное расстояние — 165 мм
Камера — Nikon D850
Объектив — AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR

AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED – универсальный объектив. Как правило, его покупают первым после стекол с фиксированным фокусным расстоянием, потому что на него можно снимать и пейзажи, и портреты. Он помогает фотографу определиться, в каком направлении развиваться дальше: уходить ли в широкий угол либо, наоборот, покупать телеобъектив и работать с крупными планами. Так, AF-S NIKKOR 14–24mm f/2.8G ED появился у меня уже после того, как я приобрел 24-70 и понял, что мне хватает его угла. Поэтому сразу бездумно приобретать широкоугольник нет смысла, пока ты не поймешь, что действительно готов снимать много пейзажей.

Еще 24-70mm помогает мне в процессе съемки «очнуться», когда я слишком увлекаюсь передним планом: достаю объектив, отхожу на пару шагов назад и… на заднем плане, например, сразу же «вырастают» горы.


Диафрагма — f/3.2
Выдержка — 8, ISO 3200
Фокусное расстояние — 66 мм
Камера — Nikon D810
Объектив — AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED


Диафрагма — f/14
Выдержка — 1/160, ISO 160
Фокусное расстояние — 24 мм
Камера — Nikon D810
Объектив — AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Телеобъектив я обычно использую для детальной проработки дальнего плана. На 70-200mm можно красиво снять фактуру гор, одни вершины. Удивительно, что в Италии, в Тоскане, 70-200mm я использую, наверное, 90% времени. Специфика съемки в этом месте такова, что ты, как правило, стоишь на холме и снимаешь городки, деревни и виллы, «парящие» в тумане неподалеку. Найти передний план в таких пейзажах непросто, и именно телеобъектив позволяет подчеркнуть тональную перспективу, выделить волны холмов, чуть «кучнее» скомпоновать в кадре все объекты, которые находятся друг от друга на расстоянии. Шириком же передать это тяжело: задний план «схлопывается» – красота теряется.


Диафрагма — f/13
Выдержка — 1/8, ISO 100
Фокусное расстояние — 116 мм
Камера — Nikon D850
Объектив — AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR


Диафрагма — f/3.5
Выдержка — 1/5000, ISO 200
Фокусное расстояние — 70 мм
Камера — Nikon D810
Объектив — AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR

Кроме того, телеобъективом я снимаю диких животных, к которым близко не подойдешь. Недавно побывал в Антарктиде и там 70-200mm использовал примерно половину съемочного времени, чтобы запечатлеть пингвинов и морских котиков на льдинах. 24-70mm у меня был накручен на камеру Nikon D850, а 70-200mm — либо на D500, либо на D810. Когда мы подходили на лодке к животному, я делал две серии кадров — портрет и общий план.

Я люблю 14-24mm в пейзаже, потому что у него гиперфокальное расстояние очень маленькое. То есть на диафрагмах 14-16 у него гиперфокал 40-50 см: можно находиться очень близко от переднего плана — камней и фактур — зажать диафрагму и весь кадр будет в резкости. На 24-70mm же гиперфокал очень большой: при схожих значениях диафрагмы он вырастает до 3-5 метров, и выстроить такой подробный кадр уже не получится — будут только средний и дальний планы. Ну, а с телевиком будет вообще по-другому: передний и средний планы размываются в «рамку», резким будет только объект на дальнем плане.

Работа пейзажного фотографа не всегда связана только с закрытой диафрагмой. Иногда полезно приоткрыть ее, чтобы получить красивое размытие. Например, если вокруг кадра есть интересные ветки или фактура камней, воды, все это можно увести в боке на диафрагмах 4-5,6. На закрытых же диафрагмах в основном вся съемка на телевик ведется со штатива, причем на штативе стоит не камера, а именно сам объектив на специальной площадке! Съемка ведется либо из режима LiveView, либо с предподъемом зеркала и с отключенным режимом VR, потому что любая вибрация для длиннофокусного стекла на длинных выдержках критична.

В Антарктиде, например, я старался снимать со значениями диафрагмы 14-16, чтобы показать задний план — то есть даже портрет животного я снимал вместе с проработанным пейзажем сзади.


Диафрагма — f/16
Выдержка — 1/320, ISO 200
Фокусное расстояние — 125 мм
Камера — Nikon D500
Объектив — AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR

Большое отличие объективов Nikon от других производителей — самая открытая диафрагма. В нашем случае это 2,8 ­— рабочая. Все, что попадает в ГРИП — без «мыла». У линз других производителей такого нет, и на их открытых диафрагмах работать нельзя. Однако учитывая мою специфику съемки, я все равно пытаюсь выжать из кадра максимум из доступной мне резкости, так что практически не открываю диафрагму полностью — стараюсь использовать хотя бы 3,2 или 4.

Кроме того, родные объективы NIKKOR обеспечивают максимальную скорость автофокуса, сочетают самые передовые технологии, и просто выглядят очень красиво. Не зря профессионалы используют только их. Еще одно преимущество работы с техникой Nikon для меня — это сервис NPS, куда я каждый раз после сложных экспедиций отвожу свое оборудование для чистки и настройки.

В 2015 году вышла новая версия универсального объектива 24-70mm f/2.8 — AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8E ED VR. И хотя мы технологию VR в пейзаже не используем, потому что большую часть кадров делаем со штатива, в съемке в стиле travel и при создании видеороликов с рук эта функция незаменима. Думаю, в скором времени куплю его себе.

В заключение могу сказать, что в работе с любыми объективами главное понимать, как их использовать, ведь один и тот же кадр можно снять по-разному, ориентируясь на свои знания и экспериментируя. Не обладание всей линейкой стекол делает из вас профессионала, а умение решить задачу теми средствами, которые доступны прямо сейчас.


Диафрагма — f/8
Выдержка — 1/125, ISO 200
Фокусное расстояние — 58 мм
Камера — Nikon D850
Объектив — AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED


Диафрагма — f/9
Выдержка — 1/500, ISO 320
Фокусное расстояние — 40 мм
Камера — Nikon D810
Объектив — AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED