Съемка животных в национальных парках Африки. Часть 2

Читать часть 1.


Правила съемки в парках

Прежде чем отправиться в парке на первую съемку, фотограф подписывает правила поведения. Например, нельзя вставать в машине или покидать ее, кричать, шуметь, провоцировать животных. Там много разных пунктов, и выполнять их следует неукоснительно. Без инструктажа просто невозможно выехать «в поле».

Есть ограничения, но они везде разные. Вот несколько примеров:

Если встречаешь леопарда с котятами, с наступлением темноты ты должен покинуть место их локации: машина всегда является сигналом для остальных хищников. Гиены уже усвоили, что там, где машина с туристами, может быть леопард с добычей. Гиена придет к машине, и там ее добычей могут стать маленькие котята.

Когда леопард убивает, например, антилопу, он не может затащить ее на дерево, пока не съест половину туши: в этом случае мы должны будем уехать с закатом солнца, чтобы не привлекать гиен.

Животные быстро привыкают и адаптируются к автомобилям, на людей в машине они не реагируют, но стоит только выйти, даже просто поставить одну ногу на землю, — тот же лев или леопард соскакивает и убегает.


Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/640
ISO: 400
Фокусное расстояние: 70 мм
Камера: Nikon D2X
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8 VR


Диафрагма: f/6.3
Выдержка: 1/1250
ISO: 500
Фокусное расстояние: 70 мм
Камера: Nikon D3
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8 VR

Между заповедниками, парками и частными территориями есть отличия. Скажем, в заповеднике можно передвигаться только по дорогам и возвращаться в лагерь нужно на закате. Частные парки дают больше свободы: разрешено передвигаться в любое время суток и вне дорог. Так, встретив леопарда, я могу спокойно следовать за ним. Еще один плюс: в частных парках не собирается много людей, как в рядовом заповеднике, где можно подъехать к животным, а вокруг уже будет «толпа» из 20 машин. В таком случае действует правило: если собралось три машины и подъезжает четвертая, первая, постояв 40 минут, должна уехать. Это дает больше возможностей для съемки, больше гибкости, к тому же всегда можно договориться и остаться где-то подольше.

Ночное сафари — это отдельная история, и оно возможно только в частных парках или по специальным разрешениям, которые в исключительных случаях выдает администрация парка.

Работа с леопардами держит меня на ногах днем и ночью. Именно после захода солнца в Африке все начинает оживать и выползать. При свете Луны жизнь продолжается во всей своей смертельной роскоши!  Леопарды идут на охоту, они становятся настоящими ночными кошками, и следом крадусь я с фотоаппаратом. Следить за леопардом в темноте — задача не из простых, сделать удачный снимок еще сложнее. И тем не менее, ночные съемки подарили мне едва ли не самые волшебные впечатления. Это особенное удовольствие: выхватывать лучом фонаря из темноты чьи-то глаза, наблюдать за взаимоотношениями животных, а если повезет, то стать свидетелем смертельной игры хищника и его жертвы. Я стал невольным зрителем многих охот. И не буду скрывать, что стараюсь снять именно эти взаимоотношения. Хищник с добычей —неотъемлемая часть природной истории.


Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/160
ISO: 5000
Фокусное расстояние: 400 мм
Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/8
ISO: 12800
Фокусное расстояние: 32 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8 VR

Поймать момент охоты и снять подобную сцену — большая удача. Многие мечтают иметь такие снимки в своей коллекции, многие приезжают в Африку специально ради них. Но снять эти сцены нужно правильно и красиво, а это очень сложно. Для многих из нас охота ­— не совсем приятный момент, но Африка соткана из таких сцен, которые и создают ее жестокую красоту. Это очень сложно и психологически, Африка — не для слабонервных.

Первое время я думал, чем больше крови, тем интереснее снимок. Но сейчас мне интереснее запечатлеть подготовку к охоте, выслеживание, момент атаки хищника на жертву, борьбу между ними. Когда крови становится слишком много, я опускаю камеру. После таких сцен мое настроение обычно надолго испорчено.


Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/640
ISO: 500
Фокусное расстояние: 90 мм
Камера: Nikon D750
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II


Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/800
ISO: 400
Фокусное расстояние: 270 мм
Камера: Nikon D4S
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Иногда меня спрашивают, хочется ли мне в такие моменты вмешаться, чтобы спасти жертву. Мой ответ всегда одинаков: кто я такой? Африка сама знает, кому умереть, а кому остаться в живых. Леопарду, чтобы выжить, необходимо поймать, убить и съесть свою жертву. Жестоко? Отнюдь. У леопарда есть детеныши, которые хотят есть. Моя задача — наблюдать за ходом событий и в нужный момент нажать на кнопку камеры.

Безопасность

Конечно, многих интересует этот вопрос. В дикой природе бывает всякое, и сафари таит много рисков. Чаще всего на машины нападают слоны. Для пеших фотографов немалую опасность представляют носороги и буйволы. Очень много людей в Африке погибает от крокодилов и гиппопотамов. Год от года статистика меняется, но, например, каждый день на реке Замбези от крокодилов погибает 2—3 человека. Каждый день!


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/4000
ISO: 500
Фокусное расстояние: 95 мм
Камера: Nikon D300S
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

Чтобы не рисковать зря, нужно четко выполнять инструкции. Бывают неприятности от змей. Они часто выползают в сезон дождей, когда становится жарко, забираются в помещения. Как правило, змеи, заслышав человека, стараются скрыться, но случается всякое. Например, самая быстрая и опасная змея — черная мамба — атакует без предупреждения, после ее укуса можно прожить 30—40 минут. А мозамбикская кобра плюет ядом на расстояние до пяти метров, стараясь поразить глаза жертвы. Неплохо различать змей и знать их повадки.

У меня были разные случаи со змеями.Однажды мы вечером возвращались на машине в лагерь. Спереди на капоте у автомобиля есть место для трекера — это следопыт, который смотрит по сторонам, обращает внимание на следы. Все уже подустали и немного отвлеклись, а в этот момент черная мамба переползала дорогу. Эта змея вырастает до 4 метров. Если ты наезжаешь на нее, она может подняться и укусить человека, таких случаев очень много. Мамба атаковала, но промахнулась — к счастью, проводник успел отреагировать, перепрыгнул через машину.


Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/320
ISO: 640
Фокусное расстояние: 400 мм
Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S NIKKOR 80-400mm f/4.5-5.6G ED VR


Диафрагма: f/5.6
Выдержка: 1/640
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 250 мм
Камера: Nikon D610
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Вообще, отправляясь в Африку, нужно понимать, что там надо быть предельно осторожным. Например, в лоджи существует неписаное правило: прежде чем взять полотенце или халат, обязательно встряхнуть его, утром проверить тапки, обувь — туда могут заползти скорпионы. По этой же причине нужно закрывать рюкзаки и сумки.

Еще одна распространенная проблема — малярия. Прививки от нее не ставятся, привиться можно от столбняка или желтой лихорадки. Все время, что человек находится в Африке, нужно пить специальные таблетки «Маларон». В некоторые страны не пускают без сертификата о прививке от желтой лихорадки. Вообще, в каждой стране есть свой список необходимых действий, о которых нужно позаботиться заранее.

И, конечно, стоит соблюдать базовые правила: пить только бутилированную воду, взять с собой из дома свою аптечку, обязательно мыть руки, посмотреть, в каких условиях готовят еду на кухне в лоджи, где вы живете и т. д. И запивать все виски.

Экипировка и техника

Одежду всегда нужно выбирать по сезону. На сафари в сезон дождей нужна непромокаемая экипировка. В холодный сезон — теплые вещи. В некоторых лоджах есть спортзалы и даже бассейны, куда можно ходить в свободное от съемок время — можете прихватить спортивный костюм и кроссовки. Но бывают и «спартанские» лагеря с минимальным уровнем комфорта. Лично мне нет особого дела до того, в каких условиях я живу: для меня главное — объект съемки.

Не берите слишком много вещей: часто в такие места летают только маленькие самолеты с ограничением по весу багажа, куда не принимают жесткие сумки — нужно учитывать и этот момент.


Диафрагма: f/5
Выдержка: 1/160
ISO: 1250
Фокусное расстояние: 340 мм
Камера: Nikon D4S
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II

Думаю, не скажу ничего нового: технику для такой поездки нужно выбирать, исходя из своих задач. Для каждого случая — животные на открытом пространстве или пейзажи — есть свой оптимальный набор оборудования. Там, где много кустов и растительности, будет оптимальным объектив AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II. В Кении или Танзании, где много открытых пространств, понадобится хороший телевик 600 или 800 мм. Кстати, некоторые парки сейчас предлагают оборудование в прокат — можно арендовать телевик на месте, это очень удобно.

В каждую поездку я стараюсь взять как можно больше оптики: это существенно расширяет возможности. Так, в последнюю поездку я брал AF-S NIKKOR 800mm f/5.6E FL ED VR, AF-S NIKKOR 300mm f/2.8G ED VR II и стандартные AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II и AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED. И камеры D5 и D500.

В общем, главное в такой поездке — все тщательно изучить и спланировать заранее, тогда на месте не будет разочарований, и вы получите большое удовольствие от путешествия, съемки и общения с живой природой.


Диафрагма: f/7.1
Выдержка: 1/250
ISO: 160
Фокусное расстояние: 360 мм
Камера: Nikon D4S
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II