Съемка плавания и тест AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

Плавание — один из моих любимых видов спорта. Он очень интересный и зрелищный. Особый колорит создают вода, отражения, брызги. А уж если повезет с освещением… Эта съемка, увы, не тот случай: свет в «Олимпийском» слабый, кажется, он остался тут с самой Олимпиады в 1980-м. Но репортажные фотографы привыкают выжимать максимум из предоставленных условий.

Почему плавание снимать сложно

Новый объектив AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR я решил протестировать на Чемпионате России по плаванию, выбрав мероприятие неслучайно. Как правило, на крупных соревнованиях жестко ограничены фотопозиции: на финалы нужно записываться заранее и помимо аккредитации получать дополнительный пропуск на съемку. Это всегда большая проблема, потому что плавание — второй по популярности вид спорта после легкой атлетики, он приравнивается к финалу по баскетболу. Такое часто происходит в большом спорте: мест на площадках мало, а желающих попасть на них журналистов — много.


Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/1600, ISO 3200
Фокусное расстояние — 400 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

На чемпионате России все немного проще: нет олимпийского ажиотажа, и с выбором фотопозиций свободнее. Все свои, можно договориться о невозможных на крупных соревнованиях вещах: например, я вел съемку с вышки, куда обычно никого не пускают.

В «Олимпийский» я пришел без редакционного задания: мне очень хотелось снять новые точки и показать свой взгляд на съемку плавания. Потому что при всей красоте этого вида спорта фотографировать его — задача сложная.


Диафрагма — f/4.5
Выдержка — 1/1250, ISO 3200
Фокусное расстояние — 550 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

Например, когда идет спринт (короткая дистанция), это сплошной вал брызг и пены, в них практически не видно человека. Чтобы снять спринт красиво, во-первых, важно выбирать правильную точку съемки, а во-вторых, наблюдать за тем, в какую сторону спортсмены дышат. Как правило, пловцы делают вдох через два движения, многие поворачиваются сначала в одну сторону, потом в другую. Конечно, для фотографа это проблема — необходимо сначала понаблюдать за тем, как спортсмен двигается. В идеале произвести «разведку» еще на предварительных соревнованиях. Иначе в кадре будет один затылок. Внимательно наблюдать за всем, что происходит на площадке; подмечать, у кого какие особенности и делать на это поправки — неотъемлемая часть работы настоящего спортивного фотографа!


Диафрагма — f/5.6
Выдержка — 1/1000, ISO 4000
Фокусное расстояние — 550 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR


Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/1600, ISO 3200
Фокусное расстояние — 400 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

Естественно, на соревнованиях снимаешь в основном лидеров: сильнейшие плывут на 4-й и 5-й дорожках. На остальные дорожки переходишь редко. Однако это вовсе не значит, что о них можно забыть: иногда на соседних дорожках происходит что-то интересное, и если фотограф успел заметить и запечатлеть необычное, он в выигрыше.

В плавании самое главное — показать красоту движения и то, что недоступно невооруженному глазу. Как правило, то мгновение, когда спортсмен выплывает из воды, с трибуны не видно. Знающий фотограф работает на опережение. Я очень люблю такие кадры и стараюсь ловить именно это мгновение!


Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/1000, ISO 3200
Фокусное расстояние — 400 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

Из-за недостаточного освещения и отсутствия отражения в воде лица спортсменов могут получаться темными. Это неправильная экспозиция. Чтобы избежать этого, я работал со значениями ISO 3200-5000. Выдержка — от 1/1250 до 1/1600 — уж сколько позволял скудный свет в помещении.

Много проблем возникает и из-за брызг: впереди, в метре от спортсмена, идет такой шквал воды, на который часто срабатывает автофокус. В этих условиях я ставлю точечный автофокус, чтобы держать в кадре лицо, хотя иногда фотоаппарат все-таки промахивался — но это, как говорится, издержки производства и стопроцентных «попаданий» в этом виде спорта не бывает.


Диафрагма — f/4.5
Выдержка — 1/1250, ISO 2500
Фокусное расстояние — 400 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

Признаюсь, всю съемку я провел в NEF (RAW), однако сильно снимки не корректировал: местами применил кадрирование, кое-где чуть осветлял детали. Снимай я только в JPEG в таких условиях, вышло бы заметно хуже. Я редко прибегаю к съемке в NEF — только в действительно исключительных условиях. Главное предусмотреть, что флешки в таком случае очень быстро заканчиваются.

Боевое крещение 400mm

Все фотографии с чемпионата сняты на Nikon D5 с новым объективом. Кое-где -например, на фотографиях «в лоб» — я добавлял конвертор 1.4, с которым AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR работает замечательно.

Вообще, девяносто процентов профессиональных спортивных фотографов работают в основном объективами с двумя диапазонами фокусных расстояний: 400 mm и 70-200mm. Иногда используются зумы 200-400mm или 200-500mm. Однако первая пара обладает максимальной светосилой, что для нас чрезвычайно важно, особенно при съемках в помещении с недостаточным освещением: здесь диафрагма 2.8 незаменима.


Диафрагма — f/5
Выдержка — 1/1000, ISO 5000
Фокусное расстояние — 550 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

Я обладатель предыдущей версии 400mm - AF-S NIKKOR 400mm f/2.8G ED VR — поэтому мне было с чем сравнить новинку. Во-первых, объектив легче старого — 3,8 кг против 4,6. Во-вторых, он очень резкий. Быстрый — безусловно, впрочем, все новые объективы Nikon могут этим похвастаться. Если он и даст осечку, то лишь по вине фотографа. Если же ты держишь объект в фокусе, ошибки быть не может, техника работает безотказно.

Могу ли я сказать, что новое поколение оптики на голову превосходит предыдущее? Пожалуй, нет. Это высококлассная техника, которая предназначена для профессионалов. Разумеется, она улучшается, но и прежний уровень оптики очень высок. Думаю, если снимать обоими объективами с двух одинаковых камер, можно заметить разницу. Для меня она заметна — но не столь сильна.


Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/1250, ISO 3200
Фокусное расстояние — 400 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

Минимальное расстояние до объекта съемки — менее 3 метров (4 метра — у предшественника). Появилась новая система подавления вибраций — правда, я ей на тесте не пользовался, так как снимал с монопода, и камера была стабильна. Попробуйте поснимать целый день без монопода — держать эту тяжелую конструкцию в руках все время просто невозможно!

Нельзя забывать, что при съемке с больших дистанций (от 50 метров и дальше) на длиннофокусную оптику даже при коротких выдержках, таких как 1/1000 или 1/1600, малейшее движение руки приведет к нерезкому кадру. Как быть? Фотографу нужно забыть о движении тела спортсмена: взгляд и точка фокусировки — только на очки. Камера двигается за ними, а то, как при этом двигается сам спортсмен, абсолютно неважно! Например, в теннисе часто бывает так: во время удара ракеткой фотографы дергают камерой и получают смазанный кадр. Чтобы запечатлеть одно мгновение, одно движение — я даже рекомендую не хвататься крепко за камеру во время съемки. Держите ее, как птичку, не наваливаясь и не упираясь.

Один бассейн много ракурсов

Немного обидно было видеть, что фотографов на соревнованиях было мало и все они снимали сбоку, никто не хотел сменить точку. А ведь съемка «в лоб» часто выходит значительно лучше.


Диафрагма — f/4.5
Выдержка — 1/1250, ISO 3200
Фокусное расстояние — 550 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

Своими фотографиями я хотел показать, насколько разнообразной может быть рядовая, в общем-то, спортивная съемка. Надо сказать, что сильные эмоции на финише в плавании бывают только при очень крупных победах — на Олимпиадах и чемпионатах мира. На «домашних» мероприятиях все происходит по-семейному, довольно спокойно. Поэтому я не ставил себе на эту съемку задачу запечатлевать эмоции на финише, а предпочел работать над интересными динамичными кадрами. Да, это тоже часть нашей работы — правильно расставлять приоритеты, чтобы потом не кусать локти об утерянных моментах.


Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/1250, ISO 3200
Фокусное расстояние — 550 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

В зависимости от вида плавания, я менял точки съемки — благо, на чемпионате России в этом плане довольно свободно. Допустим, плавание на спине я снимал сбоку или с верхней точки. Вольный стиль, особенно спринт, довольно сложный, я стараюсь выбрать точку съемки немного в спину, когда спортсмены проплывают чуть дальше — открывается лицо. Если снимать эту дисциплину спереди — лица видно не будет, поймаешь в кадр лишь одну руку с брызгами. Брасс и батерфляй лучше снимать спереди, хотя иногда можно работать сбоку: например, чтобы показать водяную «бороду». Но не стоит увлекаться, таких кадров хватит пары-тройки.

Всегда нужно наблюдать и за отражением в воде — с ним получаются очень красивые снимки. Например, пловец снят «в лоб», на объектив с конвертером. Этот снимок сделан сразу после старта, когда вода еще чистая и гладкая и дает красивое отражение.


Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/1250, ISO 3200
Фокусное расстояние — 550 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

А вот на этой фотографии синий цвет — это отражение табло в воде:


Диафрагма — f/4
Выдержка — 1/1250, ISO 3200
Фокусное расстояние — 400 мм
Камера — Nikon D5
Объектив — AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

При съемке любого вида спорта очень важно быть внимательным и подмечать детали, тогда можно получить интересный кадр, и ваши снимки будут не как у всех!

Другие снимки Роберта Максимова, снятые на AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR, можно посмотреть в галерее Nikonpro.ru.