Съемка животных в национальных парках Африки. Часть 1

Как спланировать съемку диких животных, к чему следует быть готовым и как не нужно себя вести в Африке, рассказывает фотограф дикой природы, амбассадор Nikon Сергей Горшков.

«Для фотографов живой природы Африка — как обязательная программа в фигурном катании. Для меня общение с дикой природой этого континента — большая награда. Часто приходится слышать, что в Африке все уже снято. Я не согласен. Дикая природа дарит такое количество сюжетов, что повторений, по определению, быть не может.

След кошки

У каждого фотографа есть своя страсть. Мне нравится снимать дикую природу России, но за ее пределами у меня есть одна любимая модель, которую я снимаю уже много-много лет — леопарды.

Впервые я увидел Африку больше десяти лет назад. Это была моя первая поездка, тогда я взял в руки камеру, и она полностью изменила мою жизнь. До сих пор вспоминаю то утро — никогда не думал, что там может быть так холодно! Тогда я даже не представлял, что свяжу свою жизнь с Африкой, казалось, одной поездки будет достаточно. Но за первым разом последовал второй, третий, десятый... Теперь я понимаю, что Африка меня никогда не отпустит.

Да, леопардов фотографируют много лет, и снять то, чего до тебя еще никто не снимал, чрезвычайно сложно. Но я буквально «заболел» этой кошкой и пытаюсь открыть дверь в мир этих загадочных хищников.


Диафрагма: f/16
Выдержка: 1/1600
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 24 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 24mm f/1.4G ED


Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/320
ISO: 800
Фокусное расстояние: 500 мм
Камера: Nikon D4S
Объектив: AF-S NIKKOR 200–500mm f/5.6E ED VR

Для рассказа о них нужны не просто красивые снимки, я хочу показать нечто совершенно иное. Хочется делать такие кадры, каких еще никто не видел. И я решил попытаться снять леопарда с нижней точки широкоугольным объективом, мне хотелось показать его мощь и красоту с другого угла. Снимая с нижней точки и используя широкоугольный объектив, можно получить неожиданные крупные планы — интимные и доверительные, хотя доверчивость эта сродни доверчивости жертвы: обычно снизу вверх на леопарда смотрит тот, кого зверь собирается убить. Опасный и рискованный проект, скажете вы. Но тем не менее, понимая все трудности и сложности работы с этим хищником, я принял решение рискнуть и начал снимать. Разумеется, я не собирался становиться жертвой. Но определенный риск все же был — проделывалась огромная работа, а результат был абсолютно непредсказуем. Я надеялся, что смогу запечатлеть такие нюансы поведения хищника, которые не увидишь с дальнего расстояния. И если хоть один снимок получится, я буду счастлив.


Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/800
ISO: 500
Фокусное расстояние: 400 мм
Камера: Nikon D4S
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II


Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/200
ISO: 1000
Фокусное расстояние: 800 мм
Камера: Nikon D500
Объектив: AF-S NIKKOR 800mm f/5.6E FL ED VR

После нескольких лет сьемки я выпустил фотоальбом о леопардах «След кошки». Казалось бы, всё, можно закончить, но я не могу остановиться, и сейчас поставил себе цель поснимать еще несколько лет и попробовать выпустить про них лучшую книгу. Для этого я много лет снимал в Ботсване, начал искать новые места и несколько лет назад открыл для себя Лондолози. Это отличная земля для леопардов: здесь очень высоки шансы повстречаться с ними. На территории парка живет 25—30 кошек, и каждый день у меня есть шанс снять что-то интересное. Поэтому два-три раза в год я езжу в Лондолози.

Сезоны съемок

Всегда стараюсь приезжать в разные сезоны, потому что каждое время красиво и уникально по-своему, охватывает разные моменты. Меняя сезоны, можно показать динамику и разнообразие дикой природы. В каждом месяце есть свои прелести.

Горячий сезон — это лето, самые насыщенные месяцы — август-сентябрь, а если не бояться жары, то и октябрь: в этом месяце на юге Африки самое пекло, и животные стоят возле воды, у озер и речек происходит что-то интересное. Травоядные животные далеко от водопоя не отходят и два-три раза в день возвращаются попить. Хищники, зная это, караулят жертв. Словом, у воды сконцентрирована вся жизнь, надо просто набраться терпения и ждать, хорошие кадры обязательно будут.


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/4000
ISO: 640
Фокусное расстояние: 70 мм
Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II


Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/1250
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 200 мм
Камера: Nikon D4S
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

В декабре-марте начинается сезон дождей, много зелени и травы, животных почти не видно. Но зато какое насыщенное грозовое небо с проливными дождями! Я люблю снимать в дождь. И еще в конце ноября и начале декабря в южной Африке происходит рождение многих антилоп, и это опять взаимоотношения хищника и жертвы.

Выбор парка

Планируя поездку в национальный парк, важно понять, чего вы хотите от поездки. Ведь у каждого места и у каждого сезона есть своя изюминка. Меня часто просят порекомендовать место, куда можно просто поехать и все посмотреть. Советую ехать в Ботсвану, например, в лагерь Момбо, где очень много львов, леопардов, и за неделю можно многое увидеть.


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/5000
ISO: 500
Фокусное расстояние: 200 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II


Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/8000
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 600 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 600mm f/4G ED VR

В одних парках живут собаки, в других много львов, в третьих — гиппопотамов. Прежде чем планировать поездку, обязательно подумайте, чего вы хотите, и соберите как можно больше информации. Если просто интересно посмотреть на дикую природу — это одно, а если поснимать, например, взаимоотношения леопардов — их нужно искать там, где они обитают.

Если миграции зебр и антилоп происходят в Кении и Танзании, то вы не найдете их в ЮАР. И обязательно учитывайте сезонность: когда происходят миграции, засухи, сезон дождей и так далее. Если вам нужны пейзажи пустыни Калахари в Ботсване, туда я рекомендую лететь в сезон дождей, например, в декабре, потому что там открытые пространства, нет деревьев, и в небе висят фантастические грозовые облака — можно снять совершенно невероятные драматические кадры. Зная все эти особенности, легко планировать поездку заранее. Я свои съемки бронирую за год-два. Потому что в хорошем месте проводники в сезон нарасхват.

Очень многое зависит в таких поездках от проводников: я глубоко убежден, что они — половина успеха. Важно искать проводника, понимающего как фотографию, так и дикую природу, чтобы он знал, как правильно подъехать к объекту съемки, понимал, когда нужно передвинуть машину. Зрелищные моменты длятся считанные секунды, и от вашего тандема будет зависеть многое.

Бывают и неудачи. Вот пример: в апреле-мае происходят турнирные бои антилоп импал. Мне хотелось снять их на закате, когда у животных происходят стычки: в контровом свете, в облаках пыли. Я приехал, а дожди все еще продолжались, и о пыли не было и речи, стояла высокая влажность, трава по пояс. И вот происходят драки, движение, ты все это видишь глазами, но снять это эффектно не представляется возможным. Две недели я ездил за антилопами, многое видел, но фактически ничего не снял, лишь раз мне представилась такая возможность. Нереально предугадать все на свете.


Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/4000
ISO: 560
Фокусное расстояние: 400 мм
Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II


Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/8000
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 400 мм
Камера: Nikon D500
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Бывает, несколько дней я не встречаю ни одного леопарда, а потом за один день вижу пять-семь. Леопарду проще охотиться, когда поднимается сильный ветер — тогда легче «прятаться» за шумом и подбираться к добыче. Таким образом, в ветреную погоду 9 из 10 кошек выходят на охоту. Поймав добычу, леопард поедает ее несколько дней, и тогда увидеть его практически невозможно. Важно понимать повадки, привычки, «расписание» животного: знание таких элементарных вещей помогает предвидеть и снимать хорошие моменты.

Читать часть 2.